ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
ЭПОХА НАСИЛИЯ |
     Мы подошли к эпохе первостепенного значения, когда начало медленно разрушаться грандиозное здание монолитного средневекового христианства и стали вырисовываться контуры тех новых сообществ, которые лягут в основу современных наций. Прежние социальные рамки начали утрачивать свое значение и проявился смутный подъем простого народа - городских ремесленников и крестьян, вставших на защиту своих прав. Рождение нового общества осуществлялось ценой бесчисленных испытаний и страданий. Без сомнения в Европе XIV век был самым богатым на разнообразные кризисы и катастрофы:
     -Политические конфликты. Столетняя война истощила Англию и Францию, в то время как Германия пребывала в состоянии постоянной анархии.
     - Социальные конфликты. Жакерия во Франции, крестьянские восстания в Нидерландах и Англии и, особенно, кровавые городские волнения, “демократические революции”, в ходе которых в большинстве немецких городов, в Италии и во Франции столкнулись честолюбивые ремесленные корпорации с аристократами, изнуренными властью. В рамках этих конфликтов происходили многочисленные случаи избиения и изгнания евреев.
     - Стихийные бедствия. Похоже, что история европейского континента еще не знала ничего подобного: великий голод 1315-1317 годов и эпидемия черной чумы 1347-1349 годов.
     - В довершение ко всему в Европе вспыхнула еще одна зловещая эпидемия - охота на ведьм. Бесчисленные стихийные эксцессы предыдущих веков подготовили почву для того, чтобы в случае серьезных потрясений общественное мнение с легкостью могло склониться к тому, чтобы во всем обвинить евреев.
     В 1315 году на Европу обрушился ужасный голод, самый страшный за всю ее историю. Лето 1314 было дождливым, а летом 1315 разразился настоящий потоп. Результатом был катастрофический неурожай. Голод свирепствовал так сильно, что в Париже или Антверпене люди сотнями умирали прямо на улицах. Не лучше обстояло дело и в деревнях. Стали нередкими случаи каннибализма. Цена на зерно выросла в пять раз. Булочники выпекали хлеб с винным осадком и всяческими отбросами. В 1316 и 1317 годах снова были неурожаи. Только в 1318 году наступило некоторое улучшение, но последствия бедствий были велики - эпидемии и беспорядки еще долго наблюдались во многих районах.
     В этих условиях в 1320 году доведенные нищетой до отчаяния крестьяне Северной Франции покинули свои разоренные поселения и отправились в путь в надежде улучшить свою судьбу. Куда же они пошли? Они не знали. В конце концов они направились на более благодатный Юг. В пути их число возрастало как снежный ком. Монахи-проповедники, не менее голодные, чем крестьяне, внесли в это движение мистические акценты и определенное идеологическое направление. У молодого пастуха было видение, что ему на плечо села волшебная птица, затем она превратилась в молодую девушку, которая призвала его на битву с неверными. Так возникла идея крестового похода “пастушков”.
     Во время похода отряды добывали себе пропитание у местных жителей, т.е. грабежами, а поскольку речь шла о крестовом походе, в первую очередь страдали евреи. Не совсем понятно, каким образом “пастушки” смогли добраться до Аквитании, но с этого момента количество информации резко возрастает: хроники содержат подробные описания их преступлений в этих провинциях. Во многих французских городах пролилась еврейская кровь. Вот описание событий в местечке “Еврейская яма”:
     “Евреи Франции искали спасения во всех укрепленных местах королевства, опасаясь прихода “пастушков”, которые осаждали все подобные укрепления. В Вердене-сюр-Гарон евреи героически защищались, сбрасывая на головы осаждавших бесчисленное количество камней, бревна и даже собственных детей. Но это сопротивление ни к чему не привело, и “пастушки” уничтожили большое число евреев, сломив их сопротивление огнем подожженных ворот укреплений. Евреи поняли, что живыми им уйти не удастся и предпочли покончить жизнь самоубийством, чем пасть от рук необрезанных. Они выбрали самого мужественного среди них, чтобы он перерезал всем горло. Этот человек убил с их согласия почти пятьдесят евреев. Затем он спустился с башни замка с несколькими еврейскими детьми, еще оставшимися в живых. Он попросил “пастушков” выслушать его, рассказал им о том, что он сделал, и попросил крестить его вместе с уцелевшими детьми. “Пастушки” ответили ему: ”Ты совершил такое ужасное преступление против собственного народа, а за это хочешь избежать смерти, которую заслужил?” Они четвертовали его, но пощадили детей и крестили их, сделав верными католиками.”
     Согласно еврейским источникам “пастушки” уничтожили сто сорок еврейских общин. Наконец, власти решили принять меры против “пастушков”, которые после избиения евреев стали во всем обвинять священнослужителей. Папа Иоанн XXII выступил с проповедью против них, а король Филипп V выступил против них с войсками, которые легко рассеяли бандитов. С конца 1320 года о “пастушках” больше ничего не слышно.
     Таков был первый акт. Теперь местные жители, бывшие свидетелями или участниками бесчинств бандитов, стали опасаться возмездия со стороны евреев, и уже в 1321 году рождается новая легенда, которая должна была задним числом оправдать бандитов и их преступления. Летом в Аквитании возник слух о существовании среди прокаженных и евреев заговора, организаторами которого были евреи, а исполнителями - прокаженные. Заговорщики хотели погубить всех христиан, отравив родники и колодцы. В ужасных подробностях заговора не было недостатка: яд, составленный из человеческой крови и трех тайных трав, разумеется, с добавлением просфоры. Уже появились рассказы о пойманных прокаженных с такими смесями, которые им давали богатые евреи, пообещавшие большие деньги в случае успеха операции.
