ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
КАТАСТРОФА |
       По мере угасания идеи создать резервации в Люблине, возникло новое предложение насчет заповедника для евреев на острове Мадагаскар, расположенном к востоку от южной Африки. Как место для возможного "решения еврейской проблемы", он несколько раз предлагался в Германии и других странах еще в конце 19 века, а антисемитами и самими нацистами - в конце 30-х годов. Но прежде к этой теме относились несерьезно, теперь же отношение к ней изменилось, ее стали обдумывать в деталях. Гиммлер написал Гитлеру 25 мая 1940 года, что он "надеется", что понятие "еврей" исчезнет абсолютно, в результате возможной обширной эмиграции всех евреев в Африку или какую-нибудь другую колонию". Сам Гитлер поддерживал этот план, и в связи с этим (а также с победами на западе летом 1940 года) Радемахер, глава еврейского отдела МИДа, представил 3 июля на рассмотрение начальства следующий документ:
       "Победы в боях предоставили Германии возможность и, как мне представляется, даже обязывают ее решить еврейский вопрос в Европе. Желательное решение: всех евреев из Европы - вон. Роль МИД в этом вопросе должна быть следующая:
       а) Включить это требование в мирные переговоры и поставить его же на переговорах с государствами, еще не связанными с нами мирными договорами.
       б) Обеспечить в процессе мирных договоров предоставление территории, необходимой для поселения там евреев, и установить принцип взаимной помощи для решения проблемы у противостоящих государств.
       в) Установить государственно-юридический статус нового еврейского положения за морем. Отдел предлагает следующее решение еврейской проблемы в мирном договоре. Для ее решения Франция должна предоставить остров Мадагаскар. 25 тысяч проживающих там французов будут эвакуированы и получат компенсацию. Остров передается под мандатное управление Германии. Пролив Диего-Сураес, имеющий стратегическое значение, а также порт Антисиране будут служить базой для германского флота (эта база будет, возможно, расширена в соответствии с пожеланиями военно-морского флота, включив в себя также порты, т.е. открытые причалы Таматабе, Андеворанте, Маноньяра и др. Кроме этих баз из еврейских территорий будут выделены подходящие пункты для размещения там воздушных баз. Часть острова, которая не требуется для нужд армии, будет передана под управление немецкого губернатора, подчиняющегося рейхсфюреру СС. Помимо этого, у евреев на этой территории будет существовать автономия: свои городские мэры, полиция, почта, железнодорожная администрация и прочие. Евреи отвечают за сохранность острова: с этой целью их имущество, находящееся в Европе, будет передано как залог в созданный для этой цели Европейский банк. В случае, если этого имущества не хватит на оплату полученных ими земельных участков и на приобретение в Европе необходимого оборудования для благоустройства острова, евреям из средств того же банка будет предоставлен банковский кредит.
       Поскольку Мадагаскар будет лишь под мандатным управлением Германии, его еврейское население не получит германского подданства. В момент перевозки у евреев будет отнято гражданство европейских стран, вместо этого они станут гражданами мандата Мадагаскар.
       Подобное положение не позволит им создать свое государство в Палестине, подобное Ватикану и использовать в собственных целях символическое значение Иерусалима в глазах христианского и мусульманского общества. Кроме того евреи останутся заложниками в руках Германии, что позволит добиться хорошего поведения в будущем их сородичей в Северной Америке.
       В целях пропаганды можно использовать лозунг о щедрости Германии, дающей культурную, экономическую, административную и юридическую независимость еврейству. Нужно подчеркивать, что присущее нам, немцам, чувство ответственности не позволит нам немедленно предоставить независимое государственное существование расе, не имевшей независимости в течение тысячелетий. Для этого ей придется сдать исторический экзамен".
       По более позднему свидетельству Вислицени этот план и назывался "окончательным решением проблемы". Это мнение не подтверждается никакими другими источниками. Но поскольку план полной победы Германии с ее "условиями мира" не был осуществлен, не был подписан и соответствующий мирный договор. План Гитлера завладеть африканскими колониями был заменен планом захвата России. Вследствие чего мадагаскарский проект потерял злободневность, хотя некоторые чиновники еще продолжали его обсуждать.
       Однако, кроме реальной стороны проблемы, остается обдумать такой теоретический вопрос: если бы немцы все-таки осуществили свою программу создания еврейских резерваций, какой была бы в них судьба евреев? Согласно докладу одного нациста, сам Гитлер 12 марта 1941 года высказался в беседе, что "даже создание еврейского государства в Люблине и его окрестностях никогда не решит проблемы". Орган СС, как и раньше, тоже с опаской относился к идее резерваций. В одной из своих знаменитых "застольных бесед" в мае 1942 года Гитлер так высказался об изгнании евреев в Африку:
       "тамошний климат действует расслабляюще на человеческий организм и уменьшает его сопротивляемость".
       Можно предположить, что авторы идеи резерваций надеялись, что евреи там постепенно зачахнут, тем более, что местонахождение первого "заповедника" в Люблине - болото - поддерживало в них эту надежду. Как сказал Артур Зейсс-Инкварт, заместитель генерал-губернатора, посетив район Люблина в ноябре 1939 года:
       "Эти территории с их заболоченностью могут, по мнению руководителя области Шмидта, использоваться в качестве заповедника для евреев, и подобное средство может уменьшить число евреев весьма значительно".
       Но пока что германские войска продолжали воевать и побеждать, захватывая все новые территории и получая под власть Рейха все новых и новых евреев, а среди них даже таких, кто уже раз эмигрировал, покинув области правления нацистов.
       Итак, идея резерваций постепенно угасла сама по себе вследствие развития событий в 1940 году. Исторически она явилась лишь короткой, промежуточной стадией в антисемитской политике нацизма. Эта политика не стояла на месте: менялись условия, и с их изменением на первый план все более выдвигались новые "организаторы" типа Эйхмана и подобные ему, считавшие своим долгом взяться за это дело, руководствуясь "собственными практическими соображениями" - в соответствии с указанием Гейдрйха в сентябре 1939 года.