ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА(период Мишны с 70 по 220 гг.) |
ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ
А.Опенгеймер, Главы из книги "Галилея в период Мишны"
4. Полномочия Рабби и их применение в Галилее.
Многие историки уже отмечали, что определенные тенденции в деятельности рабби Иехуды ha-Наси во многом напоминают политику урбанизации, которая проводилась Северами. К тому, что уже было сказано о династии Северов, следует добавить, что Септимием Севером и Каракаллой были приняты законы, согласно которым евреям разрешалось занимать посты в городской администрации, а также устанавливалось, что евреи должны принимать участие только в тех ритуальных действиях, которые не противоречат положениям их религии.
О рабби Иехуде ha-Наси нам известно, что он освободил города, большинство населения которых не являлось еврейским (т.е. Ашкелон, Кесария, Бет-Гуврин, Бет-Шеан и т.п.) от выполнения заповедей, связанных с пребыванием в Святой Земле. Он отмечал при этом, что данное постановление не означает вынесения указанных городов за пределы Палестины, и что эти города не считаются "землей чужеземцев".
Представляется очевидным, что таким образом Рабби стремился привлечь евреев в эти города и помочь им в экономической конкуренции с нееврейским населением. Результатом указанных процессов было принципиальное изменение статуса городов Палестины в годы деятельности рабби Иехуды ha-Наси. В этом было одно из отличий политики Северов от политики Адриана, который стремился к эллинизации палестинских городов, включая Тверию и Ципори, и к передаче городского управления в руки представителей языческой части населения.
Мы уже отмечали, что одним из способов укрепления авторитета еврейских патриархов являлись поездки по населенным пунктам Палестины. Рабби Иехуда ha-Наси также прибегал к этому методу.Так, в Вавилонском Талмуде говорится, что он "ходил по дорогам" с учениками и товарищами. В других источниках говорится как о том, что он бывал в местах, близких к месту его проживания, таких как Симония, так и о том, что он посещал различные города Галилеи, такие как Акко, и даже селения Иудеи.
Таким образом, мы видим, что маршруты поездок рабби Иехуды простирались гораздо дальше, чем маршруты поездок его отца, раббана Шимона бен Гамлиэля, о котором ни в каком из источников не говорится, что он бывал в Иудее. Однако, число свидетельств, в которых говорится о подобных поездках деда Рабби, раббана Гамлиэля, как это уже отмечалось, не имеет себе равных. По всей видимости, авторитет рабби Иехуды ha-Наси был настолько прочен, что для его поддержания у него не было необходимости в организации поездок по Палестине.
Для того, чтобы поддерживать контакты с жителями различных городов и селений, Рабби в большинстве случаев было достаточно отправить в соответствующее место кого-либо из своих товарищей или учеников. Об этом свидетельствует, в частности, встречающееся в талмудических текстах выражение "человек был послан в город", которое начало употребляться со времен рабби Иехуды. Это подтверждается также рассказами о мудрецах, которые были посланы рабби Иехудой для решения вопросов, связанных с календарем.
Единственный в своем роде рассказ о патриархе, который назначил в некий город мудреца, во время посещения им этого населенного пункта, это следующее свидетельство о рабби Иехуде, приведенное в мидраше Берешит Рабба: "Наш Рабби был в Симонии, вышли ему навстречу жители города и сказали ему: Рабби, дай нам человека, чтобы был бы учителем Торы и законов, чтобы был у нас судьей, и дал он им Леви бен Сиси...". Однако, данное свидетельство не следует понимать буквально.
Во-первых, в Иерусалимском Талмуде об этом же случае говорится, что жители Симонии пришли к Рабби.
Во-вторых, необходимо обратить внимание на то, что Симония расположена чрезвычайно близко к Бет-Шеарим, в котором жил Рабби, и который был центральным населенным пунктом этого района. Вместе с тем, вполне вероятно, что патриархи во время своих поездок назначали местных жителей на различные должности в еврейских общинах. Назначение судей во время поездки по стране - это явление, которое известно нам и по поездкам римских правителей.
Широта полномочий и необычайное влияние, которыми пользовался Рабби, особым образом проявились в области назначения (= посвящения) мудрецов. Посвящение мудреца предоставляло ему полномочия в области правосудия, преподавания религиозных законов, освобождения людей от обетов и т.п. Органы еврейского управления состояли из мудрецов, которые были должным образом посвящены.
Таким образом, становится ясно, что право посвящения мудрецов было источником исключительной власти. Рабби Иепуда ha-Наси был единственным патриархом, который сосредоточил в своих руках все права, связанные с посвящением мудрецов. Рабби использовал право посвящения в том числе в качестве политического инструмента. В Иерусалимском Талмуде приводятся его слова о том, что он посвящал не всех, кто был достоин этого, а также, что он ограничил число назначаемых до двух в год и даже этих двух назначал первоначально на испытательный срок. Бывали случаи, когда рабби Иехуда не назначал на какую-либо должность кого-либо из людей, которые выражали несогласие с его политикой, несмотря на то, что с объективной точки зрения этот человек мог стать одним из крупных мудрецов. В других случаях, Рабби временно отстранял от должности мудрецов, которые противились ему или выступали с критикой в его адрес.
