ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

КАТАСТРОФА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

"Общеимперское объединение евреев Германии"

       "Хрустальная ночь" стала переломным моментом в истории антиеврейской политики. Когда 12 ноября 1938 года в бюро Геринга "еврейский вопрос" обсуждался на самом высоком уровне, Гейдрих, ссылаясь на австрийский опыт Эйхмана, предложил "учредить в пределах Рейха при участии компетентных государственных органов аналогичную центральную организацию и найти, опять-таки опираясь на этот опыт, решение в пределах всего Рейха". Действительно, антиеврейская политика была централизована, и в январе 1939 года была создана "Центральная имперская служба по делам еврейской эмиграции", в чью задачу входило учреждение "еврейской организаций для подготовки стандартной процедуры подачи просьб о выезде".

       "Общеимперское объединение евреев Германии"

       4 июля 1939 года была опубликована "Десятая поправка к Закону о гражданстве Рейха", при этом сообщалось о создании "Общеимперского объединения евреев":

       "В соответствии с пунктом 3 Закона о гражданстве Рейха от 15.09.1935 предписано нижеследующее:

       "Общеимперское объединение евреев"

       I. 1) Евреи объединяются в "Общеимперское объединение".

       2) Объединение является юридическим лицом, носит название "Общеимперское объединение евреев Германии" и его центр расположен в Берлине.

       3) Местные общины становятся отделениями "Общеимперского объединения".

       II. 1) "Общеимперское объединение" создается с целью способствовать эмиграции евреев.

       2) Кроме того, оно отвечает за развитие:

       а) системы образования евреев

       б) еврейской системы благотворительности

       3) Министр внутренних дел имеет право требовать от Объединения выполнения также и других задач.

       III. 1) В число членов "Общеимперского объединения" входят все евреи - граждане Германии и без подданства, - постоянно проживающие на территории Рейха.

       2) В случаях смешанных браков еврейская сторона является членом Объединения при условии, что:

       а) еврейской стороной является мужчина и в семье нет детей;

       б) дети в семье считаются евреями;

       3) Евреи, имеющие гражданство других стран или состоящие в смешанных браках, но не подпадающие под действие пункта 2, могут стать членами Объединения по собственному желанию.

       IV. "Общеимперское объединение" находится под опекой министерства внутренних дел, и устав Объединения представляется ему на утверждение.

       V. 1) Министр внутренних дел полномочен распускать еврейские общества, организации, учреждения или присоединять их к "Общеимперскому объединению".

       2) В случае роспуска вступают в силу параграфы гражданского закона, касающиеся ликвидации организаций... После роспуска вся собственность организаций поступает в распоряжение "Общеймперского объединения".

       3) В случае присоединения собственность еврейской организаций переходит к "Общеймперскому объединению". Ликвидация в этом случае не проводится, и "Общеимперское объединение" несет перед присоединяемой организацией всю полноту ответственности за ее собственность.

       4) Министр внутренних дел имеет право изменять и отменять уставы и решения всех еврейских организаций, если они нарушают ограничения, установленные данным законом.

       Система еврейского образования

       VI. 1) "Общеимперское объединение" несет ответственность за образование евреев.

       2) С этой целью "Общеимперскому объединению" вменяется в обязанность учреждать и содержать начальные школы. Оно также имеет право содержать средние и высшие, а также профессиональные учебные заведения и различные курсы, которые смогут содействовать эмиграции евреев.

       3) "Общеимперское объединение" ответственно за подготовку учителей своих школ.

       4) Школы Объединения являются частными.

       VII. Евреи имеют право учиться только в школах "Общеимперского объединения". На них распространяются обычные законы об обязательном образовании,

       VIII. 1)Частные и общественные еврейские школы, существующие в настоящее время, а также... все остальные системы еврейского образования, которые не перейдут в ведение "Общеимперского объединения", будут расформированы в сроки, устанавливаемые министром науки, образования и народного просвещения по согласованию с министром внутренних дел.

       2) Еврейский капитал, употребляемый на содержание школ, должен быть переведен при условии выплаты положенных компенсаций "Общеимперскому объединению"...

       IX. Учителя, находящиеся на государственной службе и преподающие в еврейских школах, выходят в неоплачиваемый отпуск с 30 июня 1939 года. Они обязаны занять рабочие места, предлагаемые им "Общеимперским объединением".

       X. Существующие указы о предоставлении Рейхом или землями образования для евреев, особенно касающиеся разрешения евреям учиться в нееврейских школах, учреждения общих школ и их содержания, а также выделения общественных средств на преподавание еврейской религии - отменяются.

       XI. Система еврейского образования находится в ведении министра науки, образования и народного просвещения.

       Еврейская благотворительность

       XII. "Общеимперское объединение", отвечая за еврейскую благотворительность, обязано... заботиться о нуждающихся евреях с тем, чтобы обществу не пришлось брать заботу о них на себя. Объединение должно взять на себя заботу о создании специальных фондов для оказания помощи нуждающимся в ней евреям.

