ЕВРЕИ В РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В ЭПОХУ ТАЛМУДА(период Мишны с 70 по 220 гг.) |
ПО МАТЕРИАЛАМ КУРСА ОТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА ИЗРАИЛЯ
А.Опенгеймер, Главы из книги "Галилея в период Мишны"
1. Рабби, римские власти и Галилея
Годы деятельности рабби Иехуды ha-Наси были периодом расцвета еврейской жизни в эпоху Мишны и Талмуда. Этот период отличался спокойными отношениями между евреями и римлянами и стабильным экономическим положением. Еврейское самоуправление находилось в руках патриарха, который пользовался исключительным авторитетом и круг полномочий которого был необычайно широк. Именно под руководством этого патриарха была завершена запись Мишны. В талмудических текстах рабби Иехуда ha-Наси именуется просто рабби или "рабэйну ha-кадош" (буквально "наш святой рабби").
Во многих источниках приводятся высказывания мудрецов, в которых выражена чрезвычайно высокая оценка рабби Иехуды. Так, в Вавилонском Талмуде говорится: "Сказал рав Аба сын Равы, а иные считают, что это сказал рабби Гилель сын рабби Валиса: со дней Моисея до времен Рабби не сочетались Тора и величие в одном человеке". В трактате Кидушин Вавилонского Талмуда сказано: "когда умер рабби Акива, родился Рабби". Рабби Акива был казнен во время гонений, последовавших за восстанием Бар-Кохбы (т.е. в 135-138 г.). Из других источников также можно заключить, что Рабби родился примерно в этот период. Вместе с тем, представляется очевидным, что автор данного высказывания стремился подчеркнуть, что со смертью рабби Акивы еврейский народ не остался без духовного лидера, и что буквально в тот же час родился человек, который призван был сменить его.
Современники Рабби видели в своем времени начало предсказанной пророками эпохи спасения. Так в Иерусалимском Талмуде рассказывается: "Рабби Хия старший и рабби Шимон бен Халафта шли по долине Арбель в утренний час и увидели начало рассвета, луч которого пробился сквозь тьму. Сказал рабби Хия старший рабби Шимону бен Халафте: так и "геула" -спасение сынов Израиля -начинается понемногу, и чем дальше, тем оно очевиднее".
Рабби Хия и рабби Шимон бен Халафта, проходя по долине Арбель, которая расположена в Нижней Галилее, сравнивают путь спасения с утренней зарей - и то и другое происходит постепенно и вначале трудно различимо, но затем является во всей своей полноте. Не случайно также то, что Талмуд упоминает, что это произошло именно в долине Арбель: эта долина занимает особое место в свидетельствах, в которых говорится о кризисе, последовавшем за восстанием Бар-Кохбы.
Следует отметить, что отношение мудрецов к рабби Иехуде ha-Наси во многом напоминает отношение к Бар-Кохбе. И с тем, и с другим связывались надежды на спасение. С другой стороны, из приведенного выше свидетельства можно заключить, что в дни рабби Иехуды взгляды на то, каким образом может быть достигнуто спасение, отличались от тех, которые существовали во время восстания Бар-Кохбы. Если Бар-Кохба стремился достичь спасения "здесь и теперь" путем активной борьбы с римлянами, то рабби Иехуда ha-Наси выбрал иную стратегию - постепенный процесс, связанный с укреплением авторитета патриарха путем установления контактов с римскими властями с одной стороны и сближения с представителями еврейской городской аристократии - с другой.
О надеждах, которые возлагались на рабби Иехуду, а также о положении, которое он занимал в обществе, многое говорит тот факт, что его происхождение возводилось к роду Давида. В этом отношении также напрашивается параллель с Бар-Кохбой, в котором рабби Акива видел мессию. В Талмуде и мидрашах говорится, что с рабби Иехудой связывался следующий стих: "Дыхание жизни нашей, помазанник (=мессия) Господа" (Плач Иеремии, 4: 20). Кроме того, согласно свидетельству Вавилонского Талмуда, сам рабби Иехуда постановил, что освящение нового месяца, осуществляемое его Судом (Бет-Дином), должно сопровождаться словами: "Давид, царь Израиля, жив!". Во время похорон рабби Иехуды священникам было разрешено участвовать в процессии, как это разрешается в случае смерти царя. В Талмуде приводятся также слова рабби Хии: "В тот день, когда умер Рабби, уничтожилась святость".
Некоторые исследователи считают, что свидетельства, относящие происхождение рабби Иехуды ha-Наси к роду Давида, исторически достоверны. Полагая так, они основываются в первую очередь на следующем свидетельстве: "Спросили: от кого происходит Гилель? Сказал рабби Леви: нашли в Иерусалиме свиток с родословными, и в нем сказано: Гилель происходит от Давида, рабби Хия старший от Шфатии бен Авиталя, семья Калбы Савуа от Калева, семья Цицита ha-Кесета от Авнера...".
