ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА(период Мишны с 70 по 220 гг.) |
ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ
Исраэль Л. Левин
6. Роль постановлений Рабби в общественной и экономической сферах
Постановления (евр. "такканот"), которые были приняты рабби Иеhудой, также свидетельствуют об особенностях его деятельности и об авторитете, которым он пользовался. Несмотря на то, что эти постановления носили религиозный характер, их социально-экономическое значение тоже было достаточно велико.
В тот период, выполнение законов седьмого года ("шмита") было связано
с серьезными проблемами. Об этом говорит, в частности тот факт, что рабби Иеhуда
занимался решением вопросов в этой области. Так, в Талмуде рассказывается о
том, что Рабби позволил пользоваться урожаем собранным после окончания седьмого
года, а также разрешил ввоз сельскохозяйственных продуктов в Палестину. Очевидно,
что эти постановления - как возможность употреблять в пищу продукты жатвы непосредственно
после седьмого года (а не ждать созревания новой пшеницы), так и разрешение
на ввоз пшеницы - были призваны облегчить положение тех, кто соблюдал законы
седьмого года.
Указанные постановления Рабби приводятся Талмудом среди мер, которые принимались
для решения проблем, связанных с выполнением законов седьмого года. Так, Иерусалимский
Талмуд упоминает эти постановления, рассказывая о развитии событий в тот период:
"Вначале плоды (из-за границы) были запрещены в пределах Земли Израиля (в седьмой год). Потом постановили, что плоды будут разрешены в пределах Земли Израиля. Вначале было запрещено привозить плоды из-за границы (в седьмой год). Потом постановили, что можно будет привозить плоды из-за границы в Землю Израиля. Вначале было запрещено употреблять плоды сразу после исхода седьмого года. Рабби разрешил употреблять плоды сразу после исхода седьмого года".
В этих постановлениях обсуждаются вопросы снятия ограничений на протяжении седьмого года и после его окончания. В Тосефте также приводится список подобных решений и упоминаются дополнительные постановления, которые были приняты по этому вопросу.
Мы склонны согласиться с высказанным у ряда ученых предположением, согласно которому, несмотря на то, что Рабби упоминается в указанных источниках лишь один раз, именно он является автором всех упомянутых постановлений. Трудности, с которыми было связано соблюдение законов седьмого года, по всей видимости, усиливались, и Рабби и руководимый им суд были вынуждены принять принципиальные решения, которые позволили бы евреям исполнять заповедь Торы. В определенный момент Рабби, проникшись необходимостью отвечать велениям времени, был склонен полностью отменить законы седьмого года. Однако, Рабби отказался от этой идеи, поскольку она встретила активное сопротивление мудрецов.
Говоря об указанных постановлениях, историки приводят обычно две причины для их возникновения. Первая причина - это тяжелое экономическое положение, которое постоянно ухудшалось из-за инфляции, низких урожаев, эпидемий, голода и недостатка рабочей силы. Эти факторы действительно имели большое значение в Палестине третьего века. Однако, у нас нет четких свидетельств того, что их влияние было столь же существенным уже в дни рабби Иеhуды hа-Наси. Источники, указывающие на тяжелое экономическое положение, почти всегда говорят о середине или о конце третьего века. Более того, упадок этих лет противопоставляется расцвету начала столетия. В связи с этим, по нашему мнению, соображения экономического характера играли второстепенную роль при принятии указанных решений.
Другой причиной для принятия постановлений относительно законов седьмого года было, по мнению ученых, бремя налогов, которыми обложили еврейское население как римские, так и местные еврейские власти. Необходимость регулярной выплаты огромных налогов (деньгами или натурой) чрезвычайно затрудняла исполнение заповедей, связанных с седьмым годом, а в некоторых случаях делала его практически невозможным. Так, в Талмуде говорится о рабби Янае из Ахбары, ученике рабби ИеЬуды, который выступал за отмену седьмого года из-за непомерной тяжести налогов, взимаемых римскими властями.
Рабби занимался также решением вопросов в другой сфере еврейской жизни. Речь идет о статусе крупных греко-римских городов, расположенных в Палестине: Кесария, Ашкелон, Акко, Бет-Говрин (Элеутерополис), Бет-Шеан, Кфар-Цемах и Сусита. По крайней мере в одном из случаев проблема заключалась в ритуальной нечистоте, ввиду могил, расположенных вблизи этих городов. Более серьезная проблема с этими городами, однако, была связана с решением вопросов, касающихся ритуальной нечистоты, источником которой являются "земли чужеземцев", законов десятины и законов седьмого года на землях этих городов. Принципиальный ответ на эти вопросы приведен в Тосефте: "Иностранные поселения в Земле Израиля, такие как Сусита и ее окрестности, а также Ашкелон и его окрестности, хотя и освобождены от десятины и от седьмого года, не считаются землей чужеземцев".
В приведенном здесь свидетельстве упоминаются только два города - Сусита и Ашкелон, но в других источниках говорится, что таков был статус и других греко-римских городов. Политика рабби Иеhуды в этом вопросе ясна. С одной стороны он придал этим городам статус городов Палестины (именно таков смысл выражения "не считаются землей чужеземцев"), а с другой - освободил земли этих городов от десятины и от выполнения законов седьмого года, то есть от обязанностей жителей еврейских городов Палестины. Таким образом, указанные города пользовались как правами городов Палестины, так и правами заграничных городов.
Почему Рабби был заинтересован в принятии подобных постановлений? Очевидно,
что решения, принятые рабби Иеhудой, делали каждый из упомянутых выше городов
экономически чрезвычайно привлекательным для евреев местом. Возможно, что патриарх
преследовал двойную цель: с одной стороны воспрепятствовать отъезду евреев из
этих городов, а с другой -привлечь туда новых еврейских жителей.
Принимая постановления в этой области, Рабби руководствовался, судя по всему
как экономическими, так и политическими соображениями (с политической точки
зрения он был заинтересован в усилении еврейских общин в этих городах). Указанные
постановления являются дополнительным свидетельством сближения еврейского руководства
с римскими властями. С другой стороны они говорят о готовности рабби Иеhуды
заниматься решением важнейших проблем своего времени. В тот период евреи не
занимали главенствующего положения в Палестине. Они все больше и больше зависели
от своих соседей политически, экономически и социально. Политика привлечения
евреев в крупные города была призвана увеличить роль еврейского населения в
жизни провинции.