ИСТОРИЯ АНТИСЕМИТИЗМА И КАТАСТРОФА |
ЭПОХА НАСИЛИЯ |
     Как уже отмечалось, упоминания евреев, столь скудные в предыдущие века, после 1096 года становятся гораздо более частыми. Только о событиях 1096 года у нас имеется более десятка свидетельств разных хронистов. Разумеется, речь идет о священнослужителях, так как ни бароны, ни простые люди не оставили после себя сколько-нибудь серьезное документальное наследие. О том, что думали бароны и простонародье, мы можем только догадываться. Но нельзя забывать, что нашим сведениям мы обязаны тем людям, которые и формировали общественное мнение своей эпохи.
     На примере источников рассмотрим разные позиции в отношении по поводу массового избиения евреев.
     Одни писали сухо и невозмутимо, излагая лишь факты:
     “Бесчисленная толпа, представляющая все земли и все народы, шла на Иерусалим с оружием в руках и заставляя евреев принимать крещение, убивая во множестве всех тех, кто отказывался от этого. Недалеко от Майнца 1014 евреев, мужчин, женщин и детей, были убиты, а большинство домов сожжены...”
     Другие не скрывают своего удовлетворения:
     “Пока крестоносцы снаружи ожидали их ответа, евреи, искушаемые дьяволом и находившиеся под воздействием своего собственного ожесточения, совершили самоубийство в резиденции епископа.”
     Но были такие, кто энергично осуждал убийства:
     “Разумеется, может показаться удивительным, что в один и тот же день одинаковые убийства, вдохновленные одной и той же мистической лихорадкой, могли произойти во многих различных местах. Это произошло вопреки возражениям духовенства, вопреки отлучению многих священнослужителей от церкви, а также вопреки угрозам многих князей.”
     Если в данном отрывке осуждение выступает не так четко и имеет много оттенков, то в следующем оно выражено более резко:
     “...враг рода человеческого не замедлил смешать плевелы с зерном, вызвать ложных пророков и вовлечь в армию Христа фальшивых братьев и распутных женщин. Своим двуличием, своей ложью, своим безбожным распутством они смущали армию господа... Они полагали необходимым отомстить за Христа язычникам и евреям. Поэтому они убили 900 евреев в Майнце, не пощадив женщин и детей... Вызывало жалость зрелище огромных многочисленных нагромождений трупов, которые вывозили из этого города на телегах...”
     Возмущение Альберта Аахенского было еще сильнее. Он считал, что провал “народного крестового похода” был вызван божественным наказанием, и видел здесь справедливое возмездие за бесчинства, совершенные попутно. В целом крестоносцы часто не вызывали к себе хорошего отношения у авторов хроник. Убийства и грабежи смущали мирных церковников - авторов хроник. Видимо, можно предположить, что общественное мнение было смущено и разделено. Но можно предположить и то, что описанные нами события вызывали у граждан новые вспышки гнева против евреев. Этот феномен легко объясним. Убийцы обычно с еще большей ненавистью относятся к своим жертвам, тогда как простые свидетели считают, что должны быть веские основания для этих убийств. С другой стороны, крупные и мелкие грабители опасались возмездия тех, кто спасся бегством и это вело к постоянному ухудшению положения евреев, началом которого стал 1096 год.