ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА

КАТАСТРОФА

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ!

= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Когда стало известно об уничтожении?

Убийства евреев не были публичными акциями, сведения о них не были официальными. Операции были окутаны секретностью. Лишь считанным людям удавалось спастись бегством с места казни и рассказать другим о происходящем. Поэтому столь существенен вопрос - когда информация дошла до того или иного места, что она в себя включала, как ее истолковывали, верили ли ей вообще.

Специальные исследования показывают, что информация распространялась очень медленно. Например, в Вильнюсе - одном из первых городов, где начали уничтожать еврейское население (в Понарах, всего в 10 км от города), достоверные сведения о судьбе евреев стали известны лишь в сентябре 1941 года, через два месяца. В Варшаву это известие пришло месяцем позже, в Западную Европу (например, в Бельгию и Голландию) - только во второй половине 1942 года, в Греции достоверных сведений не было до конца оккупации. Задержка в передаче информации объясняется ситуацией войны, осложнившей передвижение людей вообще, и почти полным запретом на передвижение, наложенным на евреев, а также плохими контактами еврейских общин разных стран.

Повсеместно отмечается затрудненность восприятия информации о массовом истреблении евреев, отсутствие доверия к ней. Заключенная-христианка из Аушвица-Биркенау, видевшая уничтожение евреев, сумела спастись и вернуться в Голландию. Она рассказывает:

"Мы целый день сидели в дыму от крематориев, рядом с газовыми камерами. Это казалось настолько невероятным, что даже там мы начали сомневаться - в один день видели, а назавтра уже снова просто отказывались поверить в увиденное".

Исраэль Гутман пишет:

"Верно, через несколько недель после начала депортаций из уст в уста стали передаваться слухи о происходившем в Треблинке. Но неотъемлемой частью сознания эта информация никогда не становилась. Пропасть, разделившая представления жертв и их окружения и все, происходившее в Треблинке, оказалась столь глубокой, что правда не проникала в мозг, а оставалась как бы сумеречным кошмаром, против которого восставали чувства, логика, ожидания от ближнего своего. Известия, если и проникали в сознание, то в виде дурного сна, который должен был развеяться, когда-то прекратиться. Это противоборство, неспособность объять происходящее умом и чувствами характеризовали как интеллигенцию и общественных деятелей, так и простой народ. Казалось бы, поступление новой информации, распространение слухов создадут новую реальность, но если мы проигнорируем тот факт, что сами люди отказывались ее воспринимать как "действительную", мы не поймем всей сложности ситуации. Отсюда ведь проистекали непоследовательные, резкие переходы от полного отчаяния к безосновательным надеждам, погоня за оптимистическими слухами - все, что мы видим в отрывочных записях, оставшихся от той эпохи".

Среди тех, кто верил в совершавшееся уничтожение, не все верили, что это - уничтожение всех евреев. Мордехай Тененбаум-Тамаров, например, в конце 1941 года сказал:

"Мы искали причину несчастья в местных властях, в отношении литовцев". Председатель Еврейского совета в Голландии профессор Д.Кохен говорил в конце 1942 года: тот факт, "что немцы проделывают это с польскими евреями, необязательно означает, что это же последует для евреев Голландии. Во-первых, они всегда презирали евреев Польши, а во-вторых, в Голландии они вынуждены прислушиваться к общественному мнению, чего не должны делать в Польше."

Есть много аналогичных свидетельств. Немногие соединяли обрывки информации, связывали их с публичными высказываниями глав Третьего рейха и делали выводы. Одним из них оказался Аба Ковнер, сказавший в 1942 году:

"Мне трудно объяснить, почему обливается кровью Вильнюс, а в Белостоке спокойно... Одно ясно: Вильнюс - это не только Вильнюс и Понары - это не эпизод... Это целая система."

Проблема информации во всех аспектах чрезвычайно важна для понимания действий евреев и их лидеров в период депортации. Различия, связанные с местом и временем событий (даже очень близкими друг к другу) представляют собой важный фактор для исследователя, который надо учитывать.

по материалам курса Открытого Университета Израиля


= ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ =УРОКИ = УЧИТЕЛЮ =

= О Г Л А В Л Е Н И Е =

Hosted by uCoz