ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Истоки антисемитизма в Германии эпохи Вильгельма

     В исторической науке существуют различные методы анализа феномена антисемитизма эпохи Второго Рейха. Мы воспользуемся принципом идеологическо-политического анализа, наиболее пригодным для выяснения предпосылок нацизма. Самыми важными из них являются национально-государственный, социал-христианский и расистский феномены.

Национально-государственный подход

     Национально- государственный подход был тесно связан со стремлением к объединению Германии, а после ее объединения - с растущим стремлением к формированию национального сознания и культуры. Среди сторонников национал-государственности были преимущественно консерваторы, но в этом лагере имелись и национал-либералы, преимущественно занимавшие высокое общественное положение. Генрих фон Трейчке, профессор истории Берлинского университета, убеждал слушателей в том, что каждый из них должен "внести свою лепту" в созидание национального духа. Трейчке выпустил "Историю Германии в 19-м веке". В его трудах "еврейский вопрос" рассматривался в рамках общих историософских взглядов автора, а также под влиянием усиливающегося бытового антисемитизма в Германии. В 1879 году Трейчке опубликовал статью "О нашем еврействе", вызвавшую шумный спор и дискуссию в обществе. Приведем отрывки из высказываний профессора Берлинского университета по "еврейскому вопросу":

     "Среди знаменательных изменений в сознании нашего народа самым странным кажется общественное движение против еврейства... Инстинкт народа обнаружил в евреях серьезную опасность, угрозу для новой жизни Германии. Еврейская проблема в нашей стране - это понятие не является пустым набором слов. Когда англичане или французы пренебрежительно упоминают о предубеждениях немцев против евреев, мы должны ответить им: вы нас не знаете. Вы живете в лучших условиях, предотвращающих возникновение у вас подобных предубеждений. Евреев на западе Европы настолько мало, что они не могут серьезно повлиять на национальную культуру. Но через нашу, немецкую восточную границу ежегодно просачиваются из польской колыбели тысячи амбициозных юношей, продавцов готовой одежды, сыновья и внуки которых овладевают биржей и газетами Германии. Иммиграция заметно растет, и вместе с ней возникает такая проблема: как может существовать эта чужая национальная сущность в единстве с нашей собственной? Евреи юга и запада Европы - это, в основном, евреи сефардских кланов... которые всегда сравнительно легко вживались в тамошнюю жизнь... Мы, немцы, общаемся с евреями Польши, соприкасаясь с их многовековыми рубцами от ран, полученных от рук христиан. Судя по опыту, эта группа значительно более чужда европейской и особенно немецкой сущности. Наше требование к нашим согражданам- евреям элементарно: пусть они станут немцами, просто и истинно будут чувствовать себя немцами, не искажая при этом свои старинные, святые для них воспоминания и веру, уважаемую всеми нами. Мы не хотим, чтобы на смену тысячелетней культуре Германии пришла эпоха смешанной еврейско-немецкой культуры. Мы погрешим против истины, если забудем, что многие евреи, как крещенные, так и некрещеные, вроде Феликса Мендельсона, Файта, Рисара и др., были германскими личностями в высшем смысле этого слова, теми, благодаря которым мы ценим высшие проявления германского духа. Но вместе с тем, нельзя отрицать тот факт, что широкие круги наших евреев совершенно не пытаются стать просто немцами... Некоторые из моих знакомых-евреев с сожалением признают, что я прав, говоря, что в последнее время в еврействе пробудился дух опасного высокомерия, что влияние еврейства на нашу национальную жизнь, приносившее когда- то пользу нации, оказывается в определенной степени даже вредным для нее. Почитайте "Историю евреев" Герца: какое негодование против "врага поколений"! - христианства, какая ненависть именно к чистейшим и высочайшим представителям немецкой сущности, начиная с Лютера и кончая Гете и Фихте! И какая пустая и до обидного высокомерная самооценка? Длинно и саркастично он повествует, что народ Канта был воспитан в духе гуманности только евреями, что язык Гете и Лессинга стал инструментом красоты и духовности лишь у Верне и Гейне ... И сия ярая ненависть к германским "гоям" ни в коем случае не является уделом одинокого фанатика...

