ИУДЕИ И ИУДАИЗМ В ИСТОРИИРИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РИМСКОЙ ИМПЕРИИАлександр Гаврилович Грушевой |
Глава 7 - ТРЕТИЙ ПЕРИОД РИМСКО-ИУДЕЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ
3. Идейное обоснование нового отношения к иудеям (на примере взглядов Евсевия и Лактанция)
О новом духе государственной политики по отношению к иудеям, начинающейся с Константина, свидетельствует один отрывок Евсевия. У известного церковного историка в Биографии Константина[133] сохранились, видимо, подлинные слова императора, относящиеся ко времени обсуждения на Никейском соборе вопроса, когда праздновать христианскую Пасху, совпадавшую до этого момента с иудейской. По словам Евсевия, Константин в послании к церквям о Никейском соборе писал так:
"Прежде всего показалось неподобающим праздновать тот святой праздник по обыкновению иудеев, которые, осквернив свои руки беззаконным поступком, как нечистые, справедливо наказаны душевной слепотой. Итак, отвергнув их обычай[134], нам подобает установить более справедливое, что мы соблюдали с самого первого дня страстей до настоящего времени, образ этого празднования продолжить и на будущие века. Пусть не будет у нас ничего общего с враждебной толпой иудейской, потому что нам указан Спасителем другой путь, перед нами лежит поприще, сообразное и соответствующее священнейшей нашей вере. Вступая на него в полном единодушии, возлюбленные братья, отделимся от того постыдного общества. И поистине странно бахвальство иудеев, будто, независимо от их постановления, мы не можем соблюдать его. Да и о чем правильно смогут мыслить те, которые после этого богоубийства и отцеубийства, выйдя из разума, движимы не каким-то разумным поведением, но необузданным стремлением, куда бы ни направляло их внутренне присущее им безумие".
Если у Евсевия неприятие иудеев с христианских позиций всего лишь постулировано, то у его знаменитого современника Лактанция оно обосновано теоретически. Луций Цецилий Фирмиан Лактанций в четвертой книге "Божественных установлений" подробно пишет о христианском отношении к иудеям и иудейской истории в связи с изложением истории возникновения христианства и земной жизни Иисуса Христа.
Исходная посылка рассуждений Лактанция по этому вопросу близка к тому, что писали об иудеях Гекатей и Страбон[135]. Они утверждали, что в глубокой древности у иудеев были хорошие законы и умный законодатель (Моисей), однако со временем, под влиянием внешних и внутренних факторов, образ жизни иудеев значительно изменился.
Лактанций пишет (Lact. Div. Inst., IV, 10,4, 5), что предками христиан были иудейские патриархи (principes Hebraeorum) и что иудейский народ был любим и спасаем Богом[136]. Однако же иудеи, по словам Лактанция, несмотря на явные признаки благоволения Бога к ним, начиная с момента исхода из Египта стали увлекаться ложными суевериями. Кроме того, они не обращали внимания на пророков, посылаемых Богом для того, чтобы направить свой народ на путь истины[137].
В результате, как пишет Лактанций, Бог - "вследствие [проявлений] их нечестия, отрекся от них навсегда и так перестал посылать к ним пророков"[138]. Однако для того, чтобы передать святую религию Бога [religionem sanctam Dei] тем народам, которые Бога не знали, и чтобы те народы имели возможность познать справедливость, [iustitiam] отвергнутую иудеями, Бог посылает на землю своего сына (Lact., Div. Inst., IV, 11, 7).
Несколько ниже Лактанций уточняет, что Бог, полный милосердия, посылает своего сына к тем, к кому преисполнился ненависти [ad eos eum miserat, quos oderat], для того чтобы дать им возможность свободно следовать за Богом [sed daret his liberam facultatem sequendi Deum]. Неслучайно поэтому рождение Иисуса именно среди потомков Давида[139].
Излагая далее историю земной жизни Христа, Лактанций перечисляет обычные претензии христиан к иудеям. Они считали, что Иисус, совершая чудеса, прибегает к демонической силе [daeemonica potential, хотя с христианской точки зрения все чудеса Иисуса давно были предсказаны пророками (Lact., Div. Inst., IV, 11, 15, 12). В этой связи Лактанций, как и Евсевий, много говорит о безумии иудеев.
У Лактанция безумными оказываются не иудеи вообще, а их лидеры [primores Iudaeorum ас sacerdotes], организовавшие преследование Иисуса (Lact. Div. Inst., IV, 16, 5). Правда, завершая рассказ о земной жизни Иисуса, Лактанций переносит безумие лидеров иудеев на всех иудеев в целом: Quid amplius iam de facinore Iudaeorum dici potest quam excaecatos turn fuisse atque insanabili furore correptos, qui haec cottidie legentes neque intellexerunt neque quin facerent cavere potuerunt? ("Что еще можно большего сказать о преступлении иу-деев, кроме того, что тогда они были совершенно ослеплены и охвачены неисцелимым безумием, они, которые это[140] читали каждый день и не смогли остеречься от того, что делают" (Lact. Div. Inst., IV, 19, 1).
Так, в первой половине IV в. находит свое воплощение принципиально новая идея, до которой языческое римское общество оказалось не в состоянии дойти: иудеи не смогли признать в Иисусе Мессию и убили Бога[141].
Иными словами, европейское общество, обретая новую веру, сделало существенный шаг в сторону современного антисемитизма, ибо в этот исторический момент оказался изобретенным постулат, который объединил ксенофобии отдельно взятых писателей языче-ского времени по отношению к иудеям в нечто большее. Как будет показано ниже, идея вины иудеев за богоубийство оказалась воспринятой всеми слоями общества, что создало благоприятную почву для возникновения со временем неприятия иудеев на принципиально ином уровне по сравнению с языческой античностью[142].
Отметим, наконец, что у нас нет оснований приписывать именно Евсевию или Лактанцию
авторство этих идей. Приводимые ниже примеры показывают, что очень похожим образом
высказывались в адрес иудеев и другие христианские авторы, в частности Иоанн
Златоуст или Амвросий Медиоланский. Однако, судя по всему, именно Лактанцию
принадлежит наиболее систематическое изложение христианских воззрений в этой
связи.