Элиас Дж. Бикерман.Евреи в эпоху эллинизма |
Часть III - ПОСТОЯНСТВО И ПЕРЕМЕНЫ
Священники и левиты
Храм был местом, где обитал Бог. Там Ему служили Его священники - все мужчины - потомки Аарона, брата Моисея, то есть прямые потомки Левия, сына Иакова. Только аарониды могли совершать богослужения у алтаря и в Скинии. Их положение было наследственным и непреложным. И хотя какой-нибудь физический недостаток мог сделать ааронида непригодным к служению, он, тем не менее, не лишал его права "есть хлеб его Бога" - священную пищу жертвоприношений и приношений.
Поскольку раввинистическое право признавало даже за отпавшим священником принадлежность к роду Аароновых сыновей, чрезвычайная забота была направлена на поддержание чистоты родословия. Когда Иезекииль запретил священникам жениться на вдовах, за исключением вдов священников, он выделил цель этого ограничения. Как Иаков советует Левию в Завещаниях двенадцати патриархов, жена свя-щенника должна быть еврейкой без порока и недостатка.
Несмотря на наследственный характер священства, необходим был обряд посвящения, чтобы даровать аарониду право приближаться к Богу и служить в Его доме, "как ангелы в присутствии святых, служащих на небесах", как гласит Завещание Левия. Мы, однако, не находим ни в Торе, ни в источниках раннеэллинистического периода указаний, в каком возрасте посвящали в священники.
Священники (и левиты) делились на "череды" по их участию в храмовом богослужении, и эти череды сменялись каждую субботу. Каждая череда составлялась из членов одного отдельного клана, предположительно имевшего общего прародителя; например, Маккавеи считались принадлежащими роду Иоарива. Что же касается количества кланов, то их насчитывали 22 в списке Неемии 12 и 24 в 1 Пар. 24 и в позднейших списках. Каждое колено, в свою очередь, делится на несколько семейств ("отчих домов"), количество семей в каждом колене, по раввинистической традиции, было от 5 до 9.
В каждом сообществе евреев обязательно был священник. Он один мог совершать общественное богослужение, от которого зависели и само существование этого общества, и его благоденствие.
Он один был посредником между благочестивым евреем и небом. Например, хотя жертвенное животное могло быть заколото самим принесшим его, но только священник мог ок-роплять кровью этого животного алтарь. Священник также выслушивал исповедания вины и преступлений и соответственно греху назначал искупление. И если в восточных культах, например в Вавилонии, священство было организовано в бесчисленные специализированные группы, служащие священники Иерусалима представляли собой единое целое. Затем, если даже служители Святилища были "святыми" перед Богом, Бог требовал святости и от всего Избранного народа: "Святы будьте, ибо свят Я Господь" (Лев. 19:2). Так что различие между священством и мирянами в Израиле было иным, чем в Вавилонии; священник Господа не имел никакого специального положения помимо своей роли в богослужении Храма, и он носил священные одежды только во время служения.
Главной причиной возвышения священства в эллинистический период была тенденция македонских правителей не доверять мирским правителям покоренных народов. В результате местное священство, которое нельзя было ни уничтожить, ни вытеснить, стало главной привилегированной группой местного населения и выступало от имени всего народа. В глазах Птолемеев египетский священный синод представлял египетский народ; в Персии и затем в Вавилонии Селевкидов храмы были центрами привилегированной местной группы. Среди мирян Иерусалима только члены Сената не платили личные налоги Антиоху III, но такие же привилегии были дарованы всем священникам. И, сократив политические и экономические привилегии восточных святилищ, новые правители даровали богатство и почести местному священству. Этот союз местного алтаря и иностранного трона можно продемонстрировать на истории первосвященника Иерусалима.
В Торе первосвященник - это только "великий из братьев" (Лев. 21:10), и его привилегии (даже и в позднейших правовых установлениях) минимальны - например, право выбора части в жертвоприношении. Мы даже не знаем, была ли у него какая-нибудь дисциплинарная власть над остальными священниками. Еще даже в 408 г. до н. э. евреи Элефантины считали, что "Kahana rabba и иже с ним, священники в Иерусалиме" представляют собой коллективное руководство Храма. Так же и в поздней Вавилонии Храмом руководил "большой брат" и другие священники с ним. Аналогично и в персидский период главный священник Храма Иерусалима был только "управитель" (nagid) Храма Господня (2 Пар. 31:13).
