Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ГЛАВА VIII ЕВРЕИ ДИАСПОРЫ В ЭПОХУ ВТОРОГО ХРАМА.

1. Еврейские общины в диаспоре.

2. Связь между евреями диаспоры и евреями родины предков.

3. Общественно-экономическая и культурная деятельность евреев диаспоры.

4. Основные черты эпохи Второго Храма.

После освобождения от египетского рабства постепенно формируется еврейская нация. Основным занятием еврейских колен было овцеводство. Вели они полукочевой образ жизни. Завоевание Ханаана было исполнением обетования, данного Богом патриархам, и, завладев страной, Исраэльские племена сразу же сменили традиционный полукочевой образ жизни на оседлый: кочевье оказалось не более чем вынужденным образом жизни в ожидании свершения обетования. С этого времени не прерывается физическое присутствие евреев в Стране Израиля несмотря на периодические изгнания из нее значительной части или большинства народа. Страна Израиля является не только колыбелью еврейской истории, но и центром - фактическим или идеальным - еврейского религиозно-национального сознания - как той части еврейского народа, которая находится в своей стране, так и той его части, которая по политическим /в первую очередь, в результате массовых изгнаний/ и по экономическим причинам оказалась вне своей родины.

Первое значительное по размерам переселение евреев за пределы Страны Израиля было результатом падения Исраэльского царства /722 г. до н.э./, когда ассирийские завоеватели, следуя принятой политике, угнали десятки тысяч жителей захваченного царства во внутренние провинции Ассирии. В Ассирии изгнанники получили земельные наделы в западных и восточных провинциях империи /Северная Сирия и Мидия/ и большей частью занимались земледелием; лица, принадлежащие к высшим кругам Исраэльского царства, получили посты в административном аппарате Ассирийской империи.

Сведения о дальнейшей судьбе Исраэльтян в Ассирии скудны. До сих пор распространена легенда о "десяти пропавших коленах*. По существу, часть изгнанников ассимилировалась среди арамеев и ассирийцев, однако другая часть сохранила свой национальный облик

В 597 году до н.э. в ответ на отказ Иудейского царства платить требуемую дань, властитель Нововавилонского царства Навуходоносор вторгся в Иудею. Иерусалим был сдан без боя. Однако, в наказание за мятеж Навуходоносор увел в Вавилонию 10 тысяч человек, составлявших высшие слои иудейского общества, включая царя, его семью и царедворцев, и отборные войсковые части с приписанными к ним оружейными мастерами. Попытка повторного мятежа привела к падению Иерусалима /586 год до н.э./ и уводу в Вавилонию большинства населения Иудейского царства. Только беднота, преимущественно виноградари и простые землепашцы, остались на месте. Убийство поставленного вавилонянами наместника Гдалияху через два месяца после его назначения привело к бегству в Египет значительной части еще остававшихся в Иудее жителей, опасавшихся репрессий со стороны вавилонян. Таким образом, с 586 года до н.э. история евреев включает также историю выходцев из Израиля и Иудеи, оказавшихся в Месопотамии и Малой Азии, а также в Египте.

Большинство иудейских изгнанников было отправлено в центральную и южную Месопотамию, в окрестности Ниппура, пустовавшие со времен разрушительных войн с Ассирией. Пленники получили земельные наделы и занимались, по преимуществу, земледелием. Расселение происходило родовыми группами, фактически совпадавшими с сословно-профессиональными, т.к. профессии были наследственно-семейными занятиями. Во главе изгнанников стояли "старейшины Иудеи' и 'старейшины изгнания'. Сам царский дом Иудеи обладал влиянием при вавилонском дворе и служил надеждой изгнанникам на скорое возращение на родину.

Настроения и чаяния изгнанников в первые годы по переселении в Вавилонию отражают пророчества Иеремии и Иехеэкеля. В их деятельности проявляется новый духовный подъем: идеалы пророков 7-6 века до н.э. отрабатываются и углубляются, становятся достоянием широких масс. Именно с вавилонским изгнанием связан важнейший перелом в религиозном сознании еврейского народа. С этого времени совершенно исчезают признаки фетишизма и идолопоклонства, окончательно изживаются пережитки сиро-финикийских и ханаанских культов. Радикальные изменения затрагивают также ритуал богослужения: ставшие невозможными в условиях изгнания жертвоприношения заменяются молитвенными собраниями /прототип позднейшего института синагоги/. Эти изменения свидетельствуют о стремлении изгнанников сохранить на чужбине свой национальный облик и о надежде на возвращение в Иудею.

