ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
НА ПОРОГЕ КАТАСТРОФЫ |
     Мы проследили историю юдофобии до середины 19-го века и историю возникновения современного расизма. Теперь уже просто вывести историческую формулу появления антисемитизма в Европе:
     юдофобия + расизм (на второй стадии его развития) = антисемитизму.
     Когда традиционная юдофобия соединилась с расизмом, -возник ее новый вид. Отсюда вытекает, что юдофобия и антисемитизм не идентичны, ибо последний является лишь частным видом ненависти к евреям, юдофобии. В процессе исторического развития юдофобы, превратившиеся в расистов, стали нуждаться в новом термине, способном заменить прежний - юдофобия (по-немецки Judenhass). Эта новая историческая потребность была связана с тем, что современные юдофобы порвали с христианами, а некоторые даже стали воинствующими безбожниками, и вдобавок значительная часть евреев тоже порвала связь со своей национальной религией. Но для юдофобии, потерявшей традиционое религиозно-христианское обоснование, требовались не только новая, современная аргументация, но и новое обозначение.
     Расизм давал им требуемую аргументацию. "Антисемитизм" и стал основой для новой расистской терминологии.
     Точная дата, когда термин "антисемитизм" вошел в словарь, может указать нам дату утверждения феномена расизма в сознании европейского общества. Еще в 70-х годах 19 века искали подобный термин, но лишь в конце этого срока Вильгельм Map ввел его в употребление. (Некоторое время был распространен термин "ненависть к семитам", но он не привился и поиск продолжался.) Четче всего ход поисков прослеживается в работах самого Мара. В сочинении "Победа иудаизма над германизмом" (1879 г., переиздана 12 раз) он впервые использовал термины с корнем «семит»:
     "Кто в Германии воспользовался выгодами от войны с Францией (1870-71 гг. - ред.)? Евреи, представленные группкой банкиров, семитское сутенерство... Семитский народ породил неописуемые внешние катастрофы... Гордая Римская империя со всей своей вооруженной мощью не может равняться своими победами с семитизмом, торжествующим в странах Европы и особенно в Германии".
     Нужда в появлении понятия, которое выразило бы новое понимание юдофобства (наряду с другими причинами, питавшими -это "общественное движение" - о них смотри ниже), способствовала быстрому распространению термина "антисемитизм", который стал синонимом современной юдофобии - и не только в Германии.
     Как расизм, который означал определенного типа переворот в тех сферах знания, с которыми оказался связан, "антисемитизм" послужил революционным паролем для всех видов традиционной антиеврейской деятельности. Чтобы понять значение появления термина "антисемитизм" в современной истории, приведем следующие фрагменты:
     Бруно Бауэр "Иудаизм на чужбине" (1863):
     "Наша судьба все еще в наших руках - при условии, что мы научимся признавать собственную вину и действовать в соответствии с этим сознанием... Победа, которую они (иудеи - ред.) одержали сейчас - это результат их борьбы, которую мы дали им в подарок... Приближается час исторической расплаты. Дни растерянности и беспорядка, когда иудей мог думать, что мы отдали на его добрую волю наши идеалы, дабы он мог испоганить их, кончаются. Мы вступаем в возраст возмужания, и идеалы, которые он, радуясь, считает оставленными, так сказать, выброшенными нами на свалку истории, преобразившись, наполнят реальный светский мир. В этот час нам не о чем будет вести переговоры с евреем!"
     Вильгельм Map "Победа иудаизма над германизмом" (1879):
     "... (Евреи) боролись с европейским миром в течение 1800 лет. Они этот мир победили и поработили. Мы побеждены, и вполне нормально, что победитель кричит: "Горе побежденным!"...
     Иудаизм вышел из скудного источника и исковеркал все мировоззрение общества, вытеснил из него всякий идеализм и завоевал положение с помощью купли-продажи. Еврей проникает на все государственные посты, управляет театром, общественно- политической жизнью и почти ничего тебе не оставляет, кроме грубой физической работы, которой сам всегда сторонится. Он преобразил талант в крикливую виртуозность, а сваху-рекламу в идола общественного мнения, и всем сейчас управляет...