Новое высокое положение первосвященника впервые отмечено, когда он один удостаивается права помазаться освященным маслом (каковое действие сообщает святость помазаннику). По Исх. 30:30, все сыновья Аарона должны были быть помазаны священным маслом, но к 520 г. до н. э. только первосвященника из всего священства помазывали, как и в секулярном мире помазывали только царя (Зах. 4:14). В результате требования святости к первосвященнику стали более строгими. Если Закон разрешал ему жениться на всякой "непорочной девице" (Лев. 21:13), Септуагинта ограничивала этот круг девицей "из народа своего". Септуагинта (Лев. 4:3) также прибегает к греческому титулу архиерей при переводе древнееврейского выражения "помазанный священник".
Этот термин употреблялся греками для обозначения верховного священника в египетском или финикийском святилище уже в V веке до н. э. (он соответствует арамейскому kahana rabba). Около 300 г. до н. э. Гекатей уже употреблял его для обозначения духовного вождя Избранного народа и изображает его как посредника между Господом и Израилем, но, впрочем, в этом отношении он ошибался. Интересовавшийся сравнительным изучением религий и мысливший абстрактными социологическими терминами, Гекатей наградил прерогативами восточного архиерея первосвященника Иерусалима.
А на деле Септуагинта и пятьдесят лет спустя не указывает на такую особую святость kohen hagadola, как иногда называет Тора главного священника Храма (Чис. 35:25), например. Этим титулом пользуется еще и Бен Сира.
Хотя, как кажется, "Великий Священник" Иерусалима уже не был предметом благоговейного ужаса для людей поколения Бен Сиры, Бен Сира тем не менее прибегает к одиннадцати поэтическим фигурам в описании эффекта, произведенного появлением первосвященника на церемониях священнодействия, и сравнивает его с сияющим солнцем. Автор Завещания Левия, в свою очередь, воображает, что сами ангелы облекли Левия в его одежды первосвященника и посвятили его.
Каждая деталь этого облачения получает символическое значение - верхняя одежда, например, символизирует правду. И хотя Тора сообщает каждому священнику власть толковать Закон (Втор. 33:10) и хотя даже для Малахии (2:7), то есть в персидский период, всякий священник был посланцем Господа, Бен Сира, однако, отводит эту роль только одному первосвященнику (45:17).
Первенство дома Садока в Иерусалиме было фактом историческим, а не правовым. Исторически сложилось так, что первосвященство оставалось в одной семье в течение восьми веков: родословие Ониадов в Иерусалиме Селевкидов начинается с Садока, первосвященника при Давиде, и первым первосвященником Второго Храма был Иисус, внук Серайи, последнего первосвященника Первого Храма. Когда наследию Сиона стали угрожать схизматики в Сихеме, непрерывная череда первосвященников из рода Садока была представлена как главное доказательство святости Божьего Дома Иерусалима. Иностранные владыки приходят и уходят, но в Святом граде по-прежнему потомок Садока защищает и ведет Избранный народ.
Как говорит Бен Сира, хотя Господь отдал царство Давиду на два только поколения, Он установил семя Аарона навсегда. Неудивительно, что в глазах Бен Сиры и его современников первосвященство было выше царского титула: "Как небо выше земли, так и священство Божье возвышается над земным родством; кроме тех случаев, когда из-за греха оно отбрасывается Богом и превосходится земным царством".
Спустя два поколения царственные маккавейские первосвященники и римские правители поставили первосвященника во главе и Иудеи, и рассеяния. Филон верил, что первосвященник самодержавно правил евреями во время Птолемея II около 260 г. до н. э., и Иосиф утверждает, что евреи управлялись первосвященниками до хасмонейской династии. Представленная во 2-й Мак. сама история Святого града обусловлена поведением и характером сменявших друг друга первосвященников.
Такое представление о первосвященстве, покорно перенятое современными учеными, есть анахронизм. Первосвященник Иерусалима никогда не был главой государства, каковыми бывали духовные владыки в Сирии и Малой Азии. Он не был даже хозяином Святилища, как и еврейское общество не было "церковью-государством". В грамоте Селевка "народ евреев" представлен Сенатом - а первосвященник даже не упомянут. Еще в 124 г. до н. э., когда маккавейский первосвященник Иоанн Гиркан был у власти, праздничные послания все-таки отправлялись на имя "братьев в Иерусалиме и Иудее", без всякого упоминания правящего первосвященника.