Другой областью, в которой проявился авторитет этого еврейского патриарха, были принятые им постановления. До рабби Иехуды ha-Наси мудрецы занимались со своими учениками и готовили их к посвящению не только в домах учения, но и в дороге, на улицах городов, "под оливками", "под виноградной лозой и смоковницей" и т.п. Рабби прекратил эту практику. Согласно его постановлению, приведенному в Вавилонском Талмуде, запрещалось "преподавать ученикам на рынке".
Другим обычаем, который существовал до рабби Иехуды и был отменен им, был обычай, согласно которому ученики, готовящиеся к посвящению, уже имели право обучать людей законам Галахи. Рабби Иехуда ha-Наси, ссылаясь на случай, когда ученик, учивший людей Галахе в Акко, ошибся (что привело к тому, что многие люди, не ведая того, поступали неправильно), постановил, что "ученик не должен обучать законам". Действуя таким образом, Рабби обеспечил себе возможность строгого контроля за деятельностью мудрецов и их учеников и усилил роль посвящения,исключительное право на осуществление которого принадлежало ему самому.
В целом, постановления рабби Иехуды ha-Наси являются отражением широты его полномочий и путей его деятельности. Необходимость принятия многих из них была продиктована, по всей видимости, желанием обеспечить стабильность еврейской жизни в Палестине во всех областях: религиозной, политической, социальной и экономической. Некоторые постановления имели особое значение для Галилеи.
Так, рабби Иехуда ha-Наси практически лишил действенности законы "сикарикона", согласно которым еврею запрещалось покупать у римлян землю, которая была конфискована ими у другого еврея. Эти законы ранее были временно отменены в отношении Иудеи, которая находилась в тяжелом положении в связи с кризисом, последовавшим за восстанием Бар-Кохбы. Постановление Рабби относительно законов "сикарикона" гласило: "Если была (земля) под сикариконом двенадцать месяцев, то тот, кто первый возьмет ее, тот будет владельцем, но он должен дать хозяину четверть".
Таким образом, рабби Иехуда предоставил как жителям Иудеи, так и жителям Галилеи то право, которое использовалось только в экстренной ситуации и только для Иудеи. В дополнение к указанному решению, рабби Иехуда ha-Наси по существу разрешил свободную торговлю этими землями. Он оставил изначальным владельцам право на получение компенсации размером в четверть от стоимости имущества.
Это была примерно та сумма, которую мог сэкономить покупатель, приобретая землю у властей, а не у частного владельца. Это постановление отражает определенные социальные и политические тенденции в деятельности рабби Иехуды, который стремился к тому, чтобы как можно большая часть земель в Палестине принадлежала евреям. С другой стороны, принимая это постановление, Рабби, по существу, признавал определенную правомерность действий римских властей, что, судя по всему, было вызвано особыми отношениями между римскими правителями и еврейским патриархом.
Постановления рабби Иехуды, освобождающие жителей городов со смешанным населением от исполнения заповедей, связанных со святостью земли Израиля, не касаются центральных городов Галилеи -Тверии и Ципори. Причина этого заключается, по всей видимости, в
том, что еврейское население этих городов было относительно велико, и следовательно не было необходимости в привлечении сюда евреев. Вместе с тем, другие постановления Рабби в области заповедей, связанных с нахождением в Святой Земле, повлияли также на ситуацию в Галилее. В некоторых из талмудических свидетельств прямо упоминаются города и селения Галилеи. Так, в Иерусалимском Талмуде сказано: "Рабби разрешил употреблять плоды сразу после исхода седьмого года, кроме порея. Тогда так поступили жители Ципори: завернули лук-порей в мешковину, посыпали пеплом и принесли его к Рабби и сказали ему: чем этот овощ более грешен, чем все другие? И он разрешил его им." Постановления рабби Иеhуды hа-Наси привели к уменьшению строгости законов седьмого года. Первоначально Рабби разрешил торговать в начале восьмого года овощами, срок выращивания которых невелик, однако "под давлением" жителей Ципори включил в список разрешенных овощей также лук-порей, который растет относительно долго и требует серьезного ухода.
Усиление органов еврейского управления, которое произошло при рабби Иехуде ha-Наси, было связано с определенным внутренним противоречием. С одной стороны, авторитет Рабби основывался на политической мудрости и прозорливости, на признании его римскими властями, на подчинении ему городской аристократии, а также на его материальном и общественном положении. С другой стороны, Рабби был главой органа управления, состоявшего из мудрецов, деятельность которых естественным образом основывалась на законах и заповедях Торы, признании безраздельной власти Всевышнего и потому носила в основе своей демократический характер. Рабби Иехуде, благодаря его положению и уникальным личным качествам, удалось ослабить эти противоречия и во всех отношениях удерживать бразды правления.
Вместе с тем, и при рабби Иехуде, были люди, которые выражали недовольство, сложившейся системой. После смерти Рабби, институт патриарха и мудрецы стали действовать отдельно друг от друга.
Согласно талмудическим свидетельствам, сам рабби Иеуда завещал поступить таким
образом. Это разделение властей в период перехода от поколения таннаев к поколению
амораев и в период Талмуда повлияло на судьбу Палестины в целом и, в частности,
на судьбу Галилеи.