ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ |
     Выше отмечался социальный фактор - ключевой для понимания процесса широкого распространения юдофобии в Европе, начиная с середины 19 века. Теперь нам предстоит выяснить, какие же именно социальные процессы способствовали восприятию и распространению антисемитских идей на континенте. Прежде всего, их источник коренился в реакции европейских обществ на протекавший в ту эпоху процесс модернизации Старого Света.
     Общие причины: модернизация и ее побочные эффекты: Индустриализация:
     Индустриальная революция 19 века была одной из величайших революций в истории человечества. Она явилась сердцевиной того процесса модернизации, который охватил тогда весь континент. Попробуем указать на его главные моменты:
     Урбанизация:
     Прогресс медицины и улучшение питания вызвал демографический взрыв. Избыток населения, не находя места в существующих социально-экономических структурах, хлынул в индустриальные центры, где развивавшаяся новая технология требовала новых рабочих рук.
     Отчуждение:
     Вследствие индустриализации и роста городов, большие общественные группы были вырваны из привычных условий жизни и оказались в среде, с которой у них не было никаких связей. Происхождение, родословная, какие-либо достижения в прошлом - все это перестало считаться чем-либо существенным в новом окружении. Так возникла основа для отчуждения (т.е. превращение человека в нечто чуждое собственному окружению), - явления, характерного для современного мира.
     Пролетаризация:
     Большинство новых горожан стали рабочими на заводах и фабриках. Стремительно формировался слой пролетариев со своими потребностями, своей идеологией и своими формами борьбы за улучшение своего положения..
     Социальные условия:
     Первоначально они были очень тяжелыми. Социальное законодательство развилось значительно позднее, а сначала многочасовой (иногда по 16 часов) монотонный тяжелый физический труд за мизерную зарплату. По окончании рабочего дня пролетарий возвращался в рабочий квартал, в дом, построенный наспех, чаще всего уродливо, по самым низким стандартам.
     Индустриализация способствовала развитию экономики, но требовала больших затрат (особенно - оборотного капитала), а также инициативы для использования современной технологии. Для преуспевания требовался деловой склад ума, который отсутствовал у старой социально-экономической элиты. Даже будучи состоятельными людьми, ее представители не сумели воспользоваться возможностями новой экономической ситуации.
     Одной из общепринятых новых форм в экономике стало деловое партнерство, в частности, большое распространение получили акционерные компании.
     Возможность участвовать в развивающихся отраслях экономики притягивала в них так называемого "мелкого вкладчика" из средних классов населения. Но такой вкладчик не мог угадать, каковы именно будут его шансы на успех. Эта неопределенность создавала выгодное поле деятельности для разных аферистов. Часть людей "среднего класса" получила свою долю прибылей, но многие не выстояли в экономической "борьбе за существование" и разорились - в частности, из-за кризисов, характерных для первых десятилетий эпохи индустриализации. Правительственных механизмов регулирования и стабилизации рынка в период кризисов еще не существовало. Подобная ситуация и послужила основой для создания знаменитой книги К.Маркса "Капитал", где было высказано предположение, что классовое размежевание общества на хозяев и пролетариев приведет в итоге к их неотвратимой схватке.
     Описанная выше ситуация в обществе сопровождалась огромным социально-психологическим напряжением. Два центральных обстоятельства порождали его: неизвестность перспектив и непонимание сущности процессов, действующих в настоящем.
     Рабочий не знал, что ожидает его в будущем того мира, где многие борются за одно рабочее место (тогда еще не существовало профсоюзной защиты прав трудящихся). Циклические кризисы, вызывавшие постоянные банкротства заводчиков, заставляли его постоянно думать: сможет ли он прокормить семью на свою мизерную зарплату? Куда делась хотя бы та малая толика социального достоинства, которая была у него в традиционном обществе, где достаточно было назвать свое имя - и все вокруг знали, кто ты такой!