В споре о наследии Сиона, представленном для разрешения Птолемею VI, состязавшиеся стороны обозначены как "жители Иерусалима и Иудеи" и самаритяне; в Книге Юдифи, написанной во второй половине II века до н. э., право пользоваться священными сосудами для секулярных целей предоставляется сенатом Иерусалима.
Как мы уже заметили, чужеземные владыки стремились привлечь на свою сторону местное священство. Так, они благоволили местному первосвященнику, в особенности по той причине, что те назначались царем. Со своей стороны первосвященник-левит имел все основания быть на стороне владыки, который, устраняя семя Давида, убирал соперников Садокитов в Иерусалиме. Больше того, как мы уже заметили, первосвященник, по крайней мере при Птолемеях, отвечал за сбор царских податей в Иудее. Интересно, что Иосиф Ониад развенчал налоговые операции первосвященника Онии II, чтобы разрушить его союз с Птолемеем. Можно к этому прибавить, что сбор налогов Ониадами, должно быть, сделал их богатейшей семьей в Иерусалиме и их богатство, благоволение к ним царя, наследственное достоинство и святость должности - все вместе естественно делали этих первосвященников вождями Избранного народа.
Тем не менее память о первосвященстве Садокитов скоро стерлась в маккавейском и римском Иерусалиме. Уже Иосиф мало осведомлен об истории династии Садокитов в послебиблейский период. Он приводит два списка тех, кто следовал за первосвященником Иисусом, служившем при Дарий I. Иосиф начинает свой список именем Иаддуа, современника Александра Великого, но для Иосифа он - одно с Иаддуа в списке Неемии 12:10, который служил около 400 г. до н. э. С другой стороны, в конце списка Иосифа находится отступник - первосвященник Менелай, который, даже не будучи Садокитом, является как брат Онии последним законным первосвященником. Так как эта подмена была на руку Хасмонеям, которые вытеснили законную череду в 153 г. до н. э., возможно, что Иосиф здесь воспроизводит хасмонейский список. Настоящий список, восстановленный с помощью тех источников, кото-рыми пользуется и сам Иосиф, но в котором отсутствуют его ошибки, должен выглядеть следующим образом:
Иаддуа (II), около 330 г. до н. э. Ония I, около 300 г. до н. э, Симеон I
Ония II, около 225 г. до н. э. Симеон II, около 217 г. до н. э. Ония III Ясон
Если следовать Иосифу, Елеазар и Манассия служили при несовершеннолетнем Онии II.
Мы не можем проверить это утверждение, хотя и возможно, что псевдо-Аристей нашел это имя Елеазара (первосвященника) при Птолемее II в каком-нибудь хасмонейском источнике. Мы также ничего не знаем о Симеоне I.
Приблизительная дата Онии I представлена письмом к нему от царя Ария I Спартанского.
Это письмо - на самом деле хасмонейская подделка, но хасмонейская канцелярия, возможно, правильно установила имя первосвященника, бывшего современником Ария I. Ония II появляется в истории о сборщике податей Иосифе; Симеон II прославлен Бен Сирой; а Ония III, Ясон и Менелай хорошо известны по 2 Мак.
Низложенная династия представляет интерес только для любителей древности.
Бен Сира просит Бога даровать первосвященство семени Симеона II навсегда, но внук Бен Сиры, писавший в Египте во времена маккавейского священника-царя Иоанна Гиркана, опускает это прошение в своем переводе Экклезиаста на греческий. Между тем и в ту пору Садокиты служили в храме Леонтополя в Египте. Но Леонтополь - не Сион.
Симеон II был воспринят в фарисейкой, а позднее также и в раввинистической традиции. Фарисеи впервые появляются на сцене истории к концу II века до н. э., но лишь через столетие (таким же образом, как греки регистрировали следовавших друг за другом учителей философских школ) фарисеи представили генеалогию учителей их школы как непрерывную цепь, связавшую их с библейским временем. Они с несомненностью утверждали, что дарованная (Моисею на Синае) вера затем передавалась непрерывно (учителями) вплоть до Гиллеля и Шаммая - то есть не саддукеям, или ессеям, или сектантам Мертвого моря.
По утверждению фарисеев, первым связующим звеном между библейскими пророками и ими самими была таинственная организация под названием anshe kenesset ha-gedolah - "мужи Великого Собора".
