ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Гитлер и нацистская партия. 1918-1933 гг

     Национал-социализм возник и развился как следствие послевоенного кризиса и положения, создавшегося в Веймарской республике. Сформировал национал-социалистическую партию Гитлер, он же и стал ее руководителем.

     Адольф Гитлер: начало пути

     Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 года в Браунау, городке на реке Инн, недалеко от границы Австрии и Баварии. Он вырос в зажиточной семье (а не в бедности и нужде, как он писал в книге "Майн кампф"). Его отец был офицером австрийской таможни. Через три года после рождения Адольфа семья переехала в Пассау в Баварии, а в 1894 году - в Линц в Австрии. В школе Гитлер ничем не выделялся среди сверстников; он мечтал стать художником или архитектором. В 1907 году поселился в Вене и попытался поступить в Академию художеств, но его туда не приняли. В Вене Гитлер жил до 1913 г. Годы, проведенные им в этом городе, Гитлер впоследствии описал как самый несчастный период своей жизни. Действительно, он жил там на положении бродяги, с трудом зарабатывал на жизнь. Ни в общественной, ни в экономической жизни Вены он не нашел своего места. Многие историки полагают, что именно в эти годы сформировались его взгляды и убеждения.

     Связь между юношеским негативным опытом жизни в Вене и его мировоззрением в последующий период нашла отражение в его расизме, в неприятии демократии, в антисемитизме.

     В мае 1913 года Гитлер оставил Вену и поселился в Мюнхене, столице Баварии. Здесь он тоже работал лишь эпизодически, когда у него кончались деньги, большую часть времени проводил в местных кафе и пивных, читая газеты и споря о политике. Поэтому Первая мировая война, начавшаяся в августе 1914 года, была для него двойной удачей: в личном плане Гитлер нашел свое место, вступив в армию добровольцем, в идейном - в этой войне ему виделось осуществление национальной мечты. 21 октября 1914 года Гитлер в составе своего полка был послан на Западный фронт, и в течение всей войны прослужил в войсках, действовавших во Франции, дважды отличился и, помимо медалей, получил в декабре 1914 года "Железный крест 2-й степени" и в августе 1918 года "Железный крест 1-й степени". Эти боевые награды были ему особенно дороги. он продолжал их носить, даже став правителем Германии. В октябре 1918 года Гитлер пострадал во время британской газовой атаки. О поражении Германии он узнал, находясь в армейском госпитале на севере Германии.

     Основание партии и присоединение к ней Гитлера

     "Германская рабочая партия" была основана в январе 1919 года кузнецом Антоном Дрекслером, антисемитом, ненавидевшим "левых". Во время войны Дрекслер начал активно участвовать в политике и решил, что для борьбы с антинациональной и антивоенной пропагандой, распространявшейся, по его утверждению, со злым умыслом и завоевавшей многие души, необходимо создать национально-политический блок с положительными идеалами, представляющий интересы рабочего класса. В начале марта 1918 года Дрекслер создал новую партию. Официально она была зарегистрирована лишь 5 января 1919 года. Гитлер впервые принял участие в ее собраниях 12 сентября 1919 года, выполняя особое армейское поручение.

В своих воспоминаниях Гитлер сообщает о ходе первого собрания, на котором он попросил слова и своей речью произвел неизгладимое впечатление на слушателей. Гитлер вступил в партию (его членский билет имел номер 55) и установил контакты с Дрекслером. Вскоре он стал членом руководства партии, в котором отвечал за пропаганду и вербовку новых членов.

Постепенно он оттеснил на задний план других членов руководства, а к началу 1920 года добился отстранения ее официального председателя Карла Гарера. 31 марта он демобилизовался из армии и с тех пор все свое время посвящал укреплению рядов партии. Конфликты с другими членами руководства продолжались и даже усиливались, но партия уже не могла обходиться без Гитлера, а потому подчинялась всем его требованиям. 29 июля 1921 года он был избран председателем, фактически полновластным лидером, Дрекслер же занял пост почетного президента - должность с ограниченными полномочиями.

     Еще в 1920 году к названию партии по инициативе Гитлера были присоединены слова "национал- социалистическая" - и с тех пор полное название ее стало Национал- социалистическая рабочая партия Германии.

     Деятельность Гитлера была исключительно успешной - партия численно увеличилась, ее влияние и организации распространились за пределы Баварии. Гитлер, в частности, использовал свои связи с армией, возможности массовых митингов, установил контакты с германской элитой, создал собственную террористическую партийную организацию СА. Еще в 1920 году он купил в Мюнхене местную газету "Voelkische Beobachter" и дал партии собственный печатный орган.

     Путч 1923 г. и выводы, сделанные Гитлером из его неудачи

     В ноябре 1923 года Гитлер попытался совершить переворот и захватить власть в Баварии, а затем и во всей Германии. Эта попытка требует особого исследования как в связи с экономическим кризисом, разразившимся в том же году, так и в связи со взаимоотношениями Гитлера с правобаварскими силами и с фашистским переворотом в Италии как образцом для подражания.

     В 1922 году Бенито Муссолини удалось свергнуть законную власть Итальянского королевства и установить в Италии фашистский режим. Самым эффектным элементом этого переворота был так называемый "марш на Рим" в октябре 1922 года - шествие фашистских военизированных отрядов из всех регионов Италии в направлении столицы государства с целью свержения законного правительства. Гитлер и другие правые радикалы мечтали совершить нечто подобное, например, "марш на Берлин" и устранить "систему" насильственным путем. Однако прямое дублирование итальянского "марша" оказалось невозможным, и Гитлер запланировал сначала захватить Мюнхен, а уже потом - Берлин.

     Но на следующий день после начала путча, утром 9 ноября, стало ясно, что попытка не удалась - консервативные круги отказались к нему присоединиться. Тогда Гитлер предпринял еще одну попытку захватить власть: организовал марш из 2-3 тысяч членов партии в центр Мюнхена для захвата здания полицейпрезидиума. Рядом с Гитлером шагали в строю "герои Первой мировой войны" генерал Людендорф и Геринг. Возле здания баварского министерства обороны их встретили вооруженные полицейские: произошла короткая схватка. Выстрелы вызвали панику среди демонстрантов, марширующие колонны разбежались, оставляя на мостовой убитых и раненых. Гитлер был уведен и спрятан одним из членов партии, в доме которого его через несколько дней и арестовали. Единственный человек, продолжавший идти вперед, невзирая на выстрелы, был Людендорф: впоследствии он открыто презирал нацистов за трусость. Так закончился неудачный путч.

     После провала путча Гитлер понял, что захватить в Германии власть силой, не получив предварительно широкой поддержки, ему не удастся. Он принял циничное решение использовать механизмы демократии для ее же уничтожения. Отныне его политической целью стало получение максимально возможного числа голосов на выборах, а также поддержки менее радикальных, чем баварские нацисты, кругов, не склонных к революционным преобразованиям. Этот путь он окрестил термином "законная революция". Вдобавок Гитлер понял, что для захвата власти ему необходима поддержка как армейских кругов, так и крупного капитала.

     Суд приговорил его к пожизненному(? Обычно говорится о пяти годах) заключению, но за решеткой он оставался недолго (что, впрочем, соответствовало рекомендации суда), уже 20 декабря 1924 года его освободили (арестован Гитлер был 11 ноября 1923 года). Заключение он отбывал в ландсбергской тюрьме, которая находилась в 70 км западнее Мюнхена. В тюрьме ему, впрочем, как и другим 40 нацистам, арестованным вместе с ним, были созданы наилучшие условия: там он продиктовал своему шоферу, а впоследствии приближенному и, наконец, заместителю по партии, Рудольфу Гессу, первую часть своей книги "Майн кампф" ("Моя борьба"), имевшую автобиографический характер. Вторая часть, созданная позднее (в 1926 году), была скорее философско- мировоззренческой.

      «Третья сила»

     В первой части нашего курса мы говорили о модернизации мира, начавшейся в середине 19-го века. Мы познакомились тогда с терминами "общественный пессимизм" и "отчуждение", подчеркнули стремление общества найти новый смысл и новый порядок в новом мире. Эти процессы усилились после Первой мировой войны, так как к социальным и экономическим процессам новейшего времени добавилась теперь война неслыханных масштабов, с невиданным в истории числом пострадавших. У многих людей возникло чувство, что традиционные режимы, а также уже привычные им идеологии, даже революционные, например, марксизм, не могут дать адекватных ответов на возникшие общественные проблемы. Так родилось стремление найти новое неизвестное до сих пор их решение. Вот что пишет об этом историк Джордж Мосе:

     "Недовольство положением человека в мире было частью общего отрицания современных ценностей, и именно оно привело людей к отчуждению от общества и отказу от привычных целей политики. Человек задыхался, а существующие политические партии не предлагали ему альтернативы... Люди... стремились освободиться от гнета буржуазной эпохи, которую обвиняли в своем отчуждении от мира, от эпохи, когда, по словам Ницше , "консерватизм общества усыпляет страсти". Марксизм с его антибуржуазным пафосом, с его смертным приговором капиталистическому обществу, соответствовал этому мировоззрению, многие пошли марксовой дорогой - но нас интересуют другие люди. Они рассматривали марксизм с его коммунистическими и социал-демократическими партиями как часть "упорядоченного общества", того самого, которое породило отчужденность современного человека.

     Речь идет как о левых интеллектуалах, так и о тех, кто тянулся к национальной мистике. И те и другие считали себя некоей единой "третьей силой", вопреки очевидным различиям между обеими группами. Левые стремились к уничтожению капитализма, в то время как прочие, критикуя капитализм вообще, на самом деле имели в виду лишь так называемый "финанасовый капитал" - банки, биржу, крупные предприятия. Обе группы объединялись вокруг идей неприятия буржуазного мира и вещизма, предпочитая моральную ответственность, возвышавшуюся над низменной реальностью...

     История "третьей силы" осталась ненаписанной, но в периода с 1918 по 1939 гг. многие европейцы оказались ее поклонниками и сторонниками... Проповедники "третьей силы" были в большинстве своем одержимы принципами "абсолютной нравственности" и отрицали лицемерие политической тактики и политических компромиссов. "Абсолютную нравственность" они находили повсюду -начиная с народной мистики и кончая идеалами Канта. Но несмотря на все мировоззренческие различия, все вместе они отвергали не только настоящее, но и недавнее прошлое своей истории и признавали лишь воображаемый идеал"

     Одним из важнейших общественных феноменов "третьей силы" был фашизм. И хотя первые ростки фашизма возникли еще до Первой мировой войны, его рост, влияние на правящие режимы и на мировую политику стали заметны лишь после ее окончания.

     Особенности движения проявлялись в духовной сфере, в культе и тех слоях общества, на которые оно ориентировалось, в государственных структурах, которое оно пыталось создать. В духовной сфере подчеркивается романтика нацизма, где центральную роль играют чувства и отвергается классическая логика - основа Просвещения. В сфере мифа, где воспевается средневековое прошлое, особое внимание уделялось тем временам, когда формировалась "нация". Символы, наименования и исторически важные географические пункты вновь обрели былое значение и поклонение: например, в Германии нацисты предпочитали готический шрифт латинскому. Новую жизнь получили старинные термины типа Gau - область. Многие базы СС и фашистских отрядов размещались в старинных крепостях. Далекое прошлое стало символизировать чистоту и гармонию жизни, и в связи с ним возник культ юности, здоровья и силы.

     Молодость - это новая кровь. Молодость можно обрести в лице лидера. Молодость придет на смену увяданию. Муссолини пришел к власти в 39 лет. Гитлер - в 44 года. Леон Дегрель, лидер бельгийского фашизма, едва достиг 30 лет, когда стал вождем. Испанец Примо де Риверо стал фашистским лидером на исходе второго десятка. Это - не случайность. Это было намеренное акцентирование роли нового поколения, стремление найти героя, способного выразить настроения юных.

     Это преклонение перед юностью и силой сформировало новый миф насилия как естественного выражения иррациональной спонтанности духа и проявления мужества. На уровне государства этот миф выражал стремление к войне. Война перестала быть средством для достижения каких-то определенных целей и превратилась в самодостаточное явление.

     В социальном плане нацизм был популистским движением. Это вовсе не значит, что он был демократическим, скорее наоборот. Нацизм восставал против сложившегося расслоения общества, против уже существовавшей элиты и утверждал, что лидеры порождаются обществом естественным образом. Следовательно, лидеры - это избранники, знающие, "что народу нужно", никого не спрашивающие, что "народ хочет" - и вместе с тем близкие к народу. В этом, по их мнению, и состояла полная противоположность демократии, в которой "серые", средние люди с помощью чисто технического приема избираются на роль лидера, стоящего во главе нации.

     Так формировался образ государства: в отличие от безвольной демократии, новое государство должно быть сильным, решительным, надежно устроенным. Для достижения этой цели требуется создать во всех сферах жизни соответствующие структуры (наподобие средневековых корпораций), которые будут руководствоваться ясными и четкими уставами. Основа построения общества - иерархическая, на верху пирамиды - лидер.

     Нацизм: идеологические особенности

     Нацизм отличается от итальянского фашизма и других фашистских движений. В каком-то смысле нацизм был гораздо более экстремистским, чем другие течения подобного типа, например, в вопросе о лидерстве, о роли "народной" мистики. Но самое существенное различие возникло по вопросу об отношении к расизму и антисемитизму. В этом пункте Гитлер выглядит явным представителем национал-социализма: "народ и раса" - основа его мировоззрения, и еврейство помещается в центре. Любого читателя "Майн кампф" и прочих книг, речей и бесед Гитлера поражает тот факт, что о чем бы ни говорил или ни писал их автор, все и везде неизменно связано с еврейством. Мы не будем анализировать эти работы подробно, а процитируем некоторые из них и попытаемся понять их взаимосвязь.

по материалам курса Открытого Университета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz