|
Haus der Wannsee-Konferenz.Протокол Ванзейской конференции |
30 экземпляров
16-й экземпляр
I. В конференции по поводу окончательного решения еврейского вопроса, состоявшейся 20.1.1942 г. по адресу: Берлин, Гроссен-Ваннзее, 56/58, приняли участие:
Гаулейтер д-р Мейер, |
начальник управления |
д-р Лейббрандт |
Имперское министерство восточных оккупированных территорий |
Госсекретарь д-р Штуккарт |
Имперское министерство внутренних дел |
Госсекретарь Нойман |
Управление по 4-летнему плану |
Госсекретарь д-р Фрейслер |
Имперское министерство юстиции |
Госсекретарь д-р Бюлер |
Управление генерал-губернатора |
Младший госсекретарь Лютер |
Имперское министерство иностранных дел |
Оберфюрер СС Клопфер | Партийная канцелярия НСДАП |
Министерский директор Критцингер | Имперская канцелярия |
Группенфюрер СС Хофман | Главное управление расы и поселений |
- 2 - Группенфюрер СС Мюллероберштурмбаннфюрер СС Эйхман | Главное управление имперской безопасности |
Оберфюрер СС д-р Шенгардт начальник Полиции безопасности и СД в генерал-губернаторстве |
Полиция безопасности и СД |
Штурмбаннфюрер СС д-р Ланге, начальник Полиции безопасности и СД округа Латвия, представитель начальника Полиции безопасности и СД рейхскомиссариата «Остланд» | Полиция безопасности и СД |
II. Шеф Полиции безопасности и СД обергруппенфюрер СС Гейдрих вначале сообщил, что он уполномочен рейхсмаршалом провести подготовку к окончательному решению еврейского вопроса в Европе и приглашен на конференцию, чтобы внести ясность в основные пункты. Желание рейхсмаршала получить проект плана мероприятий по организационному, экономическому и материальному обеспечению данной акции требует предварительного обсуждения всеми причастными к этому органами центрального руководства, чтобы их действия были согласованными.
- 3 -
Ответственность за выполнение работ по окончательному решению еврейского вопроса, независимо от географических границ, возложена на рейхсфюрера СС и шефа немецкой полиции (шефа Полиции безопасности и Службы безопасности).
Шеф Полиции безопасности и СД представил затем краткий обзор того, как еврейский вопрос решался до сих пор.
Основными моментами являлись:
а) вытеснение евреев из отдельных сфер жизни немецкого народа;
б) вытеснение евреев с территорий проживания немецкого народа.
С этой целью, как единственная временная мера, усилено и планомерно проводилась ускоренная эмиграция еврейского населения из областей империи.
Ответственность за выполнение работ по окончательному решению еврейского вопроса, независимо от географических границ, возложена на рейхсфюрера СС и шефа немецкой полиции (шефа Полиции безопасности и Службы безопасности).
Шеф Полиции безопасности и СД представил затем краткий обзор того, как еврейский вопрос решался до сих пор. Основными моментами являлись:
а) вытеснение евреев из отдельных сфер жизни немецкого народа;
б) вытеснение евреев с территорий проживания немецкого народа.
С этой целью, как единственная временная мера, усилено и планомерно проводилась ускоренная эмиграция еврейского населения из областей империи.
По распоряжению рейхсмаршала, с января 1939 г. действовало Бюро по еврейской эмиграции, руководство которым было возложено на шефа Полиции безопасности и СД. Первоочередными задачами бюро являлись:
а) принять все меры для подготовки усиленной эмиграции евреев;
б) управление потоками эмигрантов;
в) в отдельных случаях проведение ускорения еврейской эмиграции.
Цель данной акции заключалась в освобождении немецкого жизненного пространства от евреев легальным путем.
- 4 -
Недостатки такой усиленной эмиграции были очевидны всем инстанциям, однако, за неимением других возможностей решить эту проблему, вначале приходилось согласиться с этим.
Со временем меры по эмиграции стали проблемой не только немцев, но и проблемой руководства других стран, через которые направлялись еврейские эмигранты или где они селились. Финансовые трудности, предпринимаемое другими правительствами увеличение размеров денежных сборов за оформление документов и за право поселения, нехватка посадочных мест на кораблях, все более жесткие ограничения на иммиграцию или даже запреты на въезд невероятно усложняли процесс эмиграции. Несмотря на это, с момента прихода НСДАП к власти и по состоянию на 31.10.1941 г. была произведена эмиграция в целом около 537.000 евреев. Из них:
с 30.1.1933 с территории Империи в старых границах - около 360.000
с 15.3.1938 из Австрии - около 147.000
с 15.3.1939 из протектората Богемия и Моравия - около 30.000.