Через год после завоевания Вавилонии персами, персидский царь Кир издал декрет /538 г. до н.э./, разрешавший изгнанникам Иудеи возвратиться в Иерусалим и восстановить разрушенный Храм. Декрет вызвал воодушевление и национальный подъем среди изгнанников, значительная часть которых покинула Вавилонию и возвратилась в Иудею. Другая часть изгнанников, среди которых, по-видимому, преобладали лица, не оставившие в Иудее земельных владений или успевшие укорениться на новом месте и обзавестись значительной собственностью, предпочла остаться в Месопотамии. Так было положено начало более чем двухтысячелетней истории евреев в Вавилонии.

Диаспора была одной из характерных особенностей существования еврейского народа в эллинистическо-римскую эпоху. Рост еврейской диаспоры как в географическом, так и в численном отношении был следствием различных причин, как-то: изгнание из Палестины; политические и религиозные притеснения на родине; перспективы, открывавшиеся в странах экономического расцвета, как, например, в Египте в третьем столетии до н.э., а также прозелитское движение, зародившееся еще в начальный период Второго Храма и достигшее своего апогея в Римской империи в первом столетии н.э. Уже в первом веке до н.э. греческий географ Страбон отмечает, что трудно найти какую-либо страну, где не проживали бы евреи.

Еще до разрушения Второго Храма были распространены еврейские поселения не только на Ближнем Востоке, но и в Северной Африке и Южной Европе. Немало евреев оставило Иерусалим и прилегающие города и села из-за высокой плотности населения. Имеются исторические сведения о переселении евреев из одной в другую страну диаспоры. Таково массовое переселение евреев из Вавилонии в Малую Азию, в бассейн Черного моря, в Крым, в селения Пантикапей, Мисхор, Херсонес и т.д., из Египта в Киренаику. При первых правителях династии Птолемеев хозяйственная жизнь в Египте расцветала. Это безусловно привлекало евреев. Центром евреев всех стран был Иерусалим - святой город. Сюда шли паломники-евреи, которые вносили полшекеля на содержание Храма, а после его разрушения -для нужд Синедриона в Явне, Уше и Тверии.

Имеются доказательства, что в 19 году до н.э. только на острове Сардиния проживало 4000 евреев. В начале 1 века были еврейские общины на юге Галилеи, в Мавритании и других странах Северной Африки. Филон писал, что во II веке до н.э. только в Египте проживало больше миллиона евреев, а Иосиф Флавий считает, что самое большое количество евреев диаспоры было в Сирии, а также в Киренаике, на острове Кипр, в Италии и на греческих островах. Он же пишет о десяти коленах, которые проживали на востоке Персии.

В конце 1 века до н.э. в большинстве крупных городов Малой Азии существовало еврейское население. Малая Азия служила также этапом на пути евреев, основывавших общины на северном побережье Черного моря (Пантикапей, Херсонес и Мисхор). Многочисленные еврейские общины возникли на островах восточного Средиземноморья. Старейшей из этих общин была Кипрская; значительные общины существовали также на Крите, Делосе и Милосе. Материковая Греция, переживавшая экономический застой, привлекала евреев в меньшей степени; однако и здесь почти во всех крупных городах и главных областях страны возникают еврейские общины,

В Рим евреи начинают прибывать уже во II веке до н.э. После завоевания Иерусалима Помпеем /63 г. до н.э./ в Рим было доставлено множество еврейских пленников. Получая свободу, эти евреи становились римскими гражданами и играли немаловажную роль в жизни столицы. Во время правления Августа и его преемников в Риме насчитывались десятки тысяч евреев. Постепенно возникали еврейские общины и в других городах Италии, в первую очередь - в ее южных областях. Медленнее шел рост еврейского населения в римских Галлии и Испании.

