ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИРИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИАлександр Гаврилович Грушевой |
Приложение 1
Важнейшие греческие "латинские надписи"
6. Надписи из Акмонии, Фригия
(МАМА, VI, 263-365)[25] 263
"Герусия[26] оказала почести Юлии Севере, дочери Гая, главному жрецу и агонотету всего дома божественных Августов и ради ее благодеяния, а воздвижение (статуи?) осуществлено..."[27]
264
"Дом[29], выстроенный по распоряжению Юлии Северы, Тирроний Клад, пожизненный архисинагог и Лукий, сын Лукия, и Публий Зотик, архонт[30], был отремонтирован ими из личных (средств), и из (средств) соучаствующих с ними. Они раскрасили стены и потолок и обеспечили прочность окон[31] и всего остального устройства (здания). Им синагога оказала почести (предоставив) позолоченное оружие вследствие их благородного характера и благорасположенности к синагоге и усердия".
265
"В добрый час. Совет и народ оказали почести Никия Лукия, сыну Асклепиодора, пожизненного жреца Августейшего Изобилия[32], являвшегося агораномом не жалеющим средств и гимнасиархом[33] два пятилетних срока при Юлии Севере и Тирронии Рапоне[34], прекрасно исполняющим обязанности секретаря[35] и осуществившего заботу о восстановлении памяти (?)[36] Симмаха эфебарха и брата его, жреца".
Надписи из Акмонии и, возможно, из города Стобы, показывают, на первый взгляд, парадоксальную вещь. Соучастие в жизни греческого города и соблюдение норм иудаизма в римское время оказывалось очень даже возможным. Трое мужчин - Тирроний Клад, Луций, сын Луция, и Публий Зотик, названные в тексте "главами синагог", а последний - "архонтом", a также женщина с чисто римским именем (Юлия Севера), но специально никак не охарактеризованная в данной надписи - выступают организаторами строительства в городе синагоги и чисто языческих празднеств. При этом Юлия Севера, инициатор строительства синагоги, выступает также в роли магистрата-эпонима города.
В отличие от мужчин, занимающих руководящие посты в иудейской общине города, у нас нет никаких данных, позволяющих что-либо сказать о возможных связях Юлии Северы с иудаизмом. Можно допустить, что таковых и не было вовсе, хотя, на наш взгляд, более логично видеть в них всех именно иудеев, получивших римское гражданство. Иными словами, комплекс данных надписей допускает два варианта интерпретации, принципиально важных в рамках рассматриваемой темы. Возможно, в рамках данного конкретного города иудеи - римские граждане освоились настолько, что сочетание несочетаемого (строительство синагоги и исполнение должности верховного жреца императорского культа) никого не смущало - ни самих иудеев, ни окружающее их городское общество. Возможно, однако, что перед нами свидетельство несколько иного плана - иудеи и городская администрация действовали в тесном сотрудничестве при полном взаимопонимании.
Других примеров такого рода, как рассмотренные тексты из Акмонии, у нас нет, во всяком случае, - не сохранились. Однако целый ряд косвенных признаков позволяет сказать, что ситуация в городе Акмония достаточно типична. Неслучайно во времени совпадают два процесса: постепенная деградация античного города и активное внедрение иудеев в жизнь античного города.
Между этими процессами, естественно, нельзя ставить знак равенства. Дело здесь в другом. Отмеченные в надписях события были совершенно невозможны в римских провинциях республиканского времени. В тот период римское гражданство было по-настоящему достоянием только римлян. Однако за двести лет с момента первого соприкосновения римлян с Востоком до окончательного завоевания ближневосточных областей ситуация изменилась кардинально. Интернационализация всех сторон жизни в поздней республике и особенно в Римской империи привела к тому, что старые формы общественной жизни и культуры стали постепенно выходить из строя и становиться неэффективными. Иными словами, начался кризис античной культуры, общественной жизни и идеологии, выразившийся, в частности, В ТОМ, что среди римских граждан появились люди, либо связанные с ценностями античной культуры в высшей степени формально, либо ощущавшие свою принадлежность к нескольким культурам одновременно. Трансформация старых норм была весьма медленной и болезненной. Лишь с окончательной победой христианства на рубеже IV-V вв. общественная жизнь на принципиально ином уровне обретает более или менее законченные формы.
Все эти факторы необходимо учитывать при оценке официального положения иудеев
в Римской империи в языческое время.