Элиас Дж. Бикерман.

Евреи в эпоху эллинизма

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть II - ТРЕТИЙ ВЕК

Рассеяние при Птолемеях

Последствия македонского завоевания для диаспоры были троякого рода. Во-первых, новая эра разделила евреев политически: от 321 г. до н. э. до 30 г. до н. э. у Азии и Египта были разные хозяева. Во-вторых, появился культурный разрыв: если Ближний Восток - от Синая до Гималаев - продолжал говорить и думать по-арамейски, то в птолемеевском и римском Египте этот язык, который персидская администрация насаждала, исчез. Здесь неегиптянин должен был говорить по-гречески. И, наконец, как никогда раньше, ускорилась географическая и социальная мобильность. Для персов иностранец (даже Неемия при дворе Артаксеркса) всегда оставался чужим.

Теперь, однако, не только можно было стать греком "в душе", как тот еврей, о котором говорит Клеарх, но можно было стать гражданином греческого города. Гражданин или нет, еврей, выучившийся греческому языку и греческим манерам, мог чувствовать себя дома и в Александрии Египетской, и в Александрии в Согдиане (Мерв) в Центральной Азии. Вспомним Товита, который был чужим не только в правовом отношении, но и психологически и в Ниневии, и в Экбатанах. Восточная культура не знает натурализации вообще и отворачивается от человека, переменившего культуру.

Особенно значительные перемены завоевания Александра вызвали в Египте. Александру и Птолемеям были нужны в большом количестве рабочие для модернизации долины Нила, самой богатой сельскохозяйственной страны в Средиземноморье. С четырех сторон света - из Италии, Галлии и Кирены, а также из Греции и Малой Азии - стремились иммигранты в этот многообещающий край. "Из всех покровителей Птолемей [II] - лучший из рожденных свободными людей", как писал поэт из Сиракуз. Естественно, многие иммигранты прибывали из соседней Палестины, среди них были евреи. Александр уже переселил евреев из Самарии в Египет, а палестинские кампании Птолемея I доставили еще евреев в Египет: на этот раз как пленников царя и рабов его солдат.

Политические сторонники египетского правителя, вынужденные бежать из Иерусалима в 310 и 312 гг., нашли у него убежище. Кроме того, многие добровольно отправились за лучшей долей в эту самую привлекательную страну. Все эти новоприбывшие присоединялись к еврейским поселенцам более ранних времен - фараонова времени или времен Персидской империи. Жаль, что мы ничего не знаем об отношениях этих последних эмигрантов и их предшественников.

Главным источником сведений о птолемеевском Египте являются птолемеевские (греческие) папирусы, но лишь немногие из них написаны до 270 г. до н. э., и еще малая толика - между 216 и 180 гг. до н. э. Большинство же папирусов III века происходят из современного Фаюма, который располагается в 60 км от Каира на краю пустыни, а также из некоторых других мест вдоль Нила на юг от Фаюма вплоть до Элефантины на южной окраине Египта. У нас нет практически ничего из дельты Нила, где находилась половина культивировавшейся земли Египта, и ничего нет из Александрии, столицы птолемеевского Египта.

Писцы, фиксировавшие на этих папирусах правовые сделки (завещания, контракты, прошения и тому подобное), последовательно фиксировали также личный статус юридических сторон: имена, патронимы, происхождение и, если нужно, официальное положение. Местные египтяне указывали место рождения, естественно, в Египте. Граждане трех греческих городов в Египте - Александрии, Навкратиса и Птолемаида - объявляли о своей гражданской принадлежности к этим городам. А иммигранты указывали, откуда они прибыли (например, Филон, сын Гераклеида из Кирены). Собственно в Египте, то есть вне греческих городов, не было натурализации; не только сами иммигранты, но и их потомки всегда обозначали место, откуда они эмигрировали. Если даже Птолемеи юридически оставались македонцами, то ясно, что, когда мы встречаем определение "еврей" или "еврейка", это обозначение национальности, а не религии, безразличной для птолемеевской администрации. Еврей - это человек из Иудеи. Еврей же из Персии обозначался как еврей или перс в зависимости от личных обстоятельств, а также по усмотрению писца. Администрацию интересовали только три указанные личные характеристики, которые уже после регистрации не могли меняться, кроме как самим правительством.

К сожалению, большая часть папирусов - это налоговые списки, счета, письма и другие личные бумаги, в которых редко прямо упоминалась национальность юридического лица. Чтобы обнаружить в этих документах еврея, исследователь должен опираться прежде всего на имя, редко что-нибудь проясняющее. Например, самый ранний папирус, в котором человек официально назван евреем, относится к 259 году и содержит его имя - Александр, сын Андроника, всадника.

И только случайно мы узнаем, что другой всадник Феодор, сын Феодора, был также известен как Самуэль. В контракте, составленном в египетской деревне в 201 г. до н. э., все шесть свидетелей официально обозначаются как евреи, но все они и их отец, за исключением Саббатая, носят греческие имена: от Феодота, что может заменять еврейское имя Натан, до Демократа, что не может быть переводом ни с еврейского, ни с арамейского. Когда для выявления евреев в птолемеевском Египте мы пытаемся опереться на имена, мы можем сделать это только в отношении тех, кто или сохранил свое еврейское имя, или пользовался его греческим эквивалентом. Евреи по имени Диофант или Геракл не рассматривались нами.

При этом представляется и невозможным, и бессмысленным отбирать документы по еврейским именам. Писцы в Египте Птолемеев не имели дела собственно с евреем или ликийцем, но фиксировали социальный статус человека, связанного с предметом рассмотрения: истец или ответчик, налогоплательщик, арендатор и так далее. Соответственно, по природе самих рассмотренных нами источников мы можем почерпнуть из "еврейских" документов только простейшую и исторически бесполезную информацию: что один еврей получил ячмень или что другой не доставил жеребца. Такие данные можно употребить как документы общего характера лишь, скажем, в исследовании употребления ячменя в пищу в Египте Птолемеев.

Для понимания роли евреев в Египте в этот период нам важно знать, что все иммигранты, независимо от их происхождения, причислялись к "эллинам", чтобы отличать их от природных египтян. "Эллины" были чужеземцами, живущими в Египте. Их допускали в страну, защищали, им покровительствовали и их продвигали, потому что прямо или косвенно они служили царю. При обозначении личного статуса иммигранта указывали на его военную или гражданскую службу при царе, как мы видим это в обозначениях "третьего полка всадников" или "на службе у Аполлония, диойкета".

Чужеземец, не состоявший на царской службе, обозначался официально "временный житель", например, "Ясон, сын Керкия, калиндиец, временный житель (парепидемоф.

"Эллины" жили в соответствии с царским законом, который подобно египетского общему праву создавался писцами, только в этом случае писцами были греки. (Природные егип-тяне имели собственную правовую систему.) В наших документах нет указаний на какие-то специально национальные кодексы. Несколько примеров: в 227 г. еврей резко выступал против замужней еврейки перед эллинским дикастерием (судом). По греческому правилу замужняя женщина должна была появляться в суде в сопровождении мужчины. Еврейка подчинилась этому греческому правилу - приведя, по случаю, афинянина, - хотя ни еврейский, ни арамейский законы этого не требовали. Так же в документах, фиксирующих заем одного еврея у другого, профессиональные писцы, несмотря на библейский запрет, начисляли обычный процент - 2% в месяц.

Так же в повседневных сделках неизвестных нотариусов греческое приданое заменялось так называемой платой за невесту в еврейских брачных контрактах. Семьдесят толковников, отдавая дань сложившемуся положению, переводят еврейское мохар как ферме (приданое).

Большинство из тех, кого мы можем определить как евреев в наших документах, - воины. Поскольку же власть Птолемеев основывалась на силе, множество "эллинов" в Египте служили в царской армии. Согласно псевдо-Аристею, еврейскому автору, писавшему в Александрии в конце II века до н. э., Птолемей I вооружил избранных еврейских пленников из Иудеи и поселил их в египетских крепостях, для устрашения египтян. Такие полки можно было бы сравнить с "еврейскими войсками" в персидской Элефантине, но до сих пор не найдено документов об этих укреплениях Птолемея.

