Элиас Дж. Бикерман.Евреи в эпоху эллинизма |
Часть I - До и после Александра Македонского
Евреи обнаруживают греков
В списке народов в Исходе упоминается "Яван" - имя, которым, по мнению древнего ученого, все "варвары" называют греков.
Производное от этого этнонима означает "ионийцев" и встречается в греческом, вавилонском, персидском (иранском), ликийском, санскрите и древнееврейско-арамейском языках.
В Библии Яван - сын Яфета (отца Прометея в греческой мифологии).
Среди четырех сыновей Явана в Списке народов два представляют Кипр ("Киттим" и "Елиса") и один Родос ("Роданим").
Греческие купцы Родоса и Кипра добрались до Палестины в седьмом веке.
В пятом веке, во времена гегемонии Афин, аттические товары преобладали, и аттические деньги были предпочтительным средством обмена по всему Леванту. Тем не менее, между афинскими экспортерами и потребителями в Иерусалиме были посредниками финикийские торговцы.
Во времена Иеремии люди из Тира привозили иностранные товары в Иерусалим.
Век спустя, около 350 г. до н. э., главные порты Палестины были в руках финикийцев: Дор и Яффа (Иоппия) принадлежали сидонцам, а Аскалон - тирцам. Когда Иезекииль или Иоиль говорят о "сынах Явана", они описывают их торговлю с финикийцами. Однако Иерусалим и Афины не знали друг друга до прихода Александра.
Современные историки воображают, что азиатские варвары должны были встречать греческих торговцев и македонских воинов с почтением и восхищением как носителей высшей куль-туры. На деле же на Востоке с самого начала от всего сердца ненавидели пришельцев. Эллинизация была долгим и мучительным процессом, и завершилась она только под покровительством Pax Romana. Потребовалось время, как говорит Платон, чтобы узнать, что только Эллада создает настоящих людей.
Скорее, как пишет об этом санскритский автор, благодаря различию взглядов греки представлялись поначалу жителям Востока "властными и порочными".
Вытесняя местную знать, победители естественно становились высшим классом и с ве-селым оптимизмом и ненасытной жадностью людей, выбившихся из низов, ни перед чем не останавливались ради успеха.
В Иудее пришельцы ринулись в бальзаминовые сады Эн-Геди, где производился драгоценный аромат, стоивший вдвое дороже серебра.
Александр обогатил свою армию и, таким образом, Македонию и Грецию, но богатство, изливавшееся в руки солдат, бралось в сокровищницах покоренных народов. Употребляя золотые и серебряные запасы персидских царей, Александр обесценил золото и снизил покупательную способность серебра, что было сильным ударом по жителям Востока. Время, впрочем, привело бы все в порядок, если бы не смерть Александра 10 июня 323 года, ввергшая империю в гражданскую войну на тридцать лет.
Наследниками Александра стали малолетний Александр IV и слабоумный Филипп III Арридей, а регентами - военачальники.
Первый регент Пердикка был убит своими командирами.
Второй регент Антипатр с трудом избежал такой судьбы (в 321 г.) и умер в 319 г.
Когда армия назначила Полиперхонта наследником Антипатра, влиятельные правители провинций отказались ему повиноваться, и борьба между частями Александровой армии распространилась на всю империю. В этой борьбе оба царя и даже мать Александра Олимпиада были убиты мятежными полководцами.
Наконец в 311 году полководцы, за исключением Селевка в Месопотамии, примирились. Антигон, командовавший войсками в Азии, попытался подчинить Селевка в ходе войны, которая опустошила Вавилонию.
В 306 году, когда война снова разгорелась, Антигон принял титул царя.
В 305 году царем назвал себя Птолемей, наместник Египта.
В 304 году - Селевк.
С империей Александра было покончено, хотя новые цари и продолжали междоусобную борьбу еще где-то десять лет.
"Морской путь", дорога, по которой армии двигались из Египта в Азию и обратно, пересекал приморскую равнину у границ Иудеи. Орды воинов в сопровождении бесконечных обозов, женщин, детей и собственных солдатских рабов, а также всякого рода торговцев сильно потрепали эту страну. Они не только захватывали города и присваивали себе запасы, но и грабили деревни.
Например, в 306 году Антигон повел 80000 пеших солдат и 8000 конных на Египет. Это означало, что на содержании у населения Палестины в течение нескольких недель было 300000 человек с бесчисленными лошадьми, ослами, мулами и другим скотом. При этом Антигон, по его соб-ственному признанию, только подобрал колосья после жатвы Александра.
