=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=


Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме

по материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002
Жду Ваших писем!

XXIX. АПОЛЛОНИЙ МОЛОН

КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ № 46

№46 De Iudaeis, apud- Eusebius, Praeparatio Evangelica, IX, 19, 1-3

1 против иудеев: Слово [обвинение <против иудеев>] не принадлежит названию книги. В тех же словах Евсевий описывает и сочинение Порфирия.

человек, оставшийся в живых, Аполлоний не называет Ноя по имени, трудно сказать, является ли это упущение результатом передачи через Александра Полигистора. изгнанный местными жителями: В соответствии с библейской исторей, от потопа спаслись только Ной, его жена, сыновья и невестки, но согласно вавилонской традиции, которая в эллинистический период была смешана с иудейскими представлениями, на горе Арарат спаслось много людей. пришел в горную часть Сирии: В Библии не говорится, что Ной переселился в Палестину.

2 Через три поколения родился Авраам: Согласно Быт. ,11, Авраам жил через десять поколений после Ноя.

"друг отца": Этимология противоречит Быт., 17, 5 [отец множества народов] = [Авраам]; см., однако, Ис., 41, 8 [семя Авраама, друга Моего], и 2 Хр., 20, 7; ср. Ginzberg, V, p. 207, прим. 4. Israel Levi (у Reinach'a) отмечает, что этимология Аполлония, возможно, вырастает из арамейского корня (= любить) и появилась у него или его источника благодаря схожести звучания арамейского глагола [RHM] и имени Авраама [AvRaHaM].

Он был мудрец: Здесь мы видим параллель к поздней иудейской традиции, которая рассказывает, как Авраам осознал вздорность халдейского астрального культа и решил переселиться в Ханаан; ср. Ginzberg, p. 210, прим. 16. Поскольку Молон уже рассказал об исходе Ноя в Сирию, здесь он опускает рассказ о переселении Авраама в Ханаан, и вместо этого говорит о мудрости Авраама, удаляющегося в пустыню из-за невежества своих соотечественников. О мотиве удаления в пустыню в позднем иудаизме см. М. Hengel, Die Zeloten, Leiden-Cologne 1961, pp. 255 sqq.

родственницу: О родственных отношениях Сарры и Авраама см. Быт., 20, 12; Юб., 12,9.

египтянку, рабыню: Здесь подразумевается Агарь; см. Быт., 16, 1. двенадцать сыновей: Согласно Быт., 25, 13 sqq., не Авраам, а Измаил, сын Авраама от Агари, был отцом двенадцати сыновей; ср. Иудейские древности, I, 220 sq.

3 "Смех": Об имени [Гелот] для Исаака см. Филон, О переименованиях и о причинах переименования, 261, Об Аврааме, 201; О наградах и наказаниях, 31. [В книге Бытия (21,6) объясняется происхождение имени Исаак. Исаак означает "рассмеется": "И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется". - пер.]

умер глубоким стариком: Сравни: Быт., 25, 8.

и двенадцатый Иосеф: Аполлоний путает Исаака и его сына Иакова, чье имя ему, видимо, неизвестно.

внуком которого был Мосес: У Аполлония Моисей является внуком Иосифа. Похожая традиция изложена у Помпея Трога (у Юстина, XXXVI, 2, 11 = № 137), который описывает Моисея как сына Иосифа. Херемон (у Иосифа, Против Апиона I, 290 = № 178) делает их только современниками, не упоминая о каком-либо родстве между ними. Согласно Исх. ,6,16 sqq., Моисей - потомок Леви, брата Иосифа, в четвертом поколении.


КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ № 46


Hosted by uCoz