Впрочем, мы не находим евреев в районе Арсинои. Арсиноя между Нилом и озером Мерис (Карун) была чем-то исключительным. В древности, как и сейчас, бассейн Фаюма (по-коптски 'озера') на краю западной пустыни, был известен своим плодородием, и уже первые Птолемеи расширили эту продуктивную область осушением болот и ирригационной системой. Облагороженная земля (сейчас вновь покрытая песком) была приписана царским придворным и солдатам. Последние получали наделы от 24 до 100 арур (то есть приблизительно 15 и 68 акров или между 6,5 га 27,5 га) в зависимости от ранга, оружия и полка. Общее владение, или иногда часть его, обычно отдавалось внаем местным крестьянам, обычно египтянам.

По призыву военные поселенцы были обязаны явиться в полк в полном вооружении. Они были связаны с царем не только клятвой верности, едва ли особенно священной для наемников, но также и узами личной выгоды. Их сыновья, которые преимущественно наследовали земли и военные обязанности отцов, выросли и были воспитаны в Египте, и, хотя они юридически регистрировались как афиняне, македоняне и т.д., они считали Египет своей родиной, а фараона - своим владыкой.

В Арсиное солдаты разных полков и разных национальностей (каждый полк был многонациональным) жили бок о бок с исконными египтянами. В 201 г. до н. э. в селении, где киликийцы построили гимнасий, шесть евреев засвидетельствовали сделку между Пеонием с Балкан и четырьмя египтянами. Поскольку первые Птолемеи усиленно рекрутировали солдат в неегипетских провинциях, мы находим довольно много евреев среди поселенцев в Арсиное в III веке (около 6%); киринеян было даже больше (около 9%).

Впрочем, до 174 г. до н. э. мы не можем обнаружить ни одного еврейского военачальника в птолемеевском Египте, хотя персы и другие "варварские" офицеры не были редкостью в III веке. Также ни одного еврея, то есть мужчины с еврейским именем, не находится среди действующих гражданских властей в это время. Но когда простой солдат, наемник из каменистых предместий Иерусалима или горец с Пелопоннеса, оседал в Египте, он становился землевладельцем в богатейшей сельскохозяйственной стране своего времени, где даже простое военное содержание в три раза превосходило имение, каким владели 94% египетских крестьян в 1947 г. н. э.

С другой стороны, "эллины" (и среди них евреи) занимались и ручным трудом: они были арендаторами, виноделами и наемными рабочими. Так, греческий землевладелец в 240 г. объявлял, что среди прочего ему принадлежат шесть наемных работников, и среди них не было ни одного египтянина. За Иеавом, бывшим, по-видимому, евреем следует в списке человек с македонским именем Кратес и другой с фракийским именем Ситалк и Натанваал, возможно сириец. В другом документе амбарный сторож по имени Самуэль жалуется, что он не получает достаточно припасов для прокормления своих детей. Мы также находим рабов (или, может быть, только домашнюю прислугу) с еврейскими именами.

Как правило, "эллины" занимали более высокое и лучше оплачиваемое положение, чем средний египтянин, поскольку они лучше, чем связанные традицией египтяне, подходили для осуществления плана Птолемеев по развитию национальных ресурсов Египта. Например, традиционным египетским зерновым - ячменю и полбе - Птолемеи предпочитали пшеницу (считающуюся самой питательной из зерновых), и они вводили сирийскую пшеницу в Египте с намерением не только улучшить качество, но и увеличить количественно урожай зерновых в Египте. Также в Египте постоянно возрастала потребность в вине, традиционном напитке греков, но местные жители, привыкшие к пиву, не могли обеспечивать виноградники умелыми работниками. В Иудее же культура винограда была традиционной. Неудивительно поэтому, что некий Самуэль (со товарищи) нанимается на большой виноградник (около 40 акров) в 241 г. до н. э.

Другой еще пример: египетский крестьянин от века обрабатывал землю - и все еще обрабатывал ее в XIX веке н. э. - деревянным плугом и мотыгой, которых было достаточно для тонкого слоя черной почвы, возрождаемой год от года разливами Нила. Но Птолемеи ввели в египетских хозяйствах орудия из железа для того, чтобы обрабатывать почву, отнятую у пустыни и болот. Железные наконечники для плуга, лопаты, топоры и другие приспособления были в употреблении в каменистой Иудее еще со времен царя Давида, так что еврейские работники и другие иностранцы, знавшие, как обращаться с этими сельскохозяйственными инструментами, ценились в птолемеевском Египте.

Весьма немногие документы упоминают о евреях, живших за пределами Арсиноитского нома. Единственный еврейский торговец и ростовщик, о котором мы знаем, что он жил и работал в Египте Птолемеев около 310 года, все еще вел записи на арамейском. Имея, возможно, постоянное местопребывание в Элефантине, он повсюду вел торговые дела - от Восточной Дельты до Сиены, - и имена большинства его клиентов звучат по-еврейски; в самом деле, два его клиента были еврейскими священниками.

Богатство папирусных документов, которое так превозносят, на самом деле часто разочаровывает историков. Документы, которые мы читаем, в основном рассказывают о скоропреходящих повседневных потребностях: счета, запросы, расписки, жалобы и подобное. Даже в личных письмах решаются мелкие деловые проблемы. Внутренняя жизнь человека благоразумно и скромно бежит нашего испытующего взгляда. Перед нами сотни папирусов из архива Зенона, но мы так и не знаем, был ли он женат. В Арсиноитском номе персы были так же многочисленны, как евреи, но мы находим единственное свидетельство их религиозной жизни - упоминание в списке налогов количества коз, принадлежащих Митре, популярному иранскому божеству.

Больше повезло историкам в отношении евреев, поскольку имеются также папирусы и надписи на греческом языке о еврейских молитвенных домах в Египте III века. Некоторые из этих зданий, как кажется, были довольно внушительны, с большими воротами; сторож одной деревенской синагоги в Арсиноитском номе даже величественно именуется по-гречески неокор, то есть "страж храма". Но евреи в птолемеевском Египте не имели храмов и алтарей и называли места, где они поклонялись Богу, просеухе, то есть "молитва". Это существительное, отвергаемое пуристами, употреблялось евреями метонимически для обозначения соответствующего здания и указывало на религиозную функцию этого здания. Подобно своим соседям-язычникам, евреи отдавали свою веру под защиту Птолемеев, хотя и избегали называть фараонов "божественными" в надписях на своих сакральных строениях.

И все же нам не известно, какая жизнь шла внутри просеухе. Кто такие "евреи Крокодилополя", построившие себе домпоклонения? Были ли они частной организацией или собственно еврейской общиной? Еврейский папирус, относимый теперь ко II веку до н. э., содержит Десять заповедей исповедания веры (Втор. 6:4), подтверждая раввинистическое преда-ние, что раньше чтение Декалоги предшествовало чтению Шема. Папирус, свидетельствующий о такой практике, указывает, что служба в синагоге в птолемеевском Египте проводилась, по крайней мере, отчасти на еврейском. Но ничего иного, кроме этого, мы о службе не знаем. Несколько арамейских остраконов, где перечисляются одинаковые пожертвования разных людей, может быть, представляют собой списки конгрегационных приношений. Личная религиозность отразилась в анонимном счете (из поместья, которым управлял Зенон), где наряду с учтенным количеством поставленного за день кирпича мы на третьей строке находим не цифры, а слово "суббота". Однако неизвестно, был ли этот правоверный еврей, который отказывался работать в день покоя, исключением, или же он демонстрирует веру египетских евреев вообще в середине III века до н. э.?

Александрия (так же, как и два других греческих города - Навкратис и Птолемаида) хоть и находилась под властью Птолемеев, но юридически и морально собственно Египту не принадлежала. Многие еврейские иммигранты нашли себе новое пристанище в столице Птолемеев, и, хотя у нас нет ранних птолемеевских папирусов из Александрии, еврейские имена были обнаружены на самых ранних кладбищах новой столицы. Некоторые из них при этом еще по-арамейски, другие - уже по-гречески, как, например, Гедина, жена или дочь Мордехая. Два мастера-монетчика Забнай и Аммай, чьи имена мы обнаруживаем по-арамейски на монетах в захоронении в Дельте около 318 г. до н. э., были, возможно, александрийскими евреями.

