ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА(период Мишны с 70 по 220 гг.) |
ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ
Исраэль Л. Левин
1. Взаимоотношения между династией Северов и еврейским населением империи.
Период правления династии Северов несомненно был периодом улучшения отношений между евреями и властями Римской империи. Септимий Север (193-211) разрешил евреям становиться членами городских советов (декурионами), а Элагабал (218-222) принял решение перевести на Палатин богослужение иудеев, самаритян и христиан "чтобы жрецы Элагабала могли включить в службу обряды всех форм служения Богу". В сочинениях историка Диона Кассия говорится также, что этот император был обрезан (возможно под влиянием сирийского обычая) и не употреблял в пищу свиное мясо. Александр Север (222-235), согласно имеющимся у нас свидетельствам, вернул евреям все права, а также держал в своем молитвенном доме бюст Авраама (наряду с бюстами философа Аполлония, Иисуса и Орфея). Об Александре также рассказывается, что он ввел в Риме принятую у евреев (и у христиан) практику объявления имен претендентов на важные должности перед осуществлением назначения. Он также был ярым сторонником изречения, приписываемого евреям и христианам: "не делай другим того, чего не хочешь, чтобы причиняли тебе". Эти слова произносились глашатаями перед оглашением указов императора и были высечены на стенах императорского дворца и ряда присутственных мест. Проеврейское поведение Александра Севера было известно в народе (он даже был прозван языческим населением Александрии и Антиохии "сирийским архисинагогом"). Иероним (через сотни лет после обсуждаемого периода) так оценил отношение членов династии Северов к евреям: "Север и его сын Антонин относились к евреям с большим уважением".
Евреи, по-видимому, также относились с особым уважением к династии Северов. По всей империи в честь Севера строились синагоги и другие еврейские общественные здания. Надпись, датируемая 197-ым годом, обнаруженная в районе Касеуна (около Рош-Пина) гласит: "Во здравие наших господ императоров цезарей Луция Септимия Севера Пия Пертина Августа и его сыновей Марка Аврелия Антонина и Луция Септимия Геты согласно обету, данному евреями". Подобные надписи были обнаружены в Паннонии (на территории современной Венгрии) и в Остии. В одном из поздних мидрашей упоминается "синагога Севера" в Риме. Следует отметить, что упоминания правителей (и тем более их восхваление) чрезвычайно редко встречаются в древних еврейских надписях (исключением являются только египетские надписи эпохи эллинизма и надписи из римских катакомб). Таким образом, тот факт, что в различных местах были обнаружены надписи, восславляющие императоров этой династии, имеет большое историческое значение.
Дополнительным свидетельством изменения отношения части евреев к властям империи является тот факт, что мудрецы участвовали в системе римского управления провинциями. Так, рабби Элиэзер бен Шимон (сын рабби Шимона бар Йохая) и, по-видимому, рабби Ишмаэль бен Иосе, оба современники рабби Иепуды, занимали официальные посты в римской администрации (первый из них был таможенным служащим или налоговым инспектором). О рабби Беная говорится, что Рим наделил его особыми административными полномочиями, а официальные административные функции рабби Шилы также возможно были связаны с Палестиной. Это явление также было необычным для древнего мира: евреи, и, в особенности, мудрецы чрезвычайно редко занимали должности в нееврейских органах власти. Участие ряда мудрецов в деятельности римского руководства эпохи правления Северов несомненно говорит о том, что в отношениях между двумя народами произошли существенные изменения.
В имеющихся у нас источниках нет четкой информации о причинах хорошего отношения римлян к евреям. Некоторые историки считают, что причина кроется в поддержке, которую евреи оказали Септимию Северу во время гражданской войны в Римской империи (192-193 гг., после падения династии Антонинов), когда он боролся за трон со ставленником сирийских восточных легионов Песценнием Нигером. Ситуация в Палестине в конце второго века была неспокойной, и во многих источниках говорится о волнениях, которые имели место в этот период. В Палестине в то время были размещены два римских легиона. Один из них (Десятый легион - Ргегепзгз) поддерживал Нигера, а другой (Шестой легион - Геггаш) - Севера. Нам известно также, что Шхем (Неаполис) был наказан императором Севером за поддержку Нигера (город был лишен гражданских прав). О том, что ситуация в этом районе была непростой, свидетельствует также тот факт, что "Север наделил палестинскую общину многочисленными правами" (на пути в Александрию в 201-ом году) и "отменил наказания, которые были установлены для евреев Палестины из-за Нигера".
Известно, что евреи принимали участие в этом конфликте. В различных еврейских
источниках упоминаются волнения и войны, происходившие в эпоху рабби Иеhуды,
а в христианских источниках прямо говорится о борьбе, в которой участвовали
евреи и самаритяне. Если свидетельства о презрительном отношении Нигера к евреям
верны (в какой-то момент он угрожал, что наложит подать даже на воздух, которым
они дышат), то трудно предположить, что многие из последних поддерживали его
кандидатуру в борьбе за власть. Упомянутая же выше галилейская надпись явно
свидетельствует о доброжелательном отношении евреев к Северу. При этом мы не
знаем, отражает ли эта надпись мнение большинства.
У нас не имеется также четких свидетельств поддержки Севера евреями в первые
годы его правления. Так или иначе, принято считать, что евреи с самого начала
были на стороне Севера. Этому выводу, который на первый взгляд кажется вполне
логичным, противоречит свидетельство о "победе Севера над евреями",
которое содержится в одном из имеющихся у нас источников. О чем говорится в
этом свидетельстве, и является ли оно исторически достоверным?
Если в нем действительно отражены реальные исторические события, то какие евреи
были замешаны в этом конфликте - палестинские евреи или евреи диаспоры? Как
согласуются эти события с надписью, сделанной в честь этого же императора? Если
принять во внимание также свидетельства о наказаниях, которым были подвержены
жители Палестины за поддержку Нигера и о законах, ограничивающих права и свободы
евреев (например в том, что касается обряда обрезания), которые были приняты
Севером, то мы вынуждены будем признать, что характер взаимоотношений между
евреями и этим императором в первые годы его правления остается неясен. Открытым
остается также вопрос, была ли поддержка евреями Севера решающим фактором улучшения
их отношений с Римом.
Мы можем, однако, с большой долей уверенности предположить, что это "потепление"
явилось следствием политики римских властей в тот период. Северы благоприятствовали
развитию местных культур и обычаев, в особенности на востоке империи, где было
положено начало этой династии. Восточные обряды, а также духовные учителя и
мыслители Востока стали чрезвычайно популярны в Риме. Культурный синкретизм
был частью общей политики династии Северов, направленной на слияние греческого
востока с римским западом империи. Самым важнейшим и ярким проявлением этой
политики явилось провозглашение императором Каракаллой в 212 году "Конституции
Антониана", в соответствии с которой полноправное римское гражданство предоставлялось
практически всем свободным жителям империи. С другой стороны, улучшению еврейско-римских
отношений несомненно способствовала и деятельность рабби Иеhуды.
Рабби Иеhуда, судя по всему, пытался адаптировать структуру еврейской общины
к новой действительности. Многие аспекты Галахи были пересмотрены в связи с
изменяющимися условиями жизни евреев, а соответствующие институты были обновлены
и усилены. Стремление Северов к полноправной интеграции всех населявших империю
народов в жизнь государства и усилению связей между различными составляющими
римского общества во многом согласовывалось с целями, которые ставил перед собой
Рабби в общинной и социальной сферах. (Более того, возможно, что эти факторы
повлияли также на формирование его планов).