ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
КАТАСТРОФА |
Другой фактор, который не стоит забывать, - это беспрецедентно тяжелые условия жизни евреев. Во многих местах они были скучены и отделены от мира, находясь в антигигиеничных условиях и страшной тесноте. Но хуже всего был голод. Файвл Пудэ пишет о лодзинском гетто:
"Другим врагом евреев, после смертоносных депортаций, был постоянный голод. Думаю, тот, кому не довелось жить в гетто, не в силах представить разрушающаю силу голода. За пять лет существования гетто в Лодзи от голода погибли 50000 человек.
Уже в 1941 году, когда большинство гетто еще были открыты или в них действовала система контрабанды, гетто Лодзи голодало и получало пайки не более калорийные, чем в концентрационных лагерях. Пока человек не спал, его мучал постоянный голод, его мозг и воображение были заняты фантазиями, в центре которых пребывало одно - еда. Человек постоянно видел своих близких, пухнувших от голода, он знал, что помочь им не может, и скоро настанет и его очередь. Теряя сознание, люди умирали в местах сосредоточения жизни в гетто - у станков на фабриках, на лестницах, по дороге домой.
Одна весть выводила людей из апатии - весть о раздаче пищи. Тема еды связывалась с событиями на фронтах, особенно много говорили о них в дни раздачи хлебных пайков. В такие дни союзники одерживали большинство "побед" над Германией, атмосфера становилась оптимистичной, и чем лучше была пища, тем лучше воображаемое положение на фронте...
Поэтому плохие новости, иногда поступавшие в гетто к понимающим и умным людям, не воспринимались сознанием, на них не было серьезной реакции. Голод был одним из главных факторов, парализовавших систему мышления и человеческие реакции, он не давал людям возможность логично и ответственно рассуждать в полном смысле этого слова."
Голод стал причиной эпидемий и огромной смертности от них. В варшавском гетто, например, только в 1941 году умерло 44234 человека, свыше 10% еврейского населения, по сравнению с 0.1% до Катастрофы.
Ужасала и постоянная практика террора со стороны германских властей. Угрозы, издевательства, аресты, облавы, неизвестность - все это создавало состояние непрерывного страха, часто сопровождавшегося подозрением по отношению к людям, способным повредить так или иначе.
Все описанное было следствием основного правила нацистов: евреев следует лишить всех прав в человеческом обществе. Перед евреями встал выбор, отличный от того, который стоял перед остальными покоренными народами в ту эпоху. Лидеры других народов могли выбирать между коллаборированием, сопротивлением и обывательским образом жизни, не требовавшим от человека четкого определения своей позиции. Большинство жителей Европы выбрало третий путь и так прожило период войны. Но евреев нацисты определили как врагов и они были обречены на тотальное уничтожение, поэтому и те, кто выбрал третий путь, и даже те, кто выбрал первый - коллаборирование - не спаслись: система не оставляла евреям никакого выбора.
Таковы были условия, в которых приходилось действовать лидерам еврейства. Попытки юденратов продлить существование гетто не приносили успеха, даже если эта цель и казалась вполне достижимой, как это было в Лодзи.
Восстания и подпольная деятельность были проявлениями героизма, но не решали проблемы. Были случаи, когда юденраты поощряли сопротивление и заблаговременное бегство в леса и другие места укрытия. Подобное происходило в 1942 году в местечке Тучин недалеко от Ровно (Украина). То же самое имело место в местечке Избицка Куявска вблизи Лодзи. В этих двух случаях отказ от сотрудничества с властями не привел к общему спасению, поскольку немцы вскоре поймали большую часть беглецов, организовав погони и облавы. Даже те, кого не схватили немедленно, не сумели уйти далеко и добраться до надежного места вне территорий, подконтрольных нацистским властям. Все же следует принять в расчет, что одиночкам удалось спастись.
Ужас трагедии состоял в том, что было предпринято все возможное, чтобы маневрировать
и найти выход, "сохранить жизнь общины" - в чем и заключалась одна
из главных функций руководства, но в сложившихся условиях, в основе которых
лежало постановление об "окончательном решении", отсутствовали даже
малейшие возможности выживания еврейства.
по материалам курса Открытого Университета Израиля