       Заключительные решения

       XIII. Не полагается никакой компенсации за ущерб, понесенный в результате выполнения этой поправки к закону.

       XIV.1) Министр внутренних дел издает распоряжения, необходимые для проведения в жизнь этой поправки к закону.

       2) Министр науки, образования и народного просвещения по согласованию с министром внутренних дел издает указы по всем вопросам, касающимся образования евреев..

       Берлин, 4 июля 1939г. Министр внутренних дел Фрик. Заместитель фюрера Р.Гесс. Министр науки, образования и народного просвещения Рост. Министр по делам церкви Керл

       Казалось бы, события развиваются совершенно понятным образом: "Общеимперское объединение" возникает в результате эволюции, описанной в предыдущей главе. Однако ситуация совсем не столь проста. Не следует забывать, что уже после отмены легального статуса общин евреи сами начали действовать с целью создания более централизованной организации, к которой будут относиться все евреи Германии. Что же происходило в действительности?

       Перед нами, фактически, два параллельных процесса, которые на определенном этапе слились в один.

       Еврейская сторона

       Как мы помним, "Государственное представительство" 27 июля 1938 года приняло решение о реорганизации немецкого еврейства, разработало подробный устав, и даже изменило название на "Союз". Дискуссии по этим вопросам длились и впоследствии в разгар бурных событий конца 1938 года.

       В конце января 1939 года еврейские лидеры приступили к созданию новой организации: "Общеимперское объединение евреев Германии". У нас нет точной документации этого процесса, но уже 2 февраля того же года был издан от имени этой организации циркуляр, в котором говорилось:

       "Общеимперское объединение евреев Германии" создано как организация всего еврейства Рейха, исключая Остмарк (Австрия). Одной из его важных задач является оказание социальной помощи евреям. Общины будут впредь существовать в качестве местных филиалов Объединения. Остальные еврейские организации (общества, фонды и пр.) в соответствии с указаниями властей будут распущены, исключая "Культурное объединение евреев", бюро Эрец-Исраэль и его фонды. Исполнение их функций будет передано "Общеимперскому объединению", которое может передавать их на добровольных началах или за плату в ведение общин - либо как автономных организаций, либо как своих филиалов."

       Из текста (как и других документов) следует, что данная организация создавалась независимо, без давления или вмешательства властей и даже без их уведомления. Устав, разосланный в общины в феврале 1939г., был переработанной версией устава "Союза", принятого в июле 1938 года - газетная публикация об организации объединения ^говорит об этом совершенно определенно. В своих структурах, функциях, управлении "Общеимперское объединение" опиралось на своего предшественника - "Государственное представительство". Однако у процесса внутриобщинной консолидации имелась и противоположная сторона - германская.

       Германская сторона

       Для властей "Хрустальная ночь" послужила поворотным пунктом: через 2-3 недели они решили возродить "Государственное представительство", сделав это, однако, на новых началах. Д-р Лео Бек был вызван в берлинское гестапо, где от него потребовали продолжить деятельность - особенно в сфере поощрения эмиграции. После беседы были освобождены два его главных помощника - Гирш и Лилиенталь. Вскоре они были вновь приглашены на встречу с представителями властей, где им сообщили о намерении создать новую организацию, возглавляемую пятеркой руководителей "Государственного представительства", которым будут даны "неограниченные полномочия по ведению дел германского еврейства". 29 ноября "Государственное представительство" возобновило свою работу, но не в соответствии с намерениями властей, а как продолжатель деятельности прежней организаций. Тем не менее, все-таки были установлены более тесные, чем прежде, контакты с нацистскими властями.

       1 декабря 1938 года в министерстве науки, образования и народного просвещения состоялась дискуссия на тему о "новом порядке еврейского образования в Германии". В ней принял участие Гаген из еврейского отдела СД, заявивший следующее: "Предполагается создание взамен "Государственного представительства", являющегося слабой координирующей структурой, "Объединения евреев Германии", которое объединит все общины, земельные сообщества и прочие организаций, включая нерелигиозные. Все местные организаций станут филиалами этого объединения. Следует, однако, уточнить, будут ли на него возложены функции по созданию и содержанию еврейских школ. По воле премьер-министра (Пруссии) генерал-фельдмаршала Геринга мы предполагаем передать этой организации пока что только заботу об эмиграции и социальной помощи. Для выполнения этих двух задач потребуются немалые денежные средства. Ясно, что изыскание этих средств, а также финансирование нескольких образовательных учреждений, если в них еще будет нужда, будет возложено на "Объединение".31

       Уже спустя несколько дней после этой секретной дискуссий Мартин Розенблют, лондонский секретарь Агентства по заселению Палестины выходцами из Германии, доложил своему начальству в Иерусалиме, что "на этой неделе будет принято решение о преемнике "Государственного представительства" - "Общеимперском объединении для содействия эмиграции евреев и социальной помощи". Вступление в эту организацию предполагается обязательным для всех евреев". В других документах того же периода говорилось об "Общеимперском объединении в стадии формирования".