     В каждом торговом городе Германии существует много уважаемых и достойных еврейских фирм. Но не подлежит сомнению, что многие из них основаны на лжи и обмане. На наследниках фирм тоже лежит определенная вина за нахальную горячность и материализм наших дней, когда любую работу люди воспринимают как разновидность бизнеса и извечная радость труда, свойственная нашему народу, находится под угрозой удушения. В тысячах деревень Германии проживают евреи, использующие своих соседей как объект ростовщичества. Число евреев среди подлинных деятелей науки и искусства невелико, но огромно количество третьеразрядных семитских талантов. И как сильна в этом клане мнимоученых взаимная поддержка!

     Но еще опаснее - несправедливое, преимущественное положение евреев в прессе, возникшее как результат наших старых несправедливых законов, налагавших ранее запрет для евреев на большинство интеллектуальных профессий. Вот почему в течение 10 лет лицами, формировавшими во многих городах общественное мнение, становились евреи... Издевки и насмешки евреев-журналистов над христианской религией вызывают прямо-таки отвращение, тем более, что это надругательство над верой представляется нашему народу как последнее достижение "Германского Просвещения". Добившись эмансипации, они сразу же потребовали "расплаты по счетам", "полного паритета", не желая понять, что мы, немцы, в конце концов, все-таки христиане, а евреи лишь меньшинство в нашей стране...

     Сегодняшняя громогласная пропаганда, грубая и отталкивающая, - это естественная реакция немецкого народа против чуждого элемента, овладевшего слишком большой частью национальной жизни... Движение это глубоко и крайне сильно... Оно охватывает и образованные круги, с отвращением отвергающие нетерпимость церкви и национальное высокомерие - в этих кругах все чаше звучит: "Евреи - это наша катастрофа". Разумнейшие не думают об отмене или хотя бы сокращении совершившейся эмансипации еврейства, это было бы открытой несправедливостью, отступлением от лучших традиций нашей страны, тем более, что оно не только не устранит болезненных национальных различий, но может даже усилить их. Евреи Франции и Англии превратились в безвредный для этих стран элемент, в основном, благодаря глубокой национальной гордости и укорененности национально-культурных традиций этих двух старинных народов. Наша же культура еще молода. Всей нашей национальной сущности не хватает национального стиля, инстинктивной гордости, вооруженной национальной оригинальностью. По этой причине мы так долго были беззащитны перед чужими влияниями. Но понемногу мы приобретаем нужные качества, и будем надеяться, что наши евреи вовремя осознают изменения, происходящие в духовной жизни Германии под влиянием возрождения немецкого государства... Единственный выход для наших сограждан-евреев - это беспрекословное решение стать немцами, как давно сделали многие из них - на наше и свое счастье. Это не может осуществиться в полной мере: евреи всегда останутся людьми восточного склада, лишь разговаривающими по-немецки... Но можно смягчить различия, если евреи, всегда так много говорящие о терпимости, станут действительно терпимы и начнут вести себя с почтением к вере, обычаям и чувствам немецкого народа, давно искупившего свои старые грехи и даровавшего им права человека и гражданина. Абсолютное отсутствие подобного почтения со стороны ряда евреев из торговых и литературных кругов общества - это и есть причина сильного недовольства ими, возникшего в последнее время. Весь этот конфликт, все это кипение незрелых идей новой Германии являет собой очень неприятное зрелище...

     Как было бы хорошо, если бы из кипения и смятения этих неспокойных лет выработалось более активное понимание государственности, и более сильное национальное чувство. "

     Вопросы:

     Как Трейчке объясняет особую нелюбовь германце к евреям?

     Чем, по мнению Трейчке, отличаются сефарды от ашкеназов? Почему для него важно это различие?

     Перечислите основные претензии Трейчке к евреям.

     Готов ли сам Трейчке признавать евреев как равных себе? Докажите.

     Из цитат Трейчке мы можем заключить, что он придерживался умеренного юдофобского подхода, если можно так выразиться. Вместе с тем он недвусмысленно встает на сторону юдофобов в обсуждении еврейской проблемы, возникшей в германском обществе. Но, как ни удивительно, его позицию разделяют люди, защищающие евреев от нападок антисемитов, те, кто находится, казалось бы, по другую сторону идеологических баррикад.

по матералам курса Открытого Университета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz