В.Л.Бурцев
|
(16 ноября 1933 г.).
Еще до прихода Гитлера к власти, одним из главных козырей против евреев у него были "Сионские Протоколы". Но при тогдашних (до 1933 г.) свободных политических условиях в Германии, немецкие евреи не обращали внимания на немецких и русских антисемитов, как Гитлер и Розенберг, и на многочисленные тогдашние антисемитские немецкие организации, угрожавшие им, особенно, начиная с 1919 года, всем тем, что они пережили после прихода к власти Гитлера. Их не беспокоила и пропаганда каких-то явно вздорных "Протоколов". В то время евреи не могли, конечно, предполагать, что в Германии, в стране культурной, с свободной политической конституцией, когда-нибудь могли быть в государственном порядке проведены против них погромные средневековые меры.
Но даже и в первое же время после прихода гитлеровцев к власти, несмотря на то, что они сразу же начали преследовать евреев, евреи в Германии, не вполне ясно понимали значение всего того, что тогда обещал с ними сделать Гитлер. Это отчасти объясняет, почему после прихода его к власти, немецкие евреи не оказывали сразу большего ему сопротивления, чем это было ими сделано. Они, очевидно, все же надеялись, что он, может быть, остановится на полпути, а потому практичнее с ним мир, а не война.
Вскоре после прихода к власти Гитлера, пропаганда антисемитизма вообще и пропаганда {118} "Протоколов" стала усиленно вестись не только в самой Германии, но и из Германии по всему миру. Она тогда же перебросилась и в соседнюю Швейцарию. Там появились свои местные антисемитские национал-социалистические организации - и там стали издавать и пропагандировать "Протоколы".
Вот, в ответ на эту пропаганду "Протоколов" в Швейцарш, евреи в Берне и Базеле и решили их разоблачить на суде.
В бернском кантоне имеется возможность легальной борьбы с подстрекателями к национальной и религиозной ненависти и нетерпимости. По закону этого кантона, запрещается печатание, издание, продажа, выставление на показ, распространение и реклама безнравственных произведений по своему содержание или по своей форме способных подстрекнуть кого-нибудь к преступлению или тяжело оскорбить нравственное чувство или вызвать соблазн к преступлениям.
На основании этого закона швейцарские адвокаты, профессоры Матти и Георг Бруншвиг подали от имени еврейских общин в Швейцарии вообще и, в частности, еврейских общин в Берне жалобу в бернский суд и возбудили уголовное преследование за распространение "Протоколов" против вождя местных антисемитов, Фишера и членов национального фронта гитлеровцев. Суд в первый раз был назначен в Берне 29 октября 1933 г. и затем возобновлялся еще два раза. .
На первом своем заседании, 16 ноября 1933 г., суд постановил изучить вопрос о подлинности "Протоколов". Для этого решено было избрать трех экспертов: обе тяжущиеся стороны выбирают по одному эксперту, а третьего назначил суд.
Суд дал экспертам большой срок, чтобы они могли сделать все нужные изыскания для изучения вопроса о "Протоколах". Тем самым суд давал обвиняемым полную возможность собрать в защиту подлинности "Протоколов" все, что они только могли, {119} чтобы потом им нельзя было отговариваться, что не имели времени это сделать.
Разбор дела был отложен до осени 1934 г.
---
Цель, какую преследовали обвинители, возбудившие этот процесс, была, конечно, та, чтобы дать антисемитам бой по поводу "Протоколов" в гласном суде - в присутствии представителей прессы.
Для обвинителей с самого начала главным обвиняемым по этому делу были, разумеется, не какие то мало кому и в Швейцарш известные швейцарцы, издававшие и распространявшие "Протоколы", а немецкое правительство национал-социалистов в Берлине, предпринявших во всем мире в широчайших размерах пропаганду "Протоколов".
Движение немецких национал-социалистов, как это видно еще из книги Гитлера, изданной еще в 1922 г., "Моя борьба", было все проникнуто идеями "Протоколов". В этой книге Гитлера и в его речах, как и в книгах и речах его, товарищей по борьбе с евреями, можно найти не только много общих идей с "Протоколами", но и тождественных выражений.
Так задачу суда в Берне по делу о ''Протоколах" поняли и в Швейцарии, и вне ее.
---
По времени, процессу в Берне по поводу "Протоколов" должен был предшествовать аналогичный процесс в Базеле.
В 1933 г. в антисемитском журнале "Eiserner Baren" (9 июля) была помещена рекламная статья о "Протоколах сионских мудрецов". В этом же номере журнала д-р Цандер сказал про главного раввина в Стокгольме д-ра Эренпрейса, что он признал существование плана мирового захвата евреями.
Жалобу в суд подал д-р M. И. Дрейфус-Бродский, председатель еврейской общины в Базеле и {120} Швейцарского Израильского Союза,
а также д-р Маркус Кон, председатель сионистской федерации в Швейцарии. Затем к процессу присоединился и д-р Эренпрейс. Их защитником выступил адвокат, д-р О. Мейер.
Но этот суд в Базеле по разным обстоятельствам не раз откладывался, - между прочим, и в виду аналогичного процесса в Берне. После окончания бернского процесса обвиняемые по базельскому процессу признали свою вину и суд по их делу не состоялся.
{121}