В новом большом городе Александрии, население которой казалось неисчислимым, как в муравейнике, еврейские поселенцы, естественно, держались поначалу вместе, селясь на восточной стороне столицы, ближе к морю. Из этого "четвертого" из пяти районов еврейское население затем постепенно расселялось по другим районам города. Но здесь нам почти ничего не, известно о жизни александрийских евреев в раннеэллинистический период, по той простой причине, что мы и о самом городе этого времени знаем немного. Нам удалось установить только несколько изолированных фактов: Досифей, сын Дримила, еврей, был влиятельным человеком при дворе Птолемея V, и, по всей вероятности, тем, кто может быть идентифи-цирован как священник Александра и обожествленного Птолемея в 222 г. до н. э. Из 3-й Книги Маккавейской, которая написана около 145 г. до н. э., мы узнаем о греках в Александрии, которые были деловыми партнерами евреев. И мы знаем, что евреи Иерусалима поддерживали отношения с евреями Александрии, потому что Иосиф, сборщик налогов и делец, хранил свои деньги в Александрии.

Современные ученые (под влиянием истории эмансипации евреев в XIX веке) трактуют вопрос о еврейских "правах" в Александрии внеисторично. Вопрос же должен быть поставлен в свете греческих представлений того контекста. Александрия была греческим полисом, и полису принадлежит понятие натурализации, то есть смены национальности субъекта по его выбору и желанию. Важно было не то, кем человек был, но кем он (или она) мог стать. Конечно, греческий город ждал от натурализованного своего гражданина, что он будет почитать богов этого города, но эта проблема занимала еврейского горожанина, а не город.

Возможно, что в течение первых сорока-пятидесяти лет существования Александрии натурализация была легкодоступна. Потом, однако, примерно во второй четверти III века, имперский город стал преимущественно замкнуто корпоративным. Такое положение вещей обеспечивалось посредством юридического нововведения: в полисе жители были разделены по демам. Никто не мог стать гражданином без того, чтобы быть причисленным к какому-нибудь дему. С течением времени, однако, приток иммигрантов в Александрию становился все больше, и зачисление граждан в демы прекратилось. Эта мера мгновенно провела четкую границу между старыми гражданами, наследными членами демов, и новыми иммигрантами, которые теперь именовались "александрийцами, не причисленными к демам". Только причисленные граждане были полноправны, включая право приобретения недвижимости в городе. Кроме того, александрийцы, не причисленные к демам, отдавались даже под юрисдикцию "Суда иностранцев". Царский декрет первого десятилетия III века предписывал участникам судебных разбирательств, буде они являлись гражданами города, указывать свои демы; если они были солдатами - происхождение, полк и земельный надел; а если они были "другими" - происхождение и положение. В последнюю группу включались "эллины" - постоянные жители города (македонцы, евреи, афиняне и другие), не бывшие военными.

Что же касается евреев, то потомки тех, кто стал гражданами Александрии до реформы, были полноправными гражданами, в то время как прибывшие после реформы имели мало шансов получить статус горожан. В результате сложившейся ситуации некоторые новые иммигранты - и евреи, и неевреи, а также их потомки - определялись неясным термином "александрийцы", остальные же по-прежнему определялись преимущественно природной национальностью, например, "еврей" или "македонец".

Эти евреи, а также члены других национальных объединений, которые оставались всего лишь чужестранцами в городе, где многие из них уже родились, объединились в национальные сообщества - политевмы, которые существовали наряду с различными объединениями "граждан". Впрочем, и те и другие обретали права и обязанности по царскому указу. Хотя в Александрии было несколько политевм, например, беотийцев, многочисленность евреев делала их объединение особенно заметным. В I веке до н. э., после Птолемеев, о главе еврейской корпорации говорили, что он ведет себя "как будто он судья независимой общины".

