ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ |
     Мы видим, что в конце 19 века в Германии сформировались разные антисемитские школы. Расистская, несомненно, была самой крайней из них. Трудно точно определить границы этих "школ", так как они взаимно обогащались, как идеями, так и их носителями, нередко в процессе жизни менявшими свои первоначальные взгляды. Это "взаимообогащение" привело к обострению крайностей движений. Наиболее значительными личностями, оказавшими самое сильное влияние на процесс синтеза идеологий юдофобов, стали Пауль де Лагард и Хьюстон Стюарт Чемберлен.
     Пауль де Лагард родился в семье берлинских интеллигентов-лютеран. Впоследствии он отрекся от своей конфессии, стал профессором древних языков в Геттингене в 1876 г., был удостоен высших академических званий. Фриц Штерн писал о нем:
     "Лагард был одним из величайших критиков империалистической Германии. Его "Германские писания" стали классическим трудом критики культуры. Немногие произведения так глубоко и страстно обличали скрытые язвы империи эпохи Бисмарка: потерю веры, отсутствие единства нации, упадок образования и моральную опустошенность людей. И ни одно из них не совместило обличение с такой полнотой национального чувства: именно это соединение и придало Лагарду столь влекущую силу..."
     В своем первом антисемитском выступлении (1853 год) он еще не разделял расистских предрассудков: "Основа германства не в крови, а в духе. Иной раз он заявлял, что германская культура способна ассимилировать евреев посредством образования, смешанных браков и перехода евреев в христианство.
     В конечном итоге, Лагард ставил перед евреями выбор: полное отречение от еврейства или изгнание из Германии и тех восточных земель, которые будут принадлежать Германии в будущем. Если оба варианта окажутся исторически несостоятельными, если евреи будут продолжать в ней свои дела - Германия "объевреится" - это слово Лагард, возможно, не выдумал сам, но оно популярность приобрело благодаря ему, позднее превратившись в главнейший термин национал-социалистической риторики. Хотя сам Лагард скорее склонялся к изгнанию, как возможному решению еврейского вопроса, он все же полностью не терял надежды лишить евреев их национально-религиозной специфики. Сказанное выше дополним отрывком из сочинения Лагарда "Евреи и индогерманцы".
     "Мы - антисемиты, потому что живущая среди нас община евреев разделяет в 19 веке мнения, обычаи, самую манеру разговора, свойственную эпохе разделения народов после потопа. Из-за этого они в наших глазах выглядят странно как каменные топоры. Мы, антисемиты - не враги евреев, потому что в нашем христианском мире евреи воспринимаются как азиатские язычники... Евреи превратятся в немцев, только постоянно выслушивая от нас, что они этого состояния отнюдь не достигли и что они, евреи, для нас есть невыносимая тяжесть, не имеющая никакой исторической ценности... Дружба возможна -но с отдельными евреями и при условии, что они перестанут быть евреями. Прежнее еврейство обязано исчезнуть.
     Другой деятель - Хьюстон Стюарт Чемберлен, 1855-1927гг., по происхождению англичанин, сын британского генерала, учившийся в молодости в Женеве и Дрездене. Он был очарован немецкой культурой, поселился в Германии и называл себя "немцем по выбору". Женат был на дочери Рихарда Вагнера, Эве, был связан с придворными кругами кайзера. Его сочинение, важнейшее для понимания логики современного антисемитизма вообще и германского нацизма особенно, называлось "Основы 19-го века" вышло в свет в 1899 году. Вот, что он писал о происхождении Христа:
     Спросим себя в начале: был ли Христос евреем по происхождению ?... Название Галилея" (сокращение от Галилея гоев") означает "район идолопоклонников"... За 720 лет до рождения Иисуса (т.е. за 150 лет до Вавилонского пленения иудеев) Северное царство Израиля было разрушено ассирийцами, его население, по-видимому, все или его большая часть, было изгнано и поселилось преимущественно в дальних областях Ассирийского царства, где в скором времени смешалось с туземным населением и в итоге исчезло совсем. В то же время в Палестину переселились другие племена из дальних краев... За столетие до рождения Иисуса туда мигрировали многие финикийцы и греки. Этот факт заставляет предположить, что чистая арийская кровь там наличествовала. В любом случае несомненно, что многие чужестранцы селились в Галилее, удобной как по местонахождению, так и по плодородию почвы... - и следовательно, нет ни малейшего основания предполагать, что родители Иисуса были евреями по расе".
