ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИРИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИАлександр Гаврилович Грушевой |
Приложение 1
Важнейшие греческие "латинские надписи"
1. Надпись из города Стобы
В основном тексте работы неоднократно делались ссылки на следующие, весьма важные в историческом отношении надписи, характеризующие жизнь иудейских общин диаспоры. Ниже следует их текст и перевод с краткими комментариями.
В связи с рассматривавшимся выше вопросом о роли патриархов ("наси") в истории талмудического периода особого внимания заслуживают те греческие и латинские надписи, где они упоминаются. Некоторые из этих надписей относятся к эпохе Поздней империи, некоторые - не содержат в своем тексте каких-либо критериев, позволяющих датировать их точно. Наиболее же ранней по дате является надпись, найденная в македонском городе Стобы, датируемая либо 163-164, либо 279-280 гг., причем первый вариант датировки пред-ставляется более предпочтительным[1]. С исторической точки зрения, данная надпись интересна указанием на то, что упоминаемый в ней персонаж, являющийся римским гражданином, исполнял общественные обязанности в соответствии с нормами иудаизма, а также - упоминанием патриарха, едва ли имеющего какое-либо отношение к палестинскому патриарху, хотя вопрос и остается дискуссионным с точки зрения некоторых исследователей[2].
"В 311 С?) год. Кл. Тиберий Полихарм, которого зовут также Ахириос[3],
отец синагоги в Стобах, который исполнил все обязанности общественной жизни
согласно иудейскому (закону)[4], обета ради постройки для священного места[5]
и триклиний[6] и теракос[7] из личных средств (соорудил), вовсе не дотрагиваясь
до (средств) священных[8]. А (я решил, что[9] полное владение всеми верхними
(помещениями)[10] и собственность принадлежит мне, Клавдию Тиберию Полихарму
и моим наследникам пожизненно. Если же кто-либо захочет совершить какие-либо
изменения вопреки тому, что мною решено, он отдаст патриарху 250.000 денариев,
ибо так я решил. А починку же кровли верхних (помещений) делать мне и моим наследникам".