ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Германия эпохи Вильгельма,"Второй Рейх" и Австрийская империя

     Объединение Германии и ситуация в Австрии

      Многовековая история евреев в Германии знает свои темные и светлые страницы. До середины прошлого века еврейское общество жило изолированной, замкнутой жизнью, не пользуясь практически никакими политическими правами. Процесс уравнения евреев в правах с прочим населением, так называемый процесс еврейской эмансипации, начался в Германии, как и в большинстве стран Европы, лишь после победы Французской революции и установления власти Наполена I. Евреи во Франции получили все права гражданства в 1791 году. Во время наполеоновских войн в Европе на завоеванных им землях отменялись все привилегии по рождению и провозглашалось равенство всех граждан. Так получили эмансипацию евреи Бельгии, Голландии, Италии, части Германии. Но и в независимых странах, которые вели войну с Францией, провозглашалась эмансипация евреев для того, чтобы иметь в их лице преданных солдат, далеких от мысли перейти на сторону императора, провозглашающего повсюду всеобщее равенство. Так, например, в Пруссии 11 марта 1812 года был издан знаменитый Judenedikt, в силу которого евреи более уже не считались иностранцами, терпимыми в стране пришельцами, а были объявлены такими же гражданами, как и христиане, от которых они „отличаются лишь в религиозном отношении". Однако когда Наполеон пал и евреи были больше не нужны для борьбы с ним, реакционные правительства Германии и Австрии на Венском конгрессе постановили, что будущий Союзный сейм Германии займется выработкой положения об евреях, до того же времени „за последователями иудейского вероисповедания будут сохранены права, уже предоставленные им отдельными союзными государствами". Это означало отмену всех эмансипационных актов Наполеона, как неизданных союзными государствами. Евреи немецких земель вернулись в свое прежнее бесправное положение. Юридическая эмансипация евреев в Европе совершилась лишь после революции 1848 года. Все отдельные парламенты Германии предоставили в 1848-1849 годах евреям равноправие. Во главе движения шел франкфуртский парламент, провозгласивший „Основные права немецкого народа" - документ, закрепивший еврейскую эмансипацию. Подобные акты были приняты и в Австро-Венгрии и в Италии. Однако вскоре вновь наступила реакция и эмансипация фактически была уничтожена рядом отдельных циркуляров и распоряжений. Действительную эмансипацию евреи Германии получили лишь в 1869 - 1872 годах. К середине семидесятых годов прошлого века равенство евреев с другими гражданами было установлено практически во всех странах Западной Европы. Эмансипация открыла дорогу евреям в гражданское общество, к европейскому образованию, в промышленность и науку, культуру и политику. Вместе с эмансипацией начался и сложный, противоречивый процесс ассимиляции евреев в Германии, процесс их интеграции с немецким обществом, сопровождающийся ростом ненависти и антисемитизма. Яркий пример ассимиляции евреев в Германии дает семья Ратенау, оставившая заметный след в немецкой и всемирной истории нашего времени. Германия стала единым государством лишь в 1870 году, преобразовавшись в современную державу с большим опозданием. Как назвал ее один современник-исследователь, "запоздало родившаяся нация". Этот феномен сыграл огромную роль в формировании немецкого национализма.

     В средние века возник "Первый Рейх" - Священная Римская империя германской нации. Ее границы были неопределенными и неустойчивыми, в ее состав входило множество разноязычных государств. Настоящего государственного единства у этой империи не было никогда, и в то время, когда в других странах, например, во Франции или Англии, происходил процесс объединения, Германия еще продолжала дробиться и разделяться.

     Было ясно, что существует немецкий язык и немецкая культура, причем распространенная далеко за пределами собственно Германии, более того, она обладала всемирным влиянием в сфере философии, музыки, литературы и др. Невозможно представить, например, европейскую цивилизацию без немецкой культуры. В центры германского Просвещения приезжали представители разных народов из многих стран. Но эта беспрецедентная культурная мощь Германии сопровождалась полной политической беспомощностью, особенно ярко выраженной в эпоху Наполеона I, унизившего своими завоевательными походами национальное достоинство немцев. В силу такого сочетания исторически сложившихся факторов, в Германии делали акцент на этнический элемент национальной идеологии, а не на географические границы, на ее иррациональные (романтические) стороны вместо западного (читай - французского) рационализма.

     Вот как пишет об этом израильский историк Цви Бахрах:

     "В Германии до 1871 года развилось национальное сознание вне государственных рамок и вне упорядоченной национальной структуры... В западной Европе - в Великобритании, Франции - существовали территориальные единицы..., которые развили у населения национальное сознание, сознание "принадлежности". В Германии совершался обратный процесс... Существовала нация без территориально-государственной принадлежности, которая возникла у нее лишь в 1870-71 гг. ... В германской истории не занимались границами, учреждениями, конституциями, а занимались личностью "немецкого человека". "Немецкость", "германизм" занимали умы гораздо больше, чем собственно государственно-политическая типология...