Эта формула, кажется, обозначает некое общее собрание, вроде того, где Симеон (Шимон) Маккавей был почтен "18 Элула... в большом собрании священников и народа". "Великий Собор", может быть, созывался царем из Птолемеев и несколько напоминал ассамблеи египетских священников. Следующее связующее звено - Симеон Праведный, он же, по-видимому, - первосвященник Симеон II, которого называют "уцелевшим, единственным из" "мужей Великого Собора". О его роли в фарисейском списке следует сказать особо. Почему при первосвященнике из Хасмонеев надо было фарисеям обращаться к авторитету первосвященника Садокита и его считать своим духовным предком? Ни высказывания, приписанные ему фарисеями, ни рассказы о нем - как, например, его противление назарейской клятве - не могут нам прояснить его присутствие в фарисейском списке.
Но можно сделать предположение. Симеон II был последним первосвященником Садокитом с непререкаемым авторитетом. Ония III был втянут в борьбу за власть при Антиохе Преследователе; Ясон, его брат, стал отступником; а Ония IV был схизматиком, который основал храм в Египте. Провозглашая Симеона II своим предшественником, фарисеи стреми-лись придать большую достоверность своей традиции. Соответственно они, и, как кажется, они одни, дали Симеону II (и ему одному - если не считать библейских святых) прозвание ha-zaddick - "Праведный". Мы помним, что секта Нового Завета также называла своего основателя moreh ha-zaddik - Учитель праведности.
Низшее священство, однако, не особенно почиталось в эллинистическом Иерусалиме. Левиты, как и аарониды, разделялись на 24 "череды", которые служили по очереди. Но они были всего лишь помощниками "возле сынов Аарона": они закалывали и свежевали жертвенных животных, несли охрану врат Храма и выполняли другие подобные обязанности. Артаксеркс освободил священников, левитов и других служащих в Храме (включая netinim, исполнявших самые простые работы) от личных налогов. Два с половиной столетия спустя Антиох III аннулировал эти налоговые привилегии левитов и других низших священнослужителей. Что вполне согласовывалось с общей фискальной политикой Селевкидов и Птолемеев, стремившихся снять налоговые послабления святилищ и низшего духовенства. Между тем Антиох сделал исключение для "священных музыкантов" и "писцов Храма".
Музыканты, которых Тора даже не упоминает как отдельный класс священнослужи-телей, первоначально стояли ниже левитов. Ко времени Второго Храма, однако, они стали уважаемым сообществом: автор Паралипоменон уже причисляет их к левитам, а во времена Антиоха они заняли первенствующее положение среди левитов. В полном согласии с духом эллинизма общественное положение теперь определяется родом деятельности, и к 200 г. до н. э. музыканты Храма пользовались теми же привилегиями относительно налогов, что и аарониды.
Также показательно и возвышение храмовых писцов. Эта группа служителей вообще не принимала участия в храмовом богослужении (в отличие, например, от музыкантов), не имела религиозных привилегий и не упоминается ни в Библии, ни в эдикте Артаксеркса. Автор Паралипоменон, однако, упоминает неких левитов, которые были поставлены над запасами и со-кровищами Дома Божьего. Они исполняли и некоторые другие обязанности клириков: левитский секретарь, например, составлял списки священнических "черед", также в Паралипоменон упоминается "бухгалтер-контроллер" первосвященника (который появляется и как казначей Храма в 54 г. до н. э.). Естественно, для учета царских взносов и вложений Храму требовались умелые писцы. К 200 г. до н. э. секретарит, поднявшись по социальной лестнице, достиг третьего по значению места в иерархии Храма и получил некоторые налоговые льготы, как священники и храмовые музыканты. Здесь проявила себя общая бюрократическая тенденция эллинистической эпохи.
Тем не менее, ни "писцы Храма", ни храмовые певцы, ни левиты вообще не представляли собой класса священства. Брачные ограничения не распространялись на низшее священство, и мы нигде не встречаем упоминания о посвящении левитов.
Так, хотя в персидскую эпоху Книги Ездры, Неемии и Паралипоменон и даже Книга
Товита рассказывают и о левитах, но авторы эллинистической эпохи вообще 'забыли
низшее свя-щенство. Даже Левий, общий предок левитов и сыновей Аарона, рассказывая
о священнослужителях - своих потомках в Завещании, не упоминает левитов. Это
снижение общественной роли левитов некоторым образом связано с утратой ими второй
десятины (Чис. 18:21).