Финансирование еврейской эмиграции осуществлялось за счет самих евреев, а также еврейских политических организаций. Чтобы не оставались евреи-«пролетарии», законом было предусмотрено, что платежеспособные евреи должны финансировать переселение неплатежеспособных. Для этого был назначен эмиграционный сбор в соответствии с уровнем доходов выезжающего еврея, и за счет этого сбора покрывались затраты на переселение неплатежеспособных евреев.
- 5 -
Помимо поступлений в рейхсмарках, была необходима валюта для оформления документов и переселения. Чтобы сэкономить немецкий валютный запас, через еврейские организации в Германии возлагалось еврейским финансовым учреждениям за границей отвечать за предоставление соответствующих валютных средств. Таким образом, от евреев, проживающих за пределами империи, было получено путем дарения, по состоянию на 30.10.1941г., в общем около 9.500.000 долларов.
Между тем рейхсфюрер СС и шеф немецкой полиции ввиду опасности эмиграции во время войны и с учетом возможностей востока запретил еврейскую эмиграцию.
III. Отныне, с соответствующего разрешения фюрера, вместо эмиграции открывается новая возможность решения проблемы - эвакуация евреев на восток.
Но эти акции, следует рассматривать всё же как запасные. Однако при этом уже накопился практический опыт, важный ввиду грядущего окончательного решения еврейского вопроса.
Акция окончательного решения еврейского вопроса в Европе охватит около 11 млн. евреев, которые распределены по отдельным странам следующим образом:
- 6 -
       страна и количество евреев
       а) Старый рейх        131.800
       Австрия        43.700
       Территории на востоке        420.000
       Генерал-губернаторство        2.284.000
       Белосток        400.000
       Протекторат Богемия и Моравия        74.200
       Эстония - очищена от евреев
       Латвия        3.500
       Литва        34.000
       Бельгия        43.000
       Дания        5.600
       Франция (оккупир. тер.)        165.000
       Франция (неоккуп. тер.)        700.000
       Греция        69.600
       Голландия        160.800
       Норвегия        1.300
       б) Болгария        48.000
       Англия        330.000
       Финляндия        2.300
       Ирландия        4.000
       Италия (включая Сардинию)        58.000
       Албания        200
       Хорватия        40.000
       Португалия        3.000
       Румыния (вкл. Бессарабию)        42.000
       Швеция        8.000
       Швейцария        18.000
       Сербия        10.000
       Словакия        88.000
       Испания        6.000
       Турция (европейская часть)        55.500
       Венгрия        742.800
       СССР        5.000.000
       из них:
       Украина        2.994.684
       Белоруссия, исключая Белостокский округ        446.484
       Итого: примерно        11.000.000
- 7 -
Однако под этим числом евреев разных иностранных государств подразумеваются евреи по вероисповеданию, поскольку все еще нет четкого определения, по каким расовым признакам выявлять еврея. Из-за этого в отдельных странах возникают проблемы в смысле выявления таких лиц и обхождения с ними, особенно в Венгрии и Румынии. Так например, в Румынии еще сегодня еврей может за деньги приобрести соответствующие документы, которые официально подтверждают его принадлежность к другой национальности.
Влияние евреев на все сферы жизни в СССР известно.
В европейской части Советского Союза проживает около 5 миллионов,
в азиатской – примерно четверть миллиона евреев.
Деление евреев, проживающих в европейской части СССР, по профессиональной принадлежности
приблизительно следующее:
в сельском хозяйстве - 9,1%
городские рабочие - 14,8%
в торговле - 20,0%
государственные служащие - 23,4%
в «свободных профессиях» - (медицина, пресса, театр и т.д.) - 32,7%.
В ходе окончательного решения еврейского вопроса, евреям под соответствующим руководством нужно найти на востоке наилучшее применение. Большими рабочими бригадами, с разделением по половой принадлежности, трудоспособные евреи должны быть направлены в указанные области, строя дороги, и при этом без сомнения их численность значительно сократится естественным путем.
- 8 -
К оставшимся евреям - без сомнения, это будет наиболее жизнеспособная часть - требуется особый подход. Поскольку те, кто прошел естественный отбор, при освобождении могут стать зародышевой клеткой для возрождения еврейского общества (см. опыт истории).