       Но одновременно те же власти (особенно СД) старались затормозить процесс внутренней организации евреев в рамках "Общеимперского Союза" - видимо, с целью предотвратить усиление евреев и способствовать их эмиграции. В заключительном отчете 1938 года СД отметило, что "Общеимперский союз" не был санкционирован, поскольку выводы из "ноябрьской операции" ("Хрустальной ночи") предполагали иные мероприятия. Но, как мы видим, этого не случилось.

       Постепенно нацистские планы стали приобретать более определенные формы - речь идет о создании централизованной структуры, которая должна была контролировать евреев и поощрять их эмиграцию. "Центральная имперская служба по делам еврейской эмиграции" была создана в декабре-январе, и в письме Геринга говорилось о возможности создания специальной "Еврейской организации.

       Несколько позже руководители из "Государственного представительства", берлинской общины и Бюро Эрец-Исраэль были вызваны в Вену к Эйхману, чтобы ознакомиться с деятельностью "Центрального бюро по еврейской эмиграции", которое должно было стать образцом для подобной организации в самой Германии. Во время встречи возник конфликт, и, отвечая Эйхману, начавшему на них кричать, член "Государственного представительства" доктор Пауль Эпштейн заявил: "Мы не считаем себя лицами, получающими приказы от Германского Рейха".

       Период совпадения интересов

       Из сказанного следует, что в феврале 1939 года совпали, с одной стороны, намерения властей по созданию единой организации, основной задачей которой было бы содействие эмиграций евреев в соответствии с приказами и установлениями "Центральной имперской службы по делам еврейской эмиграции", а с другой - стремление самих евреев сконцентрировать свои усилия для нужд эмиграции, образования, а также социальной и экономической помощи всем евреям Германии. С этого момента начались переговоры между гестапо и представителями "Общеимперского объединения" об окончательном формировании такой организации, что свидетельствует о некоторой свободе действий, которая имелась тогда у евреев.

       Собственно, с точки зрения евреев такое "Общеимперское объединение" уже было создано, но официальное признание властей могло придать ему тот статус и права, к которым оно стремилось (например, право обязательного сбора налогов со своих членов).

       С точки же зрения властей характер планируемого Объединения еще не соответствовал их целям. Они хотели не просто организовать эмиграцию, но провести ее в форме исполнения нацистских желаний, а не как итог самостоятельной еврейской политики. Официальное сообщение о создании "Общеимперского объединения" в июле 1939 года завершало длительный процесс, в котором участвовали два фактора - германские власти и евреи, причем евреи играли в нем активную роль.

       Через неделю после опубликования "Десятой поправки к Закону о гражданстве Рейха", объявившего о созданий "Общеимперского объединения", д-р Отто Гирш напечатал в еврейской газете статью, комментирующую и интерпретирующую новое законодательство:

       "Не считая вопроса о членстве, новый порядок формально продолжил предложения устава "Общеимперского союза", которые были приняты единогласно Советом Государственного представительства 27.07.38... Создалась единая организация, цель которой - помогать всем. Нельзя забывать, что это - наша организация и, если у нас самих хватит времени и сил, мы сможем сделать ее эффективной".37

       Гирш подчеркнул преемственность, а также важность этого закона для евреев.

       Для властей же были важны следующие аспекты:

       а) готовность евреев сотрудничать в организации, объединенной на расовой основе, в которую входили "христиане-неарийцы" (т.е. выкресты) и другие элементы, сознательно отколовшиеся от еврейской общины;

       б) недвусмысленная подчиненность этой общественной организации властям. Согласно закону такой властью для евреев теперь стал министр внутренних дел Фрик, но реально он передал свои полномочия Гейдриху, а тот делегировал их далее - еврейскому отделу СД и гестапо.

       Создание "Общеимперского объединения" стало еще одним шагом в направлении "юденратов", хотя в тот момент подобная идея у властей еще не сформировалась. Деятельность объединения в последующие годы доказывает, что эта организация находилась в двойственном положении - в отличие от юденратов, созданных позднее. Исследователь этой проблемы Гильдесхаймер в результате глубокого изучения материалов пришел к выводу, что "не было случая, чтобы в Объединение поступило какое-либо указание властей относительно политики в области депортации из Берлина или из какого-либо другого места Германии". Такие указания получали только общины. С этой точки зрения Объединению удалось избежать самого худшего из того, что выпало на долю евреев во время Катастрофы, хотя в некоторых других случаях, например при мобилизации евреев на принудительные работы, ему приходилось помогать властям. В конечном счете власти считали его ответственным за "всех лиц еврейской крови в Германии".

по материалам Открытого Университета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz