=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=
Греческие и римские авторы о евреях и иудаизмепо материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002 |
Клеарха из города Солы на Кипре принято считать учеником Аристотеля, хотя его представления о душе ближе платоновским, а не перипатетическим воззрениям. Среди его сочинений есть диалог О сне, в котором одним из главных участников беседы является Аристотель. Упоминание о евреях, изрекаемое Аристотелем в Клеарховом О сне, связано с обсуждением отдельного существования души. Сообщение о встрече Аристотеля с евреем в этом сочинении едва ли достоверно. Философ действительно посетил в 40-х годах IV в. до н. э. Малую Азию1 и позднее возглавлял Митиленскую школу, но оснований рассматривать упомянутую выше встречу как исторический факт у нас не больше, чем в случае с другими предполагаемыми контактами знаменитых мыслителей Греции с представителями восточной мудрости. Ср., к примеру, сообщение перипатетика Аристоксена о встрече Сократа с индийским мудрецом; Евсевий, Евангельское при-уготовление, XI, 3, 8 = F. Wehrli, Die bchiue des Aristoteles, IP, Basel-Stuttgart 1967, F 53:[Аристоксен, знаток музыки, говорит, что таково учение индов, ведь с одним из них Сократ познакомился в Афинах и т. д.]
Возможно, Клеарх встречал евреев на Кипре, своей родине, или еще где-нибудь. То, как он описывает еврея, который говорит по-гречески и в душе является греком, создает впечатление, что Клеарх имел в виду (хотя и представлял себе довольно смутно) одного из столь типичных для еврейской диаспоры эллинистических евреев. Но сверх этого его обращение к евреям вряд ли дает основания считать, что автор располагал о них обширными сведениями. Скорее, здесь перед нами отражение представления того времени о восточной мудрости и, особенно, о мудрости восточных жрецов, замкнутых в особые группы. Утверждение Клеарха о том, что евреи ведут свое происхождение от индийских философов, сродни другому его утверждению в сочинении О воспитании - что индийские гимнософисты происходят от магов; см. Диоген Лаэртский, I, 9.
Отрывок из сочинения Клеарха, повествующий о евреях, сохранился в Против
Апиона Иосифа Флавия, у которого, в свою очередь, его заимствовал Евсевий. Климент
Александрийский упоминает только о встрече Аристотеля с евреем, не приводя всего
отрывка; ср. Строматы, /, 75, 70, 2: [Клеарх Перипатетик говорит, что знает
одного еврея, который был знаком с Аристотелем]. Можно утверждать почти наверняка,
что Иосиф не имел в распоряжении полного текста диалога О сне и цитировал его
по какому-то сборнику.