Соответственно, когда автор 3-й Книги Маккавейской в конце II века до н. э. воображает, что Птолемей IV предложил сказочное вознаграждение евреям, готовым принять язычество, он вкладывает в уста царя обещание не только "бесценного гражданства" в Александрии евреям Египта, живущим вне города, но также "гражданское равноправие" евреям самой Александрии. Так же и Платон, и Иосиф, позднее цитируя еврейские требования, не пишут о еврейском "гражданстве" в Александрии (как это делают современные историки), но о равных правах (исополити) с полноправными гражданами для александрийских евреев, не причисленных к демам.

Если основываться на Филоне и Иосифе, еврейские привилегии в Александрии были дарованы Александром и первыми Птолемеями. Иосиф, однако, заявляет, что конфликт между евреями и "местными" Александрии был постоянным, а Филон, что эти права были неоспоримыми до Калигулы. Это разночтение у двух еврейских авторов знаменательно. Евреи претендовали на абсолютное равенство (и письмо императора Клавдия к александрийцам 41 года н. э. подтверждает, что александрийцы противились этому требованию), но это не значит, что еврейские гражданские привилегии до Калигулы оспаривались. История, две версии которой дошли до нас (в 3-й Мак. и у Иосифа, соответственно), рассказывает о преследовании евреев Птолемеем (Птолемей IV, 222-205 в 3-й Мак. и Птолемей IX, 146-117 у Иосифа). Однако этот рассказ был придуман позднее, в I веке до н. э., и отражает политическое положение в Египте в период династических войн, примерно после 130 г. до н. э., так что для предмета нашего рассмотрения здесь - не показателен.

Что касается организации еврейской политевмы в Александрии Птолемеев, то самые ранние наши сведения о ней черпаются из Письма Аристея, написанного в конце II века, в котором рассказывается, что греческая версия Торы была прочитана всей еврейской общине Александрии, собравшейся для такого случая на острове Фарос. Затем мы читаем в Письме: "Священники, высокочтимые переводчики из корпорации [политевма], а также начальники множества [плетос] прокляли всякого, кто бы осмелился предложить свой перевод".

Замечательно, что в этом тексте сначала (как отдельный класс) перечислены священники. В 1-й Мак. также "священники и все множество" прославляют Господа за избавление от преследований. Однако когены - это в основном те, кто совершал жертвоприношение в Храме Иерусалима, и они не имели никаких преимуществ вне труда жертвоприношения. Дальше мы замечаем, что Письмо Аристея проводит различие между политевма и плетос, то есть между полными членами еврейского политического союза и "обычным" классом. Подобным же образом и греческие сообщества в Египте и других местах имели "ассоциированных членов". Что здесь замечательно, так это то, что еврейский плетос имеет собственных руководителей. К сожалению, нам не известны ни истоки, ни история этой двусоставной организации евреев в Александрии Птолемеев.

Евреи также осели и в других греческих городах, которыми правили Птолемеи, за пределами Египта. Птолемей I послал еврейских колонистов в Киренаику, чтобы "усилить свою власть над Киренами и другими городами Ливии". В самом деле, Птолемеи не только способствовали оседлости еврейских "соединений" (syntagmata) в виде военных колонистов в Ливии, но, возможно, они осуществляли подобный план повсюду - на Кипре, например, где присутствие евреев засвидетельствовано уже в 140 г. до н. э.

Царям нужны были евреи и другие "варварские" наемники, чтобы контролировать независимый дух греческих городов, всегда готовых восстать. Эти иностранные военные орга-низации, живя посреди городов, представляли собой государства в государстве. В Беренике (Бенгази) евреи образовывали политевма, которая, как и в Александрии, дублировала город-скую организацию. При Августе в декрете в честь М. Тита римлянина, "организация евреев в Беренике" восхваляет его за доброту к "гражданам" Береники и также к "евреям нашей политевма".

В Кирене в 87 г. до н. э. евреи были объединены в отдельную организацию ("племя") населения, отличную не только от горожан, но и от других иностранных жителей. Не удивительно, что после смерти последнего из Птолемеев - правителя Кирены в 96 г. до н. э. гражданские волнения осложнились борьбой евреев с гражданами. Наличие отдельных офи-циально признанных еврейских организаций в городах затрудняло ассимиляцию евреев, и греки иногда пытались уничтожить еврейские привилегии. Никому не понравится иностранец с привилегиями.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz