ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА(период Мишны с 70 по 220 гг.) |
ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ
Исраэль Бен-Шалом
(Данная статья является записью выступления на научной конференции)
Положение фарисеев во времена Второго Храма
Еще Гедалия Алон, говоря о положении фарисеев в среде еврейского народа в период Второго Храма, отметил, что они представляли основное течение в народе и что именно они объединяли массы и возглавляли их борьбу. Фарисеи никогда не признавали права Рима на власть над народом Израиля. Талмудическое положение, согласно которому законы страны, где живут евреи, обязательны также с религиозной точки зрения (арам, "дина дэмалхута дина" - буквально: закон государства - есть закон), было, как известно, принято вавилонским мудрецом Шмуэлем в третьем веке н. э. (т.е. он отражал точку зрения евреев Вавилона, чувствовавших себя пришельцами в стране, принадлежащей другому народу).
Что же касается Рима, властвовавшего над евреями в их собственной стране - Эрец Исраэль - то он был в глазах мудрецов и народа "Эдомом", "империей зла", "четвертым зверем" из видения пророка Даниила. В лучшем случае Рим виделся евреям "посохом гнева", с помощью которого Всевышний наказывает свой народ за его грехи и преступления. Поскольку Рим считался "империей зла", он не мог иметь законных прав на взимание налогов. И действительно, фарисейские религиозные законы явным образом разрешали обманывать сборщиков налогов. Ненависть к мытарям, которой проникнуты галахические и агадические тексты фарисеев, общеизвестна и не требует доказательств.
Следует отметить, что начиная со времени правления Ирода, в среде фарисеев наметились две четких противоположных линии поведения: умеренная, предложенная школой Гилеля, представители которой опасались прямых столкновений с римлянами, и экстремистская, исключающая всякую возможность компромисса, которая проводилась школой Шамая и развитие которой привело в конце концов к началу Великого восстания евреев против Рима (66 - 70 гг. н.э.). Несмотря на то что разногласия между двумя школами имели решающее значение с политической точки зрения, на самом деле они носили не принципиальный, а чисто тактический характер. Споры велись по поводу того когда именно и какими именно средствами следует вести борьбу против Рима. По мнению школы Шамая следовало открыто выступить против римлян. Школа Гилеля остерегалась "ускорять события" и поднимать такое восстание, которое может привести к окончательному поражению евреев и разрушению их страны. Так или иначе, следует отметить, что также как и эти обе школы, идеология зелотов тоже была фарисейской. Зачатки этой идеологии проявились уже в пятидесятых годах первого века до н.э. - годах борьбы Аристобула П и его сыновей против Рима, а зародилась она, по-видимому, в годы войны Хасмонеев.
На основании сказанного выше можно прийти к выводу о том, что еще во времена
конца эпохи Второго Храма, несмотря на большое количество враждующих группировок
и на силу высших слоев общества (авторитет которых основывался на их богатстве,
занятии ключевых должностей в Храме и на сотрудничестве с Римом) влияние обеих
фарисейских школ на еврейский народ было велико. Кроме того, мы видим, что идеология
зелотов была связана с мировоззрением и галахическим подходом школы Шамая