=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ЕВРЕЕВ |
9. ВЫДЕЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА ИЗ ЯХВЕИЗМА. СУД
В политическом отношении Исаия был, несомненно, одним из влиятельнейших людей своего времени. Велльгаузен2 справедливо говорит, что история его деятельности была в то же время и историей Иудейского царства в этом периоде. Другой вопрос, конечно, имели ли его стремления столь же значительный успех с точки зрения общественной нравственности и культа (ср. кроме 4 Цар. 23, 4, еще особенно 22-й стих, впрочем, сомнительный).
Во всяком случае, самое большое влияние он упрочил за собою тем, что ему удалось собрать вокруг себя круг людей (Ис. 8, 16-18), в котором слово его пустило глубокие корни и который в известном смысле соответствовал спасенному "остатку" его проповеди и был носителем и охранителем того понятия о Божестве, которое сделалось частью его самосознания. В течение последнего столетия перед пленом деятельность вышедшей из этого круга "пророческой партии" составляла во всех отношениях главное содержание израильской истории.
Близкие отношения к ассиро-вавилонскому миру уже во время Ахаза имели своим последствием значительный прилив восточных элементов как вообще в культурную жизнь Иудейского царства, так и в особенности в его культ. Против этого Исаия и его сподвижники боролись всеми силами.
Несмотря на это, в царствование Манассии это восточное влияние излилось на страну целым потоком. И хотя естественным последствием его было обогащение израильского миросозерцания, даже, если можно так выразиться, и в теологическом отношении, а также большая утонченность жизни, отражавшаяся и на культе, но, с другой стороны, это было уже настоящее язычество.
Уже раньше, при Ахазе, совершавшееся местами служение Молоху получило всеобщее распространение. Входившее в состав его культа жертвоприношение детей внесено было даже в культ Яхве, и на него смотрели как на проявление высшего рода благочестия. Точно так же введено было ассиро-вавилонское поклонение солнцу, луне и совокупности всех светил, под названием воинства небесного. Культ их захватил даже официальное место в храме Яхве.
В то же время поклонение в особенности богине Малькаф и небу распространялось все в более широких кругах (Иер. 7, 18; 44, 17 и след.). Едва ли можно поверить, чтобы упоминаемое в