     По другой версии ядовитый порошок состоял из смеси жабьих лап, змеиных голов и женских волос, смоченной ужасной черной жидкостью. Эта смесь не горела даже в сильном огне и уже поползли слухи о поимке прокаженных с такой смесью. Те же слухи обвиняли в заговоре не только евреев, но и мусульман, и даже самого дьявола. Слухами не замедлила воспользоваться и королевская власть. Было приказано строго расследовать все случаи “потравы”, а виновных наказывать и конфисковывать их имущество. Произошли многочисленные аресты по всей Франции. Около сорока евреев покончили с жизнью в тюрьмах, а еще сто шестьдесят были сожжены. Королевская казна все чаще пополнялась за счет наказанных евреев и даже тех, кто в ходе расследования был оправдан.
     Черная чума. Перечтем описание чумы у Бокаччо:
     “...[ в городах] заболевали они ежедневно тысячами, а так как никто за ними не ухаживал и никто им не помогал, то почти все они умирали... соседи ... выносили мертвые тела из домов и клали у порога где их, выставленных во множестве, мог видеть... любой прохожий. И никто, бывало, не почтит усопших ни слезами, ни свечой, ни проводами - какое там : умерший человек вызывал тогда столько же участия, сколько сдохшая коза.
     ...в раскиданных там и сям усадьбах и в селах крестьяне с семьями,... все... оставленные без лечения и ухода, днем и ночью умирали на дорогах в поле и дома - умирали так, как умирают не люди, а животные.
     Вследствие этого... наблюдалось ослабление нравов; люди запустили свое хозяйство, запустили все свои дела и, каждый день ожидая смерти, не только не заботились о приумножении своих доходов, которые они могли получить и от скота, и от земли, от пожинания своего труда, но, напротив, старались все имеющееся у них ... уничтожить...
     Такова была черная чума, катастрофа, которая с 1347 по 1350 год унесла треть населения Европы. Многие авторы утверждали, что именно тогда прозвучал похоронный звон по средневековой Европе. Эпидемия не разбирала ни кого: она обрушилась на простолюдинов и интеллектуальную элиту, в результате чего на фоне экономического упадка наблюдался и упадок интеллектуальный. Эпидемия выбила людской рассудок из привычной колеи, привела к навязчивой мысли о дьяволе. Нет ничего удивительного в том, что на фоне этих бедствий была доведена до логического конца тенденция в судьбе европейских евреев, чей образ в глазах христиан будет отныне окружен ореолом серы и пепла. В каком-то смысле 1347 год похож на 1096, поскольку и в этом случае непосредственным результатом события стала массовая гибель евреев, а отдаленным - формирование устойчивой системы антисемитизма у христиан.
     По всей Европе люди задавали себе один вопрос: почему их постигло это бедствие? Наряду с небесными причинами люди часто ставили это бедствие в вину бродягам, нищим и евреям.
     Можно предположить, что эти слухи впервые появились в Савойе. Некто Яков Паскаль (т.е. “пасхальный” - намек на кровавые наветы), прибывший из Толедо, якобы раздавал во Франции своим единоверцам мешочки со снадобьями. О предполагаемом назначении этих снадобий не трудно было догадаться. Несколько евреев были схвачены и под пытками признали свою вину, а один из них даже признался в том, что действовал по всей Европе. Из Франции эти басни кочуют в Швейцарию, где происходят громкие судебные процессы со смертными приговорами. Вся Европа полнится слухами об ужасном еврейском заговоре.
     В Германии события быстро приняли другой оборот. Во многих городах князья и епископы попытались спасти евреев от расправы. Но это не помогло. Не помогла и булла папы Климента VI, в которой подробно объяснялось, что евреи так же умирают от чумы, как и христиане. Начались массовые избиения и грабежи, организованные чернью, одновременно являющиеся бунтом против властей. Муниципалитет Страсбурга провел расследование и пришел к выводу о невиновности евреев, за что был свергнут. Новый муниципалитет заточил всех евреев в тюрьму в количестве двух тысяч человек и на следующий день всех их сжег на еврейском кладбище. Имущество евреев было распределено между городскими жителями.
     ”Это и был тот яд, который погубил всех евреев”, - так завершил свое повествование один из хронистов. Убийства, сопровождаемые грабежами, прокатились по всей Германии.
     Были и те, кто убивал евреев “только по религиозным соображениям”. Кающиеся грешники изнуряли себя бичеванием, чтобы получить прощение Спасителя. Их публичные выступления обычно заканчивались призывами к избиению евреев. Во Франции деятельность таких фанатиков были быстро пресечены, но в Германии и Фландрии их приходы оставили неизгладимый след. То, что “кающиеся” продолжали умирать от чумы, укрепляло остальных в том, что дело не только в раскаянии. Виновными становились евреи. В течение 1348 года ни одной крупной общине Германии не удалось избежать массовых убийств.
     Подсчитать потери евреев невозможно, но получить представление о масштабах этих потерь позволяет тот факт, что в первые годы после чумы евреи стали редким и дорогим товаром, многие города приглашали евреев вернуться и гарантировали им полную безопасность.
      После эпидемии наметилась еще одна тенденция в жизни евреев - они привыкали жить вне закона, так как в большинстве стран отмечалось, что евреи
      “не имеют во всем христианском мире ни страны, ни собственной земли для пребывания, посещения или постоянной жизни...”