При практической реализации окончательного решения еврейского вопроса Европа будет прочёсана с запада на восток. В областях Империи, включая протекторат Богемия и Моравия, это нужно сделать сначала уже по причине решения жилищного вопроса и из-за прочих социально-политических необходимостей.
Евреев, которые подлежат эвакуации, вначале следует свезти в перевалочные гетто, откуда они будут доставлены далее на восток.
Важным условием для проведения акции вообще, продолжил обергруппенфюрер СС Гейдрих , является точное определение круга лиц, подлежащих эвакуации.
Предусмотрено, что евреи старше 65 лет эвакуации не подлежат. Но их следует переселить в так называемое старческое гетто (альтерсгетто), в качестве которого выбран Терезиенштадт.
Помимо лиц из этой возрастной категории - из примерно 280.000 евреев, которые по состоянию на 31.10.1941 г. еще остались на территории старой Империи и Австрии, около 30% старше 65 лет -, исключительное право переселиться в альтерсгетто в дальнейшем будет предоставляться евреям, получившим на войне тяжелые ранения, и отмеченным военными наградами (Железным крестом I класса). Целесообразность такого решения состоит в том, чтобы одним ударом отсечь большое число протестов.
- 9 -
Начало отдельных крупных акций по эвакуации евреев главным образом будет зависеть от развития событий на фронте. При реализации окончательного решения еврейского вопроса на занятых и контролируемых Германией территориях уполномоченным сотрудникам Министерства иностранных дел рекомендовано согласовывать действия с руководителями соответствующих служб Полиции безопасности и СД.
В Словакии и Хорватии эта работа уже не вызывает больше затруднений, поскольку там наиболее существенные вопросы уже решены. В правительстве Румынии также введена должность уполномоченного по еврейскому вопросу. Для решения проблемы в Венгрии в правительство этой страны за короткое время нужно будет ввести уполномоченного по еврейскому вопросу.
Ввиду начавшихся приготовлений к решению еврейского вопроса в Италии обергруппенфюрер СС Гейдрих считает уместным держать связь по этому поводу с шефом итальянской полиции.
На подконтрольной территории Франции, как и на не занятой, при решении еврейского вопроса проблем, по всей видимости, не будет.
Младший госсекретарь Лютер при этом сообщил, что при проведении акции в некоторых
странах – а именно в северных – могут возникнуть трудности. Поэтому имеет смысл
отложить решение еврейского вопроса в этих странах на потом.
- 10 -
Из-за небольшой численности проживающих здесь евреев такая отсрочка не помешает общему решению еврейского вопроса.
В этом смысле Министерство иностранных дел не видит больших проблем в Юго-Восточной и Западной Европе.
Группенфюрер СС Хофман намеривается откомандировать в Венгрию уполномоченного сотрудника Главного управления расы и поселений для общей ориентации, когда шефом Полиции безопасности и СД примутся там соответствующие меры. Решено назначить такого сотрудника Главного управления расы и поселений в качестве официального помощника полицейского атташе в Венгрии, без права на активные самостоятельные действия.
IV. В ходе окончательного решения еврейского вопроса следует в известной степени опираться на Нюрнбергские законы, при этом, предпосылкой для окончательного урегулировании проблемы также является решение вопросов смешанных браков и метисов.
Шеф Полиции безопасности и СД, принимая во внимание предписание шефа Имперской канцелярии, привел вначале теоретически соответствующие пункты :
1) Обхождение с метисами 1 степени.
Метисы 1 степени ввиду окончательного решения еврейского вопроса приравниваются к евреям.
- 11 -
Из этой категории исключаются:
а) метисы 1 степени, состоящие в браке с лицами немецкой крови, если от этого брака есть дети (метисы 2 степени). Метисы 2 степени в основном приравниваются к немцам;
б) метисы 1 степени, которым высшими органами партии и государства выданы исключительные разрешения для какой-либо сферы деятельности.
Каждый отдельный случай должен быть перепроверен, причем не обязательно решение вновь будет принято в пользу еврея, вопрос которого рассматривается.
Исключительное право остаться в империи может быть предоставлено только метисам, имеющим собственные весомые заслуги перед рейхом. (Заслуги родственников немецкой крови в расчет не принимаются.)
Освобожденные от эвакуации метисы 1 степени подлежат стерилизации, чтобы в будущем не возникало вопросов по поводу потомства и проблем с метисами. Стерилизация добровольна, но это необходимое условие для того, чтобы остаться в империи. После стерилизации метис освобождается от всех ограничений, прежде наложенных на него.
2) Обхождение с метисами 2 степени.