Агадический характер данного свидетельства представляется очевидным. У нас не имеется никаких дополнительных свидетельств того, что в период Второго Храма сохранились какие бы то ни было древние документы генеалогического характера. Особенно сомнительным видится то обстоятельство, что в этот период могла существовать такого рода информация о потомках таких библейских героев, как Калев или Авнер. Кроме того, тот факт, что в указанный список включен рабби Хия, современник Рабби, приехавший в Палестину из Вавилона, не согласуется с тем, что этот древний генеалогический документ был найден в Иерусалиме.
Вероятнее всего, происхождение этого талмудического утверждения объясняется тем, что рабби Леви пытался укрепить авторитет рабби Иехуды ha-Наси и династии патриархов в целом, возводя их родословную к роду Давида. Параллельно он возвел происхождение нескольких иерусалимских аристократов, а также некоторых важных танаев к известным библейским героям. Одновременно с возведением происхождения рабби к роду Давида тем же статусом был наделен вавилонский "глава диаспоры". Судя по всему, и в том, и в другом случае это являлось просто средством выражения роли руководства с одной стороны и усиления его влияния - с другой. Следует отметить, что в случае рабби Иехуды ha-Наси родословная к Давиду возводилась по материнской линии, а в случае главы диаспоры - по отцовской. Таким образом, с этой точки зрения отнесение главы диаспоры к роду Давида было более обоснованным.
Характеризуя рабби Иехуду ha-Наси, мудрецы говорили следующее:
"Рабби Шимон бен Манасия сказал от имени рабби Шимона бар Иохая: красота, сила, богатство, почет, мудрость, долголетие и сыновья -хороши для праведников и хороши для мира... Рабби Шимон бен Манасия сказал: это семь качеств, которые мудрецы относили к праведникам, и все это было у рабби Иехуды и его сыновей".
Начало деятельности Рабби на посту патриарха выпало на период правления династии Антонинов, однако большая часть времени его пребывания на этом посту пришлась на годы правления Северов (193 -235 гг.). Во время правления этой династии произошли существенные изменения в отношениях между римскими властями и евреями. Отношения эти заметно потеплели. Органы еврейского управления были полностью признаны Римом. Более того, их статус, судя по всему, был повышен: в частности, им были предоставлены полномочия в отношении принятия решений в области уголовного права. Необходимо отметить, что такого рода полномочия не было принято предоставлять провинциям. Эта специфическая политическая ситуация, которая давала ощущение некого подобия независимости, подвигнула рабби Иехуду на попытку отмены поста 9 Ава. Однако мудрецы его поколения сочли эту реформу слишком далеко идущей.
Одной из причин улучшения еврейско-римских отношений в этот период была, по всей видимости позиция, которую заняли евреи в 193 -194 гг. во время борьбы между Септимием Севером, основателем Династии Северов, и Песценнием Нигером, наместником Сирии, который был провозглашен императором после убийства Пертина. Самаритяне поддерживали в этой борьбе Нигера. В связи с этим, придя к власти, Септимий Север лишил Неаполис статуса полиса (подробнее об этом будет говориться ниже). Евреи же встали на сторону Севера, и благодаря этому получили немалое количество привилегий. Сведения об участии евреев в борьбе за трон подтверждаются также свидетельствами отцов церкви, в которых говорится о "войне между евреями и самаритянами". Эта война, которая не упоминается ни в одном из источников, содержащих основную информацию об этом периоде, по-видимому, отражает не отдельный конфликт между евреями и самаритянами, а столкновения, которые были частью борьбы за трон.
Север присвоил Шестому легиону (Ferrata), который был расквартирован в Легио, звание Fidelis Constans, по всей видимости, в знак признания за поддержку, которая была оказана ему во время его борьбы с Нигером. Десятый легион (Fretensis), который был расположен в Иерусалиме, не удостоился такой чести, видимо потому что не отказался от поддержки Нигера. Различия в поведении легионов во время борьбы за трон географически совпадают с делением местного населения: самаритяне поддерживали Нигера, а евреи - Севера.
Возможно, что существует связь между тем фактом, что органы еврейского управления были расположены в Галилее и тем, что они поддерживали Севера, который опирался, в частности, на Шестой легион, размещенный в том же районе. В "Истории Августов" рассказывается о том, что евреи обратились к Нигеру с просьбой о послаблениях в обложении земельным налогом. На это Нигер ответил, что если бы он мог найти подходящий способ, то установил бы налог даже за воздух, которым евреи дышат.
Однако, как известно, на этот источник невозможно полностью полагаться. Кроме того, насколько мы знаем, положение Нигера было не настолько прочным, чтобы вести с ним переговоры о налогообложении. Вместе с тем, возможно, что это свидетельство косвенным образом отражает ту поддержку, которую оказывали евреи Северу. Так или иначе, политика императора Септимия Севера во многом была определена поведением жителей Палестины во время его борьбы с Нигером. Это выразилось, как будет показано ниже, как в его отношении к раличным городам Палестины, так и в отношении к жителям провинции в целом.