В Парфянском царстве, под властью которого находилось вавилонское еврейство с его ответвлениями в Персии, Мидии и Эламе, в некоторых городах евреи составляли большинство населения. Наряду с традиционными центрами вавилонского еврейства значительные еврейские общины возникли в Селевкии на берегу Тигра. Благодаря переходу в иудаизм в 1 веке до н.э. правителей Адиабены удельный вес еврейского населения в районе Евфрата еще более увеличился.

Экономическая деятельность евреев в странах диаспоры была весьма разнообразной. Первоначально основным занятием евреев в диаспоре, как и на родине, в Иудее, было земледелие. Однако с течением времени евреи проникли и в иные профессиональные сферы. В птолемеевском Египте евреи числились не только среди "царских земледельцев", но и в качестве военных поселенцев, виноградарей, пастухов, батраков, ремесленников, чиновников, включая высшие административные посты, в частности, в налоговом ведомстве и полиции. В римскую эпоху среди евреев Александрии были крупные финансисты, торговцы, судовладельцы наряду с ремесленниками и городской беднотой.

Статус евреев в эллинистических государствах определялся религиозной терпимостью эллинистических монархов и признанием за евреями права на создание автономных общин, поддерживающих связь с национально-религиозным центром в Иерусалиме. Там, где число евреев было значительным, они играли активную роль в политической жизни страны.

Сохранились подробные сведения о взаимоотношениях между эллинистическими властями и евреями в Египте в царствование Птолемея II Филадельфа /285-246 гг. до н.э./. Благосклонно относившийся к евреям царь отпустил на свободу еврейских рабов, взятых в плен в Эрец Исраэль в царствование его отца. Традиция приписывает этому царю инициативу перевода Библии на греческий язык (так называемая Септуагинта). В правление Птолемея IV Филопатора /222-204 до н.э./, по-видимому, отношение царской власти к евреям ухудшилось как из-за положения в Эрец Исраэль, так и ввиду религиозной политики царя в самой Александрии. Это ухудшение, однако, было временным, и во II веке до н.э. влияние евреев в Египте достигло апогея,

В царствование весьма расположенного к евреям Птолемея VI Филометора /181-145 гг. до н.э./ в Египет из Иудеи в результате гонений Антиоха Эпифана прибыло значительное число евреев. В свите Птолемея VI находился александрийский еврейский философ Аристобул, а в царской армии ряд евреев занимал командные посты. Хоньо IV, сыну иерусалимского первосвященника Хоньо III, было дано разрешение создать в Египте еврейский религиозный центр наподобие Иерусалимского Храма, который впоследствии назывался "Домом Хоньо", а еврейские военные поселенцы в северно-восточном Египте, составляющие значительную военную силу, были подчинены Хоньо IV и его преемникам. После смерти Птолемея VI эти войска поддержали овдовевшую царицу Клеопатру в борьбе за власть с ее соперниками.

Распространение власти Рима на все Средиземноморье привело к тому, что подавляющее большинство еврейского народа оказалось проживающим в границах Римской империи. Римляне проявляли терпимость к иудейской религии. Одной из причин этого было единство евреев всей империи: ограничение религиозной свободы одной из общин неизбежно вызывало возмущение во всех других еврейских центрах. Евреи в Римской империи имели право создавать собственные учреждения и пользоваться автономией в делах управления общиной и в судопроизводстве. Евреи были освобождены от участия в языческих культах и от повинностей, вступавших в конфликт с заветами иудаизма, как, например, воздание божеских почестей императору. В то время как отказ от отправления культа императора у других народов рассматривался как мятеж, евреям было разрешено заменить культ императора особым жертвоприношением в Иерусалимском Храме и молебнами за благополучие императора в синагогах.

Политику Рима по отношению к евреям установили Юлий Цезарь и Август, опубликовавшие ряд эдиктов, благоприятных для еврейских подданных Рима. По стопам Августа шли императоры династии Юлиев-Клавдиев. Лишь во время непродолжительного правления Калигулы /37-41 гг. до н.э./, провозгласившего себя богом, была предпринята попытка заставить еврейских подданных империи отправлять культ императора. Воспользовавшись этим, александрийские греки устроили первый в истории Римской империи погром. С вступлением на престол Клавдия /41-54 гг./ в Александрии вновь вспыхнули беспорядки, и на помощь александрийской общине поспешили евреи из Эрец-Исраэль. Решительное вмешательство императора вернуло порядок в Александрии и восстановило прежнее положение, сохранившееся вплоть до Великого Восстания 66-73 гг.