Метисы 2 степени, как правило, приравниваются к лицам немецкой крови, за исключением тех случаев, когда эти метисы приравниваются к евреям:
- 12 -
а) происхождение метиса 2 степени от гибридного брака
(где оба родителя метисы);
б) особо неблагоприятные расовые внешние признаки,
выдающие в метисе 2 степени еврея;
в) особо неблагоприятные полицейские и политические
отзывы о метисе 2 степени, свидетельствующие, что он
чувствует и ведет себя как еврей.
В этих случаях также не должно делаться исключений,
если метис 2 степени состоит в браке с лицом немецкой крови.
3) Браки между чистокровными евреями и лицами немецкой крови.
В каждом отдельном случае должно решаться, эвакуировать супруга- еврея или переселять его в альтерсгетто, принимая во внимание ходатайство немцев-родственников этого смешанного брака.
4) Браки между метисами 1 степени и лицами немецкой крови.
а) Без детей.
Если от этого брака нет детей, метис 1 степени эвакуируется либо перемещается в альтерсгетто (так же, как в случаях с браками между чистокровными евреями и лицами немецкой крови, пункт 3).
- 13 -
б) С детьми.
Если от этого брака есть дети (метисы 2 степени), то они, если приравнены к евреям, эвакуируются либо перемещаются в гетто вместе с родителем-метисом 1 степени. Если дети приравнены к немцам (как правило), то они, а также родитель-метис 1 степени освобождаются от эвакуации.
5) Браки между метисами 1 степени, или евреями.
В этом случае оба супруга, включая детей, все приравниваются к евреям и поэтому либо эвакуируются, либо перемещаются в альтерсгетто.
6) Браки между метисами 1 и 2 степени.
Оба супруга (без учета того, есть от этого брака дети или нет) эвакуируются либо перемещаются в альтерсгетто, поскольку дети в таких случаях имеют, как правило, более выраженные внешние признаки еврейской крови, чем еврейские метисы 2 степени.
Группенфюрер СС Хофман выразил мнение, что нужно широко применять стерилизацию евреев, тем более что метис,
- 14 -
поставленный перед выбором, эвакуироваться ему или пройти стерилизацию, охотнее согласился бы на стерилизацию.
Госсекретарь д-р Штуккарт констатировал, что предложенный вариант решения проблемы смешанных браков и метисов на практике приведет лишь к бесконечной административной работе. Чтобы упредить всевозможные «биологические» ситуации в будущем, госсекретарь Штуккарт предложил прибегнуть к принудительной стерилизации.
Для упрощения проблемы смешанных браков в дальнейшем нужно сделать так, чтобы в законах было сказано примерно следующее: «Эти браки расторгнуты».
Применительно к вопросу, как эвакуация евреев скажется на состоянии экономики Германии, госсекретарь Нойман объяснил: до тех пор, пока нет замены евреям, занятым на важных с военной точки зрения предприятиях, они не могут быть эвакуированы.
Обергруппенфюрер СС Гейдрих указал, что, согласно одобренным им директивам, эти лица в ходе проводимых ныне акций по эвакуации евреев так или иначе эвакуированы не были бы.
Госсекретарь д-р Бюлер констатировал, что власти генерал-губернаторства приветствовали бы, если окончательное решение еврейского вопроса будет начато с этой области, поскольку транспортная проблема здесь не играет главенствующей роли и
- 15 -
вопросы рабочей силы не помешают проведению этой акции. Евреи должны быть удалены из области генерал-губернаторства так быстро, насколько это возможно, потому что именно здесь они представляют наибольшую угрозу как разносчики эпидемии и, помимо прочего, постоянной спекуляцией подрывают экономику страны. К тому же, из примерно 2,5 миллионов евреев, населяющих территорию губернаторства, большинство нетрудоспособны.
Госсекретарь д-р Бюлер далее констатирует, что ответственность за решение еврейского вопроса в генерал-губернаторстве возложена на шефа Полиции безопасности и СД, а руководство генерал-губернаторства поддержит его в этой работе. Высказана лишь одна просьба: решить еврейский вопрос в этой области как можно скорее.
В заключение были обсуждены различные варианты решения проблемы. Гаулейтер Мейер и госсекретарь Бюлер высказались за то, чтобы некоторые подготовительные работы к окончательному решению еврейского вопроса в указанных областях провести самостоятельно и немедленно, однако при этом следует избегать волнений среди населения.
После того как шеф Полиции безопасности и СД попросил всех участников конференции оказать соответствующую поддержку в проведении акции, конференция была закрыта.