Одним из проявлений доброжелательного отношения династии Северов к евреям был ряд законов, принятых Септимием Севером и Каракаллой. Самым ярким подтверждением того, что отношения между евреями и римлянами в этот период были особенно теплыми, являются свидетельства, в которых говорится об отношениях между рабби Иехудой ha-Наси и римским императором Антонином. Многие исследователи пытались найти ответ на вопрос о том, какой именно император имеется в виду в талмудических текстах.
Дело в том, что одно из имен нескольких императоров, которые правили в эту эпоху, было Антонин. Скорее всего, речь идет о Каракалле (полное имя которого было Марк Аврелий Антонин), который был императором в 211 - 217 гг. Нам известно, что этот император был на Востоке и даже что он посещал Палестину. В биографии Каракаллы в "Истории Августов" рассказывается о том, что в семь лет он был возмущен строгостью наказания, которому был подвергнут его друг за то, что был близок к евреям. Как уже отмечалось, достоверность этого сочинения представляется сомнительной, однако возможно в этом рассказе о поведении Каракаллы нашел отражение его проеврейский подход.
Талмудические свидетельства, в которых рассказывается об отношениях между Рабби и Антонином, во многих случаях включают информацию, являющуюся явным преувеличением. Кроме того, подобные свидетельства не содержатся ни в одном из нееврейских источников. Вместе с тем, часть свидетельств несомненно достоверны (см. ниже), а те свидетельства, в которых содержатся явные агадические элементы, также включают историческое зерно. В талмудической литературе также приводятся свидетельства об отношениях других еврейских патриархов и мудрецов с римскими властями (например, свидетельства о встречах рабби Иегошуа бен Ханании с императором), однако ни в одном из них не говорится об отношениях, которые по глубине приближались бы к тем, которые были между Антонином и Рабби.
Признание Северами органов еврейского самоуправления и проеврейская политика римских властей привели к тому, что и евреи стали положительно относится к Риму. Наиболее яркимсвидетельством этого отношения является надпись на греческом языке, обнаруженная в Кацьюне (в восточной части верхней Галилеи около Рош Пина), которая датируется 197 годом. Возможно, что эта надпись была сделана на стене синагоги:
"Во здравие наших господ императоров цезарей Луция Септимия Севера Пия Пертина Августа и его сыновей Марка Аврелия Антонина (= Каракаллы) и Луция Септимия Геты, согласно обету, данному евреями".
Эта надпись, которая является единственной в своем роде надписью среди всех найденных в Палестине, несомненно говорит об особом характере отношений, которые установились в тот период между евреями и римскими властителями. Следует также отметить, что рядом с указанной надписью изображен венок, на котором, среди прочего, написано имя супруги императора: Юлия Домна Августа. Судя по всему, эта дополнительная надпись была сделана, поскольку евреи были осведомлены о том влиянии, которое имела Юлия Домна.
Аналогичные надписи были обнаружены в странах диаспоры. Говоря об этих свидетельствах, следует также упомянуть "синагогу Севера" (арам. "Кништа Дэасеверус") в Риме, о которой рассказывается в мидраше "Берешит Раббати". По всей видимости речь идет о синагоге, названной в честь императора. Таким образом, перед нами уникальный случай, когда после разрушения Храма, синагога была названа именем римского императора. Вместе с тем, необходимо отметить, что в Риме не было принято называть здания именем правителя, и, следовательно, возможно, что речь не идет о синагоге, которая была названа в честь императора. О том, что Северы чрезвычайно доброжелательно относились к евреям, можно заключить и из толкования Иеронима к библейскому стиху "И во время страданий своих получат они некоторую помощь" (Даниэль, И, 34). Иероним говорит, что по мнению некоторых евреев в этом стихе речь идет о Севере и его сыне Антонине, которые относились к евреям с исключительным уважением.
В талмудических источниках много говорится о богатстве рабби Иехуды ha-Наси.
Эти свидетельства приобретают особое значение на фоне рассказов о тяжелом экономическом
положении Галилеи в предыдущий период (период Уши), которое было связано с последствиями
восстания Бар-Кохбы. Материальное положение Рабби позволило ему достичь особого
статуса и обеспечило его авторитет в глазах как евреев, так и римлян. В некоторых
текстах богатство рабби Иехуды сравнивается с богатством римского императора
Антонина. Более того, чтобы подчеркнуть уровень богатства еврейского патриарха,
авторы талмудических текстов сравнивают материальное положение управляющего
конюшней рабби Иехуды с богатством властителя Персии, и даже такое сравнение
оказывается не в пользу последнего.