     Люди среднего достатка спрашивали себя - смогут ли они удержаться на привычном уровне или им суждено опуститься в нижние социальные слои? Правильно ли вложены небольшие сбережения? Когда наступит очередной роковой кризис?
     Аристократы и помещики наблюдали, как вверх идут "новые богачи". В меняющемся на глазах мире они чувствовали шаткость своего финансового положения, и размышляли, как следует поступить, чтобы его сохранить.
     Новый порядок пугал многих. Отчуждение, несравнимое с тем, которое существовало прежде, уход из семьи на заработки - все это способствовало подрыву основ морали. Соблазны общества потребителей, огромное количество товаров в центрах торговли, которые не многие могли себе позволить купить, - все это становилось причиной человеческого отчаяния.
     Ни причины, ни сам ход этих процессов из-за их сложности и, особенно, новизны не был понятен. Ничего подобного в прошлом не происходило. Кроме того, социология, экономика, социальная психология еще не начали научное исследование этих процессов.
     Непонимание совершавшихся исторических процессов было участью не только простых людей, но и интеллектуалов, сбитых с толку, бывших не в состоянии переваривать новую информацию. Чувство беспомощности, чувство, напоминавшее то, которое возникает у попавших в водоворот, толкало людей на поиски выхода - иногда настоящего, серьезного, а иногда на поиск "козла отпущения", просто чтобы найти выход своему отчаянию.
     К сказанному выше необходимо добавить два важных дополнительных фактора:
     1. Демократизация власти и обоснование принципов представительного правления. Право выбирать органы власти постепенно распространилось в центральной и западной Европе. Широкие массы, ранее не участвовавшие в политике, включились в политический процесс, и это привело к появлению новых партий, соревнующихся в борьбе за голоса избирателей и с этой целью готовых угождать их желаниям;
     2. Новая система образования. Она намного улучшилась со времени эпохи Просвещения, когда Джон Локк, английский философ 17-го века, заявил, что человек при рождении есть "табула раса", чистая доска, на которой с помощью системы воспитания и образования можно начертить все, что угодно. Образование распространилось теперь на все слои общества, и грамотность перестала слыть искусством, доступным лишь высшим сословиям.
     Вследствие этого изменился характер текущей политики:
     для завоевания большинства голосов необходимо было соответствовать самому низкому уровню избирателей. В итоге воцарилось господство предельно упрощенных лозунгов ("Правда на моей стороне!", "Я - сила номер один", "Имярек - твой человек"), повысилась цена демагогии и, особенно, способности предложить сразу же решение всех проблем; изменился тип людей, участвующих в политике. Это уже были не представители высших классов общества или интеллектуалы: дорога в политику приоткрылась и для простолюдина - вожака своей среды. Совершенно изменились стиль и методы действий: исчезли сдержанность, мягкость, открытость, утвердилась пресс-политика, позже окрещенная "бульдозерной".
     Доступность образования позволила простым людям письменно выражать свои мысли, получив для себя читателей своего же уровня. Важные идеи теперь формулировались в значительной мере этими людьми - отнюдь не гениями. Так начинает формироваться один из возможных ответов на поставленный вопрос: как случилось, что такое множество людей оказалось способно уверовать в столь странную, мягко говоря, идеологию, как современный антисемитизм.
     Люди, испытавшие крушение в процессе изменения современной им жизни, искали для себя объяснений, решения и надежды. Так возникали такие идеологические течения как: антииндустриализм, антикапитализм, антилиберализм и среди них - антисемитизм. Векторы этих течений не были однозначно левыми или, наоборот, право- консервативными: многие течения были направлены в русло общественно- экономических изменений, но без воплощения идей социализма и коммунизма, однако и возвращение в некую доиндустриальную эру было не приемлемым.
     Такой была общая картина общества в Европе, которое готово было впитывать в себя антисемитские идеи.
По материалам курса Открытого Университета Израиля