     Чемберлен был не первым, утверждавшим это: было много предшественников, но только у него этот тезис лежит в основе системы доказательств. Но если у него имеется хотя бы отдаленные сомнение в арийстве Иисуса (он лишь уверен в его нееврействе), то у некоторых его последователей исчезает даже эта тень неуверенности: Теодор Фрич в 1911 году писал о "расе блондинов, от которых произошел Христос - его учение пронизало их свободным и смелым духом".
     Чемберлен считал, что вся история Европы вращается вокруг двух полюсов: германцев, "души нашей культуры", и евреев, народа, который был "всегда чужим, ибо он связан крепким узлом с законом, враждебным всем другим народам". Появление каждого из этих двух народов в истории стало ее поворотным пунктом. В конце 19-го века они, наконец, встали друг против друга. Евреям удалось пробить блокаду, и они пытаются осквернить кровь европейских народов при помощи смешанных браков своих "отпрысков" с европейцами для осуществления своей национальной идеи - власти над миром, обещанной им Богом. Он, однако, верил, что "арийско-германский человек способен одолеть еврея, благодаря своему предназначению, физическому и духовному превосходству избранной расы". Лишь бы этот ариец "освободил сознание расы"!
     Благодаря связям Чемберлена с вагнеровским кругом и императорским двором, его книга получила широкое распространение и оказала влияние на разные общественные слои Германии. Историк Уриэль Таль в своей книге "Иудаизм и христианство во 2-м Рейхе" провел анализ германской ситуации той эпохи, отличающейся от нашего: он пропустил все эти феномены через призму традиционных христианских мотивов. По его мнению, христианская культура явилась главной опорой для новейшей юдофобии - даже у тех немцев, что духовно отдалились от веры: в современном антисемитизме "возникло определенное наследственное развитие христианской антисемитской традиции, а, с другой стороны, в нем существовало некое сопротивление самому христианству, которое само опиралось на еврейские источники. Подобные авторы (к ним относится и Чемберлен) пытались избавить свою религию от теологической зависимости от иудаизма. Упомянув в этой связи Лагарда (хотя он не был подлинным расистом). Таль продолжает:
     "Зависимость от иудаизма, от которой расизм пытался избавить христианство, описывалась учениками школы Дюринга в виде двойной петли. Теологически - христиане зависят от евреев, так как без борьбы и победы над последними у них нет никакой гарантии истинности своей веры. Именно в том, что еврей является теологическим и психологическим источником для утверждения истинности христианства, заключена его сатанинская сила. С другой стороны, христиане зависят от евреев в государственно-экономической реальности, так как в действительности евреи отнюдь не унижены и побеждены - напротив, они унижающие врага победители.
     Германство, или арийское христианство, как прямая противоположность иудаизму и традиционным церковным ценностям, выступило против порабощения христианства. Источник германства таится в природе германского отечества, в его ландшафтах, в сущности его природно-здоровых, наивно-правдивых сил. Любое же культурное или духовное явление, питающееся из чужих источников, неизбежно становится чужим, а потому испорченным и малоценным. Позиция германства - "стоять выпрямившись, честно, геройски, решительно", цель его - полная власть народа-хозяина, чистой расы, немцев, вернувшихся к своим природным источникам.
     Иудаизм и христианство ослабляют жизненную стойкость тела и духа германского народа. Настало время для освобождения от иудаизма и христианства - от монотеизма вообще. Вместо них появляются новые силы - кровь и земля Родины, первоначальные силы германских сердец - в прошлом, настоящем и более того - в будущем."
     Следовательно, христианство повлияло в юдофобском плане и на тех, кто оставался ему верен, и на тех, кто выступал против него: последние стремились к подрыву основ традиционной для Германии культуры, т.е. проявилась еще одна революционная тенденция.
     Мы уделили так много внимания росту антисемитизма в конце 19 века, так как истоки идеологии Третьего Рейха находятся именно здесь. Адольф Гитлер, родившийся в Браунау (Австрия) в 1889 году, утверждал, что на него повлияли идеи фон Шенера, пангерманизма, расизма и христианский социализм Карла Люгера. У него были личные связи с "освободителем" Чемберленом, на него влияли Дитрих Экхардт и Альфред Розенберг, воспринявшие идеи Чемберлена. Эти люди и сформулировали основные положения официальной идеологии нацизма.