Следствием Великого Восстания в Иудее было ухудшение положения евреев диаспоры. Так, в частности, возобновились столкновения между греками и евреями в Александрии, а римские легионеры учинили в городе еврейский погром, еврейский погром произошел и в Дамаске; в Антиохии лишь вмешательство Тита предотвратило лишение евреев города всех прав. Вместе с тем, восстание в Иудее не повлекло за собой изменения статуса еврейских общин диаспоры, за которыми признавалось право на внутреннюю автономию, позволявшую евреям сохранять традиции отцов. Еврейская автономия имела различные организационные формы и различные названия. Так, в Александрии единая еврейская организация и крупнейшая община диаспоры, существовавшая еще со времен Птолемеев, называлась "политевма", а ее руководители - "старейшины". В начальном периоде римского владычества во главе александрийских евреев стоял этнарх, ведавший также судопроизводством. Некоторые изменения произошли, по-видимому, в середине правления Августа, когда основные полномочия перешли от этнарха к совету старейшин.

Во всех странах диаспоры в мире, находившихся под эллино-римским влиянием евреи были организованы в общины. Центр общины - синагога. Она пользовалась полной автономией в области религиозных и всех внутриобщинных проблем. Община поддерживала постоянную связь с родиной предков - Эрец Исраэль. Евреи концентрировались в определенных кварталах города, что благоприятствовало ведению своего автономного образа жизни, гарантировало невмешательство соседей.

В городах, где было много синагог, образовалось единое руководство общины, Евреи - члены общины считали, что это учреждение обеспечивает сохранение религии и традиций народа. Автономию в области религиозных традиций и судопроизводства предоставляли евреям правители Вавилона, Персии, Греции и Рима. Александр Македонский разрешил всем народам, находящимся в завоеванных странах, соблюдать свои традиции и свою религию. Только Антиох IV Эпифан нарушил наказ Александра. Римские правители в большинстве своем признавали права евреев на соблюдение своих религиозных традиций. Евреи имели право молиться в синагогах, соблюдать Шабат и все праздники, кашрут и т.д.

Признание законности деятельности руководства общины со стороны греко-римских правителей обеспечило строительство молитвенных домов. Их звали "синагога", "молитвенный дом", "дом Шабат". Правители также обязались охранять имущество этих домов. Так, в приказе императора Августа подчеркивается суровое наказание за кражу свитков Торы или денег из синагог.

Должностные лица в еврейских общинах диаспоры назывались архонты -руководители общины. Они обеспечивали порядок в синагогах, водоснабжение, следили за денежным поступлением в кассу. Герусия - совет старейшин занималась судопроизводством. Общины рассматривались как юридические лица и обладали правом владеть имуществом и взимать со своих членов взносы. Главные расходы общин были связаны с содержанием синагог, школ, кладбищ и т.п. Одной из характерных функций общины была опека над ее неимущими членами: община осуществляла постройку новых синагог, финансировала выкуп пленных и рабов, снаряжала делегации к властям и т.п.

Распространенной должностью во многих общинах диаспоры был архисинагогус /глава синагоги/. Он следил за соблюдением членами общины всех атрибутов религии. Важнейшие вопросы общины решало общее собрание. Оно по мере необходимости выбирало делегации к императору Рима для защиты интересов евреев данного города. Иногда, например при императоре Траяне, делегация евреев Александрии ходатайствовала о защите евреев других городов от посягательств со стороны местных легионеров. Руководство общины было ответственно за своевременную оплату налога государству со стороны ее членов.

Несомненно, что на руководящие должности назначались состоятельные люди еврейского общества. Общины городов и сел не препятствовали действиям разных союзов по специальностям, как например, союз красильщиков, ткачей и т.д. Евреи общины Римской империи не имели единого руководства; вавилонское еврейство, наоборот, отличалось организованной сплоченностью: во главе вавилонской диаспоры стоял экзиларх, должность которого была наследственной. Экзиларх вел свое происхождение от царя Давида и утверждался на должность парфянскими властями. Обладая широкими полномочиями, экзиларх был фактическим правителем вавилонского еврейства. Еврейские общины в странах диаспоры обеспечивали сохранение еврейской нации, предотвращали ассимиля