     Разрыв между культурной мощью Германии и ее политической слабостью привел в 19-м веке к постоянному стремлению объединить страну: объединение стало национальной целью номер один. Восхваление Германии и "немецкого человека" достигло патологических размеров. Когда, наконец, страна объединилась под эгидой Пруссии, национальное чувство трансформировалось в стремление подвести под эту свершившуюся мечту крепкий фундамент. От всех немцев теперь как бы ожидалось, что они будут жить и действовать исключительно настраивая свои личные чувства на общую волну государственных нужд. Новая империя, прозванная позже "Вторым Рейхом" (промежуточное звено между "Первым Рейхом", т.е. Священной Римской империей, и будущим Третьим Рейхом), оказалась крайне чувствительной к проблемам национального сознания, к единству, к "германизму".

     С государственной точки зрения тот факт, что именно Пруссия объединила Германию, сыграл в истории огромную роль. В Пруссии издавна было укоренено сознание "государственного авторитета". Его обосновал еще Лютер. Авторитетная светская власть, а вовсе не евреи, должна управлять страной! Подобный подход перешел от пруссаков по наследству уже к объединенной Германии, парадоксальным образом смешавшись с атрибутами современного просвещенного государства - парламентом (рейхстагом), социальным законодательством и проч. Старые традиции и современные новации никак не могли гармонически сосуществовать: жизнь Германии при кайзере Вильгельме II была наполнена постоянной борьбой консерваторов (руководителей вооруженных сил, кайзера, канцлера) с народными массами, начавшими участвовать в политике. В итоге консерваторы не только не были побеждены, но в канун Первой мировой войны даже начали побеждать противников: этот факт оказал значительное влияние на национальное сознание современников.

     Модернизация и индустриализация Германии протекали с большим опозданием по сравнению с другими великими державами Европы. Специфика этих процессов заключалась в том, что они протекали в новой только что объединившейся стране и потому проходили очень интенсивно: то, что к западу от Германии заняло 80-100 лет, в этой стране совершилось в течение 20-30 лет. Вот как эти события описывает Цви Бахрах:

     "В 19-м веке Германия столкнулась с проблемами, революционными по своему существу. Я подразумеваю ускоренную индустриализацию и последовавшие за ней общественно-политические феномены. Индустриализация стала важнейшим поворотным пунктом в современной истории всех европейских государств, но в Германии этот процесс получил особенный оттенок: развитие "индустриальной революции" происходило там одновременно с утверждением национализма. Эта революция совершилась в стране в исключительно короткий срок в течение нескольких десятилетий, и потому сопровождалась общественными потрясениями. После 1870 года Германия вышла на первое место среди промышленно-развитых стран Европы, обогнав Великобританию. В 1900 году добыча угля в Германии примерно в 3,5 раза превысила французскую, а выплавка стали - в 4,5 раза. Торговый флот превзошел французский в 2 раза. Количество профсоюзов, косвенным образом свидетельствовавшее об общем развитии промышленности, выросло с 1891 по 1931 год в 10 раз."

     Сопутствующие индустриализации перемены в жизни общества (характерные, к слову, не только для Германии) выражались, например, в демографических сдвигах: с 1871 по 1914 год население Германии выросло с 41 до 65 миллионов человек. Кроме того, эти перемены сопровождались ускоренным ростом городов в силу перемещения центра экономической структуры из аграрного сектора в промышленный. В 1871 году всего 36,1% немецкого населения жили в городах - в 1901 этот процент уже равнялся 60,1! По этим цифрам мы можем судить, как в исторически кратчайший срок выросло население немецких городов, причем нужно отметить, что быстрее всего росли именно крупные промышленные центры, являвшиеся и центрами социальной активности. В заключение: в 1871 году половина населения империи была занята в сельском хозяйстве, в 1914 - только треть.

     Внезапность перехода от деревенского образа жизни к городскому в высшей степени характерна именно для Германии. Этот переход вынуждал страну коренным образом изменить жизненный уклад по сути все еще деревенского населения.

     В итоге в Германии образовалось уникальное в своем роде и опасное соединение огромных национальных комплексов с острой общественно-экономической проблематикой.

     В Австро-Венгрии ситуация отличалась от германской. Это государство, во-первых, было многонациональным, причем находившимся в процессе распада; из-за роста местного национализма в империи существовало постоянное социальное напряжение. 12 миллионов германоязычных подданных считали, что их традиционное доминирование в стране уменьшается. Поражение в войне с Пруссией 1866 года выбросило их за пределы "Великогермании". В предыдущий период истории Австрии являлась ведущим государством Германского союза на правах правопреемницы Священной Римской империи германской нации. После этого поражения имперские власти Вены произвели реорганизацию государственной структуры, в результате чего Венгрия получила почти полную независимость, но и другие части лоскутной империи стали предъявлять центру свои национальные притязания. Проблема противоречия "Малой Германии" и "Великогермании" не забывалась и в собственно Германии, но именно в Австрийской части Дунайской монархии она стала центральной. Вследствие многонационального характера этого государства, его консерватизма, обветшавшей государственной структуры, проблемы Австрийской монархии носили несколько иной характер, чем в собственно Германии. Оставалась влиятельной католическая церковь, модернизация общественных и идеологических течений шла значительно медленнее, чем у северного соседа.

по материалам курса Открытого Университета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz