ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
КАТАСТРОФА |
Во Франции существовала аналогичная организация взаимопомощи, достаточно самостоятельная и поддерживаемая Джойнтом. Это была организация другого типа.
Франция управлялась сложным образом: ее север находился под прямым оккупационным управлением немцев, а юг составлял так называемую "Свободную Францию" под управлением правительства, чья резиденция находилась в курортном городе Виши. Между обеими частями существовали тесные связи. Кроме того, Франция относилась к той группе западноевропейских стран, по отношению к которым немцы вели себя "более мягко" в отличие от происходившего в Польше. Немцы не приказали распустить все старые еврейские организации, когда в конце 1941 года они создали нечто аналогичное юденрату - УЖИФ.
Потому продолжила свое существование и "Центральная консистория" - организация евреев-старожилов во Франции, основанная во времена Наполеона I. В течение многих лет она формировала в еврейской среде идеологию преданности "Франции-родине", считая еврейство не нацией, а только религиозной общиной. Консистория была в значительной мере чуждой для множества евреев-выходцев из восточной Европы и Германии, особенно тех, кто прибыл в страну в период между двумя мировыми войнами. Тем не менее, Консистория считалась центральной еврейской организацией, признанной властями в качестве представительницы интересов евреев Франции.
Консистория продолжала действовать, как и прежде и после завоевания Франции немцами (июнь 1940). Хотя существовало немало споров и разногласий в еврейской среде, не нашлось никакого другого авторитетного органа, который занял бы место, официально принадлежавшее ей. Ситуация, однако, изменилась после создания УЖИФ, особенно после начала его активной деятельности в первые месяцы 1942 года.
Важный вывод из сказанного сводится к следующему: нет картины безраздельной власти юденратов на "еврейской улице", даже если говорить только о легальной форме власти, игнорируя подполье.
Несколько слов нужно сказать и о другом виде еврейского лидерства - раввинате. Иногда раввины являлись членами "промежуточного звена", иногда - подпольного. Бывали случаи, когда они сотрудничали с юденратом в самых сложных для общины вопросах - например, в вопросе о том, помогать ли властям в отборе части населения для отправки в лагеря.
Затронутая здесь тема трудна и эмоционально сложна, поскольку она касается
поведения еврейского общества в дни Катастрофы. Мы привели широкий спектр сведений
и примеров, с помощью которых можно было бы проникнуть в суть феномена руководства,
понять его и постараться избежать вынесения преждевременных и поспешных суждений,
как это часто делают многие при обсуждении этой темы.
по материалам курса Открытого Университета Израиля