Элиас Дж. Бикерман.

Евреи в эпоху эллинизма

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть I - До и после Александра Македонского

Закон евреев

Когда в 539 году Кир покорил Вавилон, он, конечно, изменил политику побежденного врага на противоположную и позволил богам и людям вавилонского пленения вернуться домой. В этот момент восстановление Иерусалима, сожженного за пятьдесят лет до того, зависело от стечения обстоятельств.

Ассирийская военная колония в Самарии, бывшей столице Израиля, лишила Десять колен дома предков, причем сами они были отправлены в Ассирию. Они больше никогда не смогли вернуться в Самарию и восстановить Израильское царство. С другой стороны, при наличии военного лагеря в Самарии колония чужеземцев в Иерусалиме была не нужна. Стены Святого града были разрушены Навуходоносором, и древняя столица Иуды стала открытым поселением (возможно управлявшимся из Самарии), вокруг которого продолжали селиться евреи, избежавшие депортации, а также те, кто возвращался назад. Возник политический вакуум, который могло бы заполнить Восстановление. Иосиф уже указывал на это различие судеб Иерусалима и Самарии.

Восстановление (реставрация) Иерусалима и Иудеи происходило двумя этапами, которые объединяются верой в Божественное присутствие на Сионе, но в остальном сильно различаются. Первым этапом было восстановление Храма, согласно повелению Кира в 538 году. В его надписи, так называемом цилиндре Кира, персидский царь проводит различие между дву-мя своими благочестивыми деяниями. Первым было возвращение богов, которых Набонид, последний вавилонский царь, вывез из Шумера и Аккада во время наступления персов. Здесь задача Кира была простой: он должен был лишь отослать назад идолов вместе с сакральными одеждами и сосудами. Кир пожелал восстановить и богов разрушенных вавилонянами городов, таких, как Ашшур. Здесь было недостаточно вернуть идолов и вновь установить их в древних святилищах; эти боги нуждались в поклоняющихся им. Поэтому Кир "собрал все народы и вер-нул [их] в места их обитания".

В духе этого второго благодеяния Кир (в древнееврейском воззвании) приказал сначала отстроить Храм Бога Иерусалима, а потом пригласил "народ" Бога Иерусалима вернуться в Святой град. Поскольку же в данном случае религиозное возрождение означало также политическую реставрацию, Кир повелел "вождю Иудеи" Шешбацару (возможно, сыну еврейского царя Иехонии) вернуть священные сосуды Храма в Иерусалим. Настоящие основания нового политического устройства Иерусалима неясны. Для нас, однако, очевиден факт, что евреи вернулись в Иерусалим, как ассирийцы вернулись в Ашшур и другие народы - к себе домой, но не в качестве насельников некогда заселенных ими городов, а в качестве поклоняющихся богам этих городов. Это не имело большого значения в политеистическом обществе, но в Иерусалиме такой поворот событий означал победу веры отцов и затем возрождение Храма и священства как важнейших в Святом граде.

Второй этап Восстановления заключался в обнародовании в 458 году Торы как авторитетного свода законов для евреев. Значение этого часто понимают неправильно. Артаксеркс I Персидский и Ездра (Эзра), его представитель, не были ни создателями Закона, ни основателями нормативного иудаизма. Ездра принес в Иерусалим собрание законов предков Избранного народа, которые собрали в изгнании ученые мужи этого народа. "Когда Закон был забыт, пришел Ездра из Вавилонии и восстановил его" - эту раввинистическую формулировку косвенно подтверждает египетский источник. В четвертый год своего правления, то есть в 518 году, Дарий I в послании своему сатрапу в Египте приказывал прислать ему ученых мужей из военных, священства и писцов Египта. Они должны были записать "прежний закон Египта, который до 44 года фараона Амасиса был законом этого фараона, о храмах и войске". Они это исполнили и "записали на одном свитке".