     Скрипите злобно зубами, возмущаясь медвежьей толстокожестью немцев, а я встаю на колени, восторгаясь этим семитским народом, наступившим нам на горло, и собираюсь, собрав последние силы, умереть как можно спокойнее в иудейском рабстве - человеком не сдавшимся и не просившим пощады... Так отдадимся на волю неотвратимого, если мы не в силах его изменить.»
     Евгений Дюринг: "Еврейская проблема как проблема расы, нравственности и культуры" (1881):
     "Проблема евреев не исчезнет, даже если все они отрекутся от своей веры, увлеченные одной из наших церквей, и даже если религия будет отменена вообще. Я утверждаю, что если бы нечто подобное произошло, возникли бы еще более острые, чем сегодня разногласия между нами и евреями. Именно крещенные евреи сумели беспрепятственно проникнуть во все сферы общества и политической жизни и, вооружившись этим ключом, впустили свое племя туда, куда евреи по религии смогли проникнуть только вслед за ними... Итак, еврейский вопрос станет в будущем гораздо более острым, чем в прошлом".
     Хьюстон Стюарт Чемберлен "Основы XIX века" (1899):
     "Мы видим, с каким удивительным талантом они использовали "законы крови" для укрепления своей власти. Большая часть (нации - ред.) осталась незапятнанной, ни одна капля чужой крови не просочилась внутрь нее - как сказано в Библии, "не будет незаконнорожденных в народе Бога и в десятом поколении»(Второзаконие 23:2)
     Но тысячи отрубленных ветвей были использованы для заражения индоевропейцев еврейской кровью. И если подобное будет продолжаться, в Европе останется один чистокровный народ - евреи. Остальные превратятся в смешанных псевдоевреев, в народ, который станет безусловно физически, морально и духовно малоразвитым... Выход замуж девушки-еврейки за нееврея не влияет на чистоту иудейского племени, и именно таким образом это племя устанавливает свое присутствие в "чужом стане", женитьба же сына на нееврейке "оскверняет святое семя", как сказано в книге Эзры (Эзра 9:2). Так сохранялась и сохраняется до сих пор иудейская раса чистокровной."
     Обратим теперь особое внимание на термин "антисемитизм" с лингвистической точки зрения.
     Суффикс "изм" в большинстве случаев указывает на типичное социальное поведение или явление или на некую идеологию, опирающуюся на единую систему принципов (социализм, либерализм, коммунизм и проч.).
     Сам факт предпочтения такого термина предшествующей ему "ненависти к семитам" должен указывать на универсальность этого чувства. Семиты и семитизм превращены в источник всех проблем и забот коренных народов, и решение "семитской проблемы" отныне означает решение всех проблем в мире. Наряду с расширением сферы "еврейской проблемы", это символизирует еще и новое, огромное значение, придаваемое ее социально- экономическому и политическому фону. Во-первых, проблема евреев отныне лишается количественного характера (напомним, что в любые времена процент евреев в Германии не превышал одного процента ее населения). Во-вторых, все юдофобы, но особенно антисемиты второй половины XlX-го и XX веков придавали своей идеологии подчеркнуто общественное звучание. Развитие и последующее распространение антисемитизма оказалось прямо связано с драматическим процессом социально-экономической модернизации Европы этого периода: он возник на волне общественных процессов, и тем самым ему сразу был дан сильный импульс.
     Письменно ответьте на вопросы:
     -Какой вклад в развитие антисемитизма внесли антропология, биология, лингвистика?
     -Чем, по мнению автора, отличается юдофобия от антисемитизма? Согласны ли Вы с автором? Аргументируйте свое мнение.
     -Чем отличается антисемитизм Нового времени от средневекового антисемитизма?
по материалам курса Открытого Университета Израиля