Иерусалим, переходя из рук в руки был втянут в эти военные предприятия. После смерти Александра Лаомедонт стал сатрапом Сирии, но в 320 (или в 319-м) году Птолемей посылает Никанора овладеть Сирией.
Затем в 318 году Евмен возвращает себе финикийское побережье или, по крайней мере, часть его и восстанавливает там центральное правление. Три года спустя Антигон, победив Евмена, оккупировал Палестину вплоть до Газы.
В 312 году Птолемей одерживает победу в битве при Газе и вновь завладевает Палестиной. Но, когда в том же году Антигон со своими основными силами двигался из Азии в Сирию, а Птолемей, подобно улитке, спрятался в свою египетскую раковину, он воспользовался возможностью и разрушил до основания укрепления Яффы, Самарии и Газы.
На десять лет Сирия и Палестина покорились Антигону, но в 302 году против него сложился новый союз. Птолемей вернул себе финикийское побережье, затем отошел, поверив лож-ным сообщениям, будто Антигон находится на пути в Сирию, а затем весной 301 года поспешил вступить в Сирию после того, как Антигон погиб в битве с Селевком, а Лисимах - при Ипсе. Деметрий, сын Антигона, однако, продолжал удерживать Тир и Сидон, и, только несколько лет спустя, смог Птолемей восстановить полный контроль над побережьем.
За двадцать лет Иерусалим переходил из рук в руки семь раз:
однажды в 320 году (или 319-м),
дважды - в 318-м,
однажды - в 315-м,
дважды - в 312-м и
однажды - в 302 году.
Один раз город оказал сопротивление - Птолемею, но пал в субботу, когда евреи, простерши руки к небу, молили о Божественной помощи и отказались от борьбы с врагом в посвященный Богу день. В этот раз город получил "грозного хозяина", как рассказывает нам об этом греческий историк: многие были уведены в рабство, другие были отправлены Птолемеем на поселение в Египет в качестве, впрочем, свободных людей. По-видимому, так же кончались и военные предприятия Антигона и Деметрия.
Со времени падения Вавилона в 539 году не видывал Иерусалим таких скоропреходящих (варварских) царств. От Дария I до Дария III - два века персидского мира уверили их в неко-лебимости всемирного царства.
На большом пространстве персидского владычества случались восстания, но они были лишь местными и временными неприятностями. Персидский двор насаждал учение, будто первая мировая империя (ассирийцев) досталась в наследство Медесу, а от него перешла в свое время к Киру и его наследникам; их же владычество продлится до конца времен. Таким образом, восстание оказывалось не только неповиновением, но также и неправдой, отрицанием вечной истины - вечной империи.
Эта квиетистская идеология была, впрочем, опровергнута событиями после смерти Александра. Род Александра, который "владел всем, на что смотрит солнце", погибал под ударами злой судьбы. Раздоры среди македонцев не знали конца, а междоусобная война казалась бесконечной. Как родившиеся из зубов дракона люди (в греческом мифе), македонские правители истребляли друг друга в самоубийственной борьбе.
Миропорядок был поставлен с ног на голову, в точности как это предсказывал умирающий Диоген. Самые дикие надежды вновь становились возможными. Когда египтяне поняли, что они только сменили ненавистного Медия на последовательных и безжалостных ионийских поработителей, они вновь стали надеяться на преждевременный конец чужеземных дьяволов. Древний оракул обещал, что спаситель из Гераклеополя (Ханес в Библии, современный Ахнас) станет правителем после персов. Теперь это предсказание было переосмыслено: спаситель египтян придет после Медия (персы) и ионийцев (македонцы). Оракул, который обозначал греков как "тифонцев" (поклонявшихся Сету - противнику египетского бога Озириса) и предсказывал разрушение Александрии, родился, возможно, во времена наследников Александра.
Изгнание отвратительных чужеземцев, как мы уже видели, было традиционной темой египетской историографии. Теперь, однако, египетские жрецы стали отождествлять этих чужаков с греками: Данай и Кадм, доисторические колонизаторы Греции и предки Александра, говорили они, были некогда изгнаны из Египта вместе с евреями как мерзкие чужеземцы. Астрологи в Вавилонии осмелились указать неверную дату, когда Селевк приказал им выбрать подходящую для основания новой столицы, Селевкии на Тигре - греческого города, который должен был заменить Вавилон. Пророк в Иерусалиме отыскал в древнем сказании обещание нового времени, которое было уже на пороге.
Арамейская история повествовала о том, как великий вавилонский царь Навуходоносор увидел во сне статую, сделанную из четырех металлов: золота, серебра, меди и железа. Пос-ледовательность металлов, нисходящая по ценности, но объединяющая их в единое целое, указывала на значение этого сна: династия Навуходоносора прекратится в четвертом поколении. Предсказатель сказал Навуходоносору: "Ты, царь, - золотая глава". Подобно этому Иеремия (27:6-7) провозглаша-ет, что все народы будут служить Навуходоносору, его сыну и внуку, "покуда не придет время его собственной страны".
Такие предсказания были очень нужны в мире, где правили абсолютные монархи. Подобное предсказывали и Хеопсу, строителю Великой пирамиды в Египте, и, согласно средневе-ковому свидетельству, Алладину Персидскому (1199-1220), примерно четыре тысячи лет спустя. Дельфийская пифия предположительно предсказала лидийскому царю Гигу (который умер за пятьдесят лет до воцарения Навуходоносора в 605 году), что в его династии будет только пять правителей.
Было ли видение Навуходоносора придумано евреями или другими жертвами вавилонского завоевания, или оно было сфабриковано для Кира, мы не знаем. Конечно, исторически четыре, а не три вавилонских царя правили после Навуходоносора. Но число три было просто традиционным, и ни рассказчик, ни его слушатели не ждали календарной точности от предсказания.
Во 2-й Книге Паралипоменон (36:21) относительно предсказания Иеремии о семидесяти опустошительных для Иерусалима годах (29:10) говорится, что оно исполнится с установлением Персидского царства, хотя менее пятидесяти лет прошло от Вавилонского пленения в 586 году до Возвращения в 539 году.
Если в пору расцвета империи Навуходоносора божий человек предсказывал (или возможно предсказывал), что после следующих трех правителей Вавилонское царство падет, его слова могли утешать тех, кто пострадал от "величия и гордыни халдеев" (Ис. 13:19), - как и евреи находили утешение в предсказаниях Иеремии (51:37) о том, что Вавилон "будет грудою развалин".
Похожий рассказ сочинил и сам Навуходоносор перед смертью, предсказывая вавилонянам, что "персидский мул" (Кир был наполовину перс, наполовину мидиец) придет с по-мощью вавилонских богов и принесет вавилонянам рабство. Такие предсказания служили орудием против последнего вавилонского царя Набонида. Иосиф рассказывает нам, что евреи показали Киру пророчество Исайи о нем (Ис. 45).
Рассказ о видении Навуходоносора дошел до нас в Книге Даниила (гл.2), но в иной интерпретации. Евреи считали мудрым прорицателем (о котором говорится в истории) еврея по имени Даниил. Даниил мог быть, а мог и не быть реальным человеком, но исполнение его пророчества о конце династии Навуходоносора и окончательном разрушении Вавилонской империи сохранило его от забвения и прославило среди евреев, для которых Навуходоносор, первый языческий правитель Иерусалима, оставался правителем мира по преимуществу.
Позднее, от имени Даниила и используя теорию последовательных империй, экзегет толковал четырехсоставного колосса Навуходоносора как четыре последовательно сменявших друг друга всемирные империи. Среди них Персидская была третьей империей, а Македонская - четвертой, а сам пророческий сон царя указывал на конец чужеземного владычества над Избранным народом.
Новое толкование делает бессмысленным аллегорию уменьшающейся ценности {металлов): победивший своего предшественника правитель скорее станет доказывать свое более высокое достоинство. Но абсурдность обычно не мешает предсказанию, важно было лишь то, что варварское владычество прекратится навсегда (Дан. 2:44).
Это смелое толкование, придуманное в правление наследников Александра, впечатляло позднейшие поколения; при кесарях Рим считался Четвертым царством, как свидетельствует Иосиф. И еще вплоть до XVI века теория четырех империй оставалась господствующей. Впервые очарование этой теории разрушил в 1566 году Жан Воден. Но и век спустя те, кто ожидал немедленного пришествия Христа и отвергал мирских правителей, назывались людьми Пятого царства.
Впрочем, и еврейский предсказатель, и египетские жрецы вскоре пережили разочарование:
бойня среди македонцев прекратилась так же неожиданно, как и началась. До и
после битвы при Ипсе (301 г.) смятение достигло апогея, и, когда Птолемей после
Ипса снова захватил Палестину, все ждали, что Селевк начнет войну против этого
своего прежнего союзника. Но, объявив, что во имя дружбы он не окажет сопротивления,
Селевк нехотя согласился признать победу Птолемея. Начался длительный период
правления в Палестине Птолемея, и египетские жрецы принуждены были подправить
свои предсказания конца: "Некогда случится", объявили они теперь,
что "ионийцы будут править Египтом долгое время".