Египтяне не создавали новых законов после последнего года правления последнего фараона перед завоеваниями персов- 526 или 525 г. до н. э., - и это понятно, поскольку с весны 525 года законы в Египте устанавливал персидский монарх. К тому же "Божий Закон" в руке Ездры (Езд. 7:25) не мог включить те правила, которые создали искусные священники в Изгнании, так как с 539 года царь Персии, а не Бог евреев был законодателем в Иерусалиме и Иудее. "Божий Закон" мог теперь означать только "прошлый закон" Избранного народа; то есть законы, которые Ездра собрал в Торе, должно быть, были в силе до 539 года. Так что Тора действительно стала окончательным Законом Израиля: после 530 года Дарий, Александр, его преемники и затем кесари стали законодателями Божьего народа.

Если Дарий I считался шестым и последним законодателем Египта, то и Артаксеркс I стал последним кодификатором Моисеева закона. И все же для Ездры и затем для Хрониста царские дары, которые должны были оказать почет Дому Господа, казалось, имели гораздо большее значение, чем обнародованный Артаксерксом кодекс - это упорядочение "жизни по Закону", выглядящее таким угрожающим для современных библеистов. На деле же как египтяне до Дария, так и евреи до Артаксеркса уже урегулировали свою жизнь но законам предков. Правда, теперь эти законы были собраны и зафиксированы в письменной форме, но по-настоящему для людей того времени было важно то, что Артаксеркс сделал законы Моисея законами царя в том, что касалось царского управления евреями. С тех пор Тора, связывавшая евреев законами, ограничивала также и царских чиновников. Евреи были обязаны соблюдать субботу, что, впрочем, они делали и раньше, но также и царские чиновники в отношении евреев были обязаны почитать Моисеевы установления.

Когда Неемия вернулся в Иерусалим где-то после 432 года до н. э., он нашел, что суббота снова осквернялась. Конечно, всегда найдутся просто непослушные; мы можем обнаружить их даже при суровых средневековых законоучителях. И все же за столетие от Александра до Неемии (а потом снова в продолжение 160 лет от Александра до Антиоха Эпифана) восемь поколений евреев были воспитаны по Торе, то есть при таком порядке, когда непослушные считались еретиками и мятежниками. В понимании евреев Закон и Страна стали неразделимы. Первенство Закона поражало даже первых греков, прибывших в Иерусалим. По эдикту Артаксеркса, Тору следовало считать законом жизни определенной религиозной группы, то есть всех, кто признавал Закон Божий. По определению неевреи в Иерусалиме и Иудее не могли принуждаться исполнять предписания Торы; и Неемия, как он ни был силен при персид-ском дворе, не смог запретить жителям Тира торговать по субботам в Иерусалиме. Но и евреи и другие поселенцы в Персии и Египте Птолемеев не подчинялись египетскому закону.

Иностранцы, конечно, были обязаны оказывать почет местным богам и могли быть наказаны за святотатство. Римский путешественник, который около 50 года до н. э. убил кошку в той части Египта, где кошка почиталась священной, был растерзан толпой. Но иностранцам не возбранялось служить собственным божествам и исполнять собственные религиозные обязательства частным порядком. Тем не менее вид идольских храмов и алтарей на Святой земле возмущал евреев.

Движимые святым нетерпением, они бунтовали и сносили оскорбительные для них сооружения, что провоцировало понятную ответную реакцию их языческих соседей, а их самих приводило к конфликтам с языческим правительством. Однако теперь, платя штрафы за непослушание и получая от сатрапов прощение, евреи Иерусалима благодаря своей последовательной нетерпимости искоренили идолослужение на своей земле. В этом отношении язычники, приезжавшие в Святую землю, вынуждены были приспосабливаться к предписаниям Моисея.

В позднейшем рассказе евреев говорится, что именно Александр разрешил евреям жить по законам предков. Аутентичность этой истории не может быть установлена наверняка, но нет сомнения, что Александр и его преемники, явно и неявно следуя политике персов, приняли действенность законов Моисея в Иерусалиме и Иудее. Божественный Закон продолжал править в Святой земле с разрешения верховного языческого правителя.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz