Элиас Дж. Бикерман.

Евреи в эпоху эллинизма

Обсудим?
Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть I - ДО И ПОСЛЕ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Александр и Иерусалим

В третий год правления последнего вавилонского царя пророк Даниил в сонном видении был перенесен в крепость Сузы (Шушан), столицу будущего Персидского царства. Там он увидел овна, который возвеличился". Но от запада пришел козел и поборол овна, "и не было никого, кто бы мог спасти овна от него" (Дан. 8,7).

Этот миф стал историей в ноябрьский день 333 года до н. э., когда Александр Македонский, козел из Даниилова видения, встретил и обратил в бегство Дария III Персидского и его армию при Иссе, на равнине у залива Александретта в Киликии, бывшей исстари проходом из Малой Азии в Сирию и Египет. Через четыре дня после этой победы кавалерия Александра перевалила через гору Аман и вступила в Дамаск, столицу персидского сатрапа Сирии, в то время как сам Александр двинулся дальше вдоль побережья по направлению к Египту.

В Иерусалиме первые слухи о поражении Дария были встречены с недоверием и беспокойством. Между Храмом Господним и домом Дария не было разногласий. Уже шесть поколе-ний богобоязненных евреев были воспитаны к тому времени (от дней Кировых) под защитой персидских лучников. Иерусалим связал себя с языческим правителем клятвой верности, и каждый день (начиная с 520 года) священники в Иерусалиме, совершая жертвоприношения Богу Сиона, возносили также молитвы о жизни и процветании Царя Царей.

Конечно, известны были древние пророчества об обреченных на гибель народах и обетования славы Избранному народу, но правители в Иерусалиме, аристократы от земли или от алтаря, едва ли мечтали о "великом и страшном дне Господнем".

Возможно, еще не забылось крушение мессианских чаяний, связанных с Аггеем и Захарией во время всеобщего восстания порабощенных народов против Дария I (521 г. до н. э.).

Храмовый писец, книжник который за несколько десятилетий до завоеваний Александра написал новую историю Избранного народа от Адама до Неемии (она сохранилась в Библии как 1-я и 2-я Книги Паралипоменон и Книги Ездры - Неемии), конечно, верил в грядущее восстановление трона Давида, но до времени оставался верным подданным Великого Царя и считал Персидское царство вечным.

Так что восстание против Навуходоносора (которому была принесена клятва верности "именем Бога") этот богобоязненный писатель упоминает среди других злодеяний последнего царя Иудеи. Это приводимое в Книге Иезекииля осуждение могло послужить к пользе и читателей Паралипоменон. К тому же всего за десять лет до походов Александра Артаксеркс III научил благоразумию все горячие головы, помышлявшие о падении Персидского царства.

В 351 г., когда он потерпел неудачу в попытке отвоевать назад Египет, отпала также и Финикия; но в 343 г. он вернулся, чтобы снова захватить Сидон, главный город финикийцев, а затем - вновь покорить и Египет.

Уже в октябре 345 года в Вавилонию начали прибывать сидонские пленные. Именно сюда, а также и в Гирканию (Мазандеран) на юге Каспийского моря привозили тех евреев, которые заняли сторону мятежников.

Что же касается "сынов Явана" - греков, то они были такие же слуги Царя Царей, как и финикийцы и евреи. Они служили наемниками в его войсках, работали каменотесами в его дворцах в Сузах и вели торговлю в его портах. Царские записи свидетельствуют, что даже греческие поселения за морем были завоеваны в дни Ксеркса. Таким образом, население Сирии, на которое македонские завоеватели смотрели с презрением, во времена Дария все еще обитало и властвовало по всему Востоку за Сирийской пустыней.

После падения Дамаска, однако, сатрапия осталась без правительства. Теперь каждый город и каждое племя должны были выбрать между немедленным гневом Александра и будущим возмездием Дария. Некоторые финикийские города - Арвад, Библ (Гебал), Триполи - поспешили приветствовать победителя.

Сидон, разрушенный Артаксерксом III, встретил Александра с раскрытыми объятьями.

Тиряне же, давние соперники сидонцев, отказались покориться, но Тир был очень важен для морской мощи Персии, и, стремясь его покорить, Александр начал осаду города к концу 333 года. Семь месяцев спустя Тир был взят и жестоко наказан.

Тем временем македоняне покоряли и внутренние области Сирии. Александру были нужны деньги, продовольствие и воины для осады Тира, который никогда прежде не удавалось взять силой. Иерусалим среди прочих городов был принужден поставить людей, продовольствие и дать выкуп, равный тому, что был некогда выплачен Дарию. По тому, как это событие было позднее (художественно) описано у Иосифа, первосвященник отказался нарушить клятву, данную Дарию.

Однако мотив верности присяге лишь приуготовляет нас к неожиданной развязке: разгневанный Александр, повстречав первосвященника на дороге в Иерусалим, неожиданно воздает ему должные почести, увидев на митре первосвященника страшное и невыразимое Имя. В самом первосвященнике он узнает человека, которого видел в том сне (в Македонии), который побудил его покорить Персию. В благодарность Александр приносит жертвы Всевышнему и дарует привилегии евреям.

Эта наивная история пересказывает на еврейский манер похожую греческую сказку. Рассказывают, например, что около 400 г. до н. э. царь кельтов Катамунд осадил Марсель. Во сне он увидел богиню, которая приказала ему снять осаду; он повиновался, установил с городом перемирие и узнал в статуе Афины в Марселе женщину из своего видения. Он предложил богине золотое ожерелье, похвалил марсельцев за их благочестие и заключил с ними вечный мир. На деле же, поскольку персидское правление в Палестине покоилось на военных колониях, расположенных за пределами собственно еврейской территории (как Самария, Герар и Лахиш), и поскольку правитель Самарии, будучи верховным главнокомандующим этого региона, сам с готовностью подчинился Македонцу, Иерусалим едва ли мог в одиночку осмелиться бросить вызов Александру, побивающему овна.

После падения Тира продвижение Александра на юго-запад в течение двух месяцев сдерживало сопротивление Газы, величайшего укрепления персов, охранявшего подходы к Египту. После падения Газы персидский наместник в Египте передал в ноябре 332 года управляемую им провинцию Александру. Весной победитель вернулся в Тир и оттуда отправился покорять восточную часть Персидской империи.

Уже упомянутое еврейское изложение событий относит посещение Александром Иерусалима ко времени после падения Газы, то есть к осени 332 года. Эта история, сохранившаяся также в талмудической литературе, рассказывает, что царь подошел к Иерусалиму, двигаясь от финикийского побережья, - то есть предыдущим летом 333 года.

Когда и с какой стороны Александр вошел в Иерусалим, мы не можем сказать; возможно, весь рассказ о его посещении - выдумка, потребная лишь для ублажения евреев. Но если только Александр приходил в Иерусалим, он, без сомнения, "совершил жертвоприношения под руководством первосвященника", как об этом повествует еврейский источник. В языческом мире обычно победитель воздавал почести божествам побежденного врага, полагая глупостью гневить высшие силы.

Когда Александр повел свою армию из Тира против Дария, в его войске были еврейские наемники. 1 октября 331 года он вступил в бой и победил Дария уже во второй раз - и на этот раз окончательно. После этой победы при Гавгамелах (в окрестностях современного Мосула) вавилоняне открыли ворота и признали его своим законным правителем, Александр же, в свою очередь, приказал восстановить Эсагилу - городской храм. Именно в связи с этим событием греки впервые узнали о неистребимом отвращении евреев к идолопоклонству: ни телесные наказания, ни громадные штрафы не смогли принудить еврейских солдат Александра участвовать в восстановлении языческого храма.

Из Вавилона Александр пошел дальше к Сузам (декабрь 331 г.) и потом преследовал Дария до Каспийского моря. Когда же Дарий был убит собственными военачальниками (июль 330 г.), Александр продолжил завоевание Востока от Аральского моря до Инда.

В долине Инда, однако, его армия взбунтовалась, отказываясь идти дальше, и завоеватель был вынужден повернуть назад. Он умер в Вавилоне вечером 10 июня 323 г. до н. э.

Встреча этого нового Геркулеса с "семенем Авраама" волнует наше воображение! Мы могли бы ожидать, что и греки, и евреи возвестят о приходе этой новой эры. Но греческие исто-риографы Александра даже не упоминают Иерусалим - это смутно очерченное обиталище малозаметного племени; так и еврейский фольклор того времени не превозносит имени Македонца.

В Александрии же, напротив, эллинизированные египтяне присвоили себе Александра, объявив его сыном Нектанеба II, последнего фараона; в то время как в Персии он стал отпрыском Артаксеркса. Персидские священники считали, что "злосчастный негодяй Александр" послан Дьяволом (Ариманом), чтобы истребить аристократию Персии и уничтожить истинную религию. Еще до всемирных завоеваний предсказания об Александре, враге персов, были известны в Азии; до сих пор мы можем прочитать некоторые такие пророчества по-гречески в оракулах сивиллы.

Евреи не проклинали и не одобряли завоевателя. Если и были когда-то предсказания о нем в древнееврейских текстах, то они не сохранились. Замечательно, что в пророчестве Даниила овен (зодиакальный знак Персии) побежден козлом (зодиакальный знак Сирии).

В Сирии, как и вообще в палестинской традиции, Александр почитается предком сирийских царей Селевкидов. И лишь после того, как посмертно Александр был достаточно прославлен среди греков, евреи заговорили о его (предположительном) посещении Иерусалима и его (воображаемом) путешествии к "горе тьмы". Рассказы об Александре в раввинистической традиции на деле взяты из греческой "Александрии" и свидетельствуют единственно о популярности этого собрания легенд в римскую эпоху.

Причину безразличия евреев к Александру легко обнаружить. По прибытии Александра в Иерусалим ничего не изменилось, кроме имени нового языческого владыки: правители, размер дани, статус Храма - все осталось, как при персидских царях.

За исключением нескольких месяцев в 320 году и нескольких недель в 312-м, когда Палестина управлялась из Александрии, верховный правитель Иерусалима до 301 года оставался в Вавилоне или где-нибудь еще на Востоке, а сатрап Сирии, как и прежде, пребывал в Дамаске.

Мужчинам и женщинам в Иерусалиме и Иудее было безразлично, приносил ли неверный, который командовал крепостью Святого града, клятву верности македонскому или персидскому господину. Идея строгого разграничения "персидского" и "греческого" периодов еврейской истории восходит к Даниилу. Именно Даниил, пытаясь понять причины преследования при Антиохе IV и следуя традиционной схеме последовательности царей и династий, ввел в употребление (первоначально персидскую) идею последовательной смены мировых империй. Для Даниила такими империями были Вавилонская, Мидийская, Персидская и Македонская.

И лишь в посленаполеоновской Европе националистическое исступление вытеснило собственно политическую схему Даниила последовательностью этнокультурных образований: жители Востока, греки, римляне. Однако и Даниилова схема не подходит для истории евреев (или, скажем, финикийцев) под властью Персии, а потом и Македонии, и Рима.

Древние империи не хотели и не могли изменить унаследованную структуру подчинения городов, деревень и племен. Так что привилегии, полученные при персидских царях, в основном оставались в силе и при македонских, и при римских императорах.

В течение шести веков (539 г. до н. э. - 80 г. н. э.), то есть от Кира до разрушения Храма Титом (исключая где-то три года преследований Антиоха и хасмонейско-иродианский период еврейской независимости и полу-независимости) политическая история Иерусалима и Иудеи развивалась, не выходя за рамки неизменной общей схемы.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Hosted by uCoz