=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=
Греческие и римские авторы о евреях и иудаизмепо материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002 |
КОММЕНТАРИ К ТЕКСТУ 19
75 Был у нас царь по имени Тутимей: В оригинале Тимей. Такое чтение в Laurentianus, засвидетельствованное также Евсевием в Евангельском приуготовлении, является явной порчей текста. Soderbergh, основываясь на исправлении [Тутимей], предположил, что имеется в виду Дедумос, фараон Верхнеегипетского царства из тринадцатой династии; см. В. Save-Soderbergh, JEA, ХХХУП (1951), р. 62. Однако такая идентификация представляется проблематичной из-за фонетических трудностей; см. A. Gardiner, Egypt of the Pharaohs, Oxford 1961, p. 157.
люди из восточных стран ... напали на страну и ... овладели ею: Об этом завоевании Египта пришельцами с Востока, известными под именем гиксосов, и, в целом, об их господстве в стране см. Р. С. Labib, Die Herrschaft der Hyksos in Agypten und ihr Sturz, Ph. D. Thesis, Berlin 1936; Alt Ш, pp. 72 sqq.; Save-Soderbergh, op. cit, pp. 53 sqq.; Gardiner, op. cit.,pp. 155 sqq.; W. C. Hayes, Egypt from the Death of Ammenemes III to Seqenenre II, САН, 1962 (rev. ed.), Vol. П, Part 2, pp. 15 sqq.; W. Helck, Die Beziehungen Agyptem zu Vorderasien im 3. und 2. Jahrtausend v. Chr., Wiesbaden 1962, pp. 92 sqq. Большинство исследователей, занимавшихся данной проблемой, придерживаются того мнения, что господство гиксосов в Египте было результатом не внезапного вторжения, а постепенного их проникновения в страну. Тем самым они отказывают в доверии свидетельству Манефона. Согласно господствующему мнению, гиксосы сначала захватили Дельту и лишь затем распространили свое влияние на остальную территорию, в том числе и на Верхний Египет. Основываясь на данных так называемой "Стелы Четырехсот лет эры Сета", многие исследователи называют 1730-1720 гг. до н. э. датами правления гиксосов в Дельте, считая началом этого периода установление культа главного божества гиксосов Сет-Сутеха в Танисе. Кроме того, часто высказывается предположение, что гиксосы были по большей части семитами. Все эти представления о гиксосах и их господстве в Египте недавно цодверг сомнению Helck, который считает, что стела из Таниса не имеет отношения к гиксосам, и пытается возродить теорию об их хурритском происхождении. К тому же Helck, вопреки современной теории постепенного проникновения, защищает Манефона и его описание захвата Египта гиксосами. Следует, однако, обратить внимание на возражения Van Seters'a: op. cit., pp. 121 sqq. О вторжении гиксосов в Египет см. также D.B.Redford, Orientalia, XXXIX (1970), pp.1 sqq.
76 И властителей ее покорив ... святилища богов разрушили: Жестокое обращение гиксосов с египтянами стало общим местом в более поздних египетских источниках. В то же время современные исследователи подчеркивают, что гиксосские правители перенимали египетские культурные и религиозные традиции. Это сказывалось, например, в том, что имена некоторых гиксосских правителей включали имя бога Ра, или в том, что для них изготавливались списки произведений египетской литературы. Впрочем, не исключено, что гиксосско-египетские взаимоотношения переживали различные периоды. Соответственно могло меняться и отношение гиксосов к населению Египта и его традициям.
77 имя которому было Салитис: Современные исследователи (кроме Helck'а) различают первое поселение гиксосов в Дельте и тот период, когда династия гиксосов (по Манефону, пятнадцатая) начала управлять всей страной. Начало правления пятнадцатой династии датируется 1-й половиной XVII в. до н. э., по-видимому, 1674 г. до н. э. Другие списки пятнадцатой династии по Юлию Африканскому и Евсевию см. F. Gr. Hist., III С, p. 72. Не совсем ясно, что стоит за именем [Салитис]. Heyes предполагает, что имеется в виду царь Шарек или Шалек, упоминаемый в генеалогических таблицах мемфисских жрецов; см. Hayes, р. 20. О списках гиксосских царей см. Ed. Meyer, Chronologic, pp. 80 sqq.
предвидя, что ассирийцы, с увеличением их могущества, когда-нибудь возжелают его царства и пойдут на него войной: Стоит отметить, что упоминание ассирийцев в таком контексте является анахронизмом. Манефон исходит из греческих представлений о великой ассирийской мировой империи, основанной Нином и Семирамидой.
78 в Сетроитском номе: Поскольку чтение "Саисский ном" представляется в данном случае невозможным, большинство исследователей отказалось от чтения Laurentianus в пользу чтения Евсевия и Синцелла, предлагая читать [в Сетроитском]. Но так как в настоящее время Аварис принято отождествлять с Танисом (ср. следующий комментарий), который был столицей Танисского нома, а не Сетроитского, чтение также не представляется убедительным. Поэтому Collomp, основываясь на выводах Montet, предлагает сохранить чтение Laurentianus, исходя из предположения, что данное слово представляет собой одну из двух форм, которыми имя Танис могло быть передано по-гречески. Таким образом, имеется в виду ном, который находится к западу от Дельты; "Представляется вполне естественным, что переписчики или ученые, работавшие после Манефона, уже не знавшие, что Аварис это тот же Танис, и понимавшие Саитский ном как ном Саиса, к западу от Дельты, а также осведомленные благодаря сочинению Манефона о том, что Аварис находился к востоку от нильского рукава Бубастита, иными словами, довольно далеко от Саиса... назвали это место именем самого восточного из номов" (р. 84).
назывался Аварис: Местоположение Авариса (Хатварет, Хаваре) вызвало много дискуссий. Многие исследователи считают, что имеется в виду город, впоследствии известный как Танис (Zoan) также называемый Пи-Рамессес. Weill не согласен с теми, кто отождествляет Танис с Аварисом, тогда как Couroyer отрицает его тождество с Пи-Рамессес. Van Seters присоединяется к тем, кто помещает Аварис (= Пи-Рамессес) в районе Хатане-Кантир.
79 Он отправлялся туда летом: По-видимому, царская резиденция была в Мемфисе, а летом царь жил в Аварисе.
80 Затем Апофис: Первый из царей пятнадцатой династии, чье имя имеет египетское звучание. В египетских источниках этот царь появляется под именем Авессере.
Ианнас: Предположительно, Чиан, чье имя встречается на египетских памятниках.
81 Accuc: Hayes полагает, что Ассис — то же, что царь Асере, упоминаемый на небольшом обелиске из Сан эль-Хагар, поблизости от древнего Авариса.
сорок девять лет и два месяца: Общая продолжительность правления гиксосских царей составляет двести пятьдесят девять лет. Однако столь долгий период правления пятнадцатой династии не согласуется с более точными данными по египетской хронологии, имеющимися в нашем распоряжении.
каждый следующий больше предыдущего стремился искоренить население Египта: Вновь подчеркивается враждебность гиксосов, причем в еще более сильных выражениях, чем раньше. О трактовке в египетской традиции господства персов и их жестокостей см. J. Schwartz, BIFAO, XLVIII (1949), pp. 65 sqq.
82 Гиксос, то есть "цари-пастухи": Согласно Gardiner, op. cit. (выше, с. 70), р. 156, "нет никаких сомнений в том, что слово "гиксос" происходит от выражения hikkhase— хека хасут, "властители чужеземных нагорий", которое, начиная с периода Среднего Царства, использовалось для обозначения бедуинских шейхов. Gardiner также добавляет, что этот термин обозначал только правителей, а не весь народ. Hayes (op. cit., pp. 15 sq.) считает, что хека хасут значит "князья пустынных нагорий" или "властители чужеземных стран". Ранее этот термин уже применялся как к правителям Нубии, так и к князьям бедуинов из Сирии и Палестины.
на священном языке ... на обычном языке: Объяснение, предполагающее, что слово состоит из иератического и демотического компонентов само по себе представляется сомнительным.
некоторые говорят, что они по происхождению арабы: По всей вероятности, это утверждение не принадлежит Манефону, а является добавлением Иосифа. Это видно из того, что слова [согласно другому списку, слово "гик" обозначает не "цари" ...] (очевидно, не принадлежащие Манефону), грамматически зависят от [некоторые говорят]; см. Gutschmid, IV, р. 431. Gutshmid также отмечает, что Юлий Африканский и Евсевий вместе со Схолиями к Тимею Платона называют гиксосов [финикийские чужеземные цари]. Таким образом, он полагает, что Манефон считал их ханаанеянами. Однако довод Gutschmid'a теряет свою силу, если предположить, что [финикийские] является вставкой в текст Манефона.
Вполне возможно, что с отголоском представления об арабском происхождении гиксосов мы имеем дело в одном папирусе римской эпохи: в списке товаров, вывозимых арабами, значится [гиксосский песок].
83 Но согласно другому списку: Если понимать это замечание буквально, Иосиф или автор использованного им источника обращался к другому списку сочинения Манефона, в котором содержалось иное объяснение слова "гиксос". Хотя Иосиф вполне мог это делать, следующая далее (§91) ссылка на то же объяснение: [в другой книге Истории Египта], заставляет в этом усомниться. Основываясь на том, что [список] никоим образом нельзя прочесть как [книга], и ввиду близости двух других маргинальных примечаний (§ 92 и § 93), и Niese, и Thackeray опускают этот пассаж В свою очередь Reinach утверждает, что эту ремарку нельзя считать маргинальным примечанием, относящимся к прототипу Laurentianus, так как она есть у Евсевия; см Reinach (Bude), p. 17, прим. 2 Ed. Meyer предположил, что Иосиф пользовался не текстом Манефона, а промежуточным источником, и неправильно понял это место, спутав слово [список] со словом [книга].
84 эти перечисленные выше цари ... властвовали над Египтом пятьсот одиннадцать лет: За этими словами следует не дословная цитата, а свободное изложение текста Манефона. Изложение дается в косвенной речи, начинается с [говорит] и продолжается до § 90. В нем рассказывается о египетском восстании против гиксосов; о захвате Авариса, их последнего оплота в стране; о прибытии гиксосов в Сирию; об основании большого города в Иудее, названного Иерусалимом.
85 царь Фиваиды и цари других египетских земель восстали против пастухов ...: Начальный период египетского восстания против гиксосов отражен в P. Sallier [в папирусе Салье — пер.], I, в восходящем к эпохе Рамсесов сказании о столкновении между царем Фив Секен-не-Ра и одним из гиксосских царей, египетский текст см. в А Н Gardiner, Late Egyptian Stones, Brussels 1932, pp 85 sqq., английский перевод см. у В Gunn & А Н Gardiner, JEA, V(1918), pp 40 sqq Борьбу продолжил Кемес, брат и преемник Секен-не-Ра. О его военных действиях против царя гиксосов Авесерре Апопи упоминает стела, найденная в Карнаке в 1954; см. Annales du Service, LEI (1956), pp 195 sqq.
86 Мисфрагмутосис: Мисфрагмутосис в общих чертах повторяет действия Кемеса, как они описаны в египетских источниках. По-видимому, имя Мисфрагмутосис появилось здесь в результате какого-то недоразумения. Этот же царь появляется ниже в списке Манефона как пятый по счету преемник того, кто изгнал гиксосов (§ 95). Там за ним следует Тмосис, так же как здесь — Тумосис.
Оно называется Аварис: Упоминание об Аварисе звучит здесь так, будто прежде это название не встречалось (ср. § 78). Кроме того, повторяется замечание о его стенах, хотя цель строительства мощной стены (для охраны имущества и добычи) слегка отличается от высказанной ранее (для создания оплота против нападений ассирийцев).
88 Сын Мисфрагмутосиса Туммосис ... осадил город и попытался взять его приступом: В действительности, победителем гиксосов был не Тутмосис, а основатель восемнадцатой династии Яхмос I (греч Амосис — под таким именем он появляется в списке Манефона, цитируемом у Юлия Африканского); см. Птолемей Мендесский (№ 157); Апион (№ 163). В перечислении, которое дано в Против Апиона, I, 94, это имя изменено, по-видимому, под влиянием данного текста. О падении Авариса во времена правления Яхмоса мы знаем из надписи на стене гробницы египетского чиновника Яхмоса, сына Абана, в эль-Кав; ср. JEA, V (1918), рр 48 sqq. О хронологии восемнадцатой династии фараонов см. D В Redford, JNES, XXV (1966), рр 113 sqq.
во главе войска из четырехсот восьмидесяти тысяч человек осадил город: Число участников осады в два раза превышает число осажденных; ср выше § 78.
89 покинули Египет и направились ... через пустыню в Сирию: Из вышеуказанной надписи мы знаем, что с захватом Авариса военные действия между египтянами и гиксосами не закончились. Война продолжалась в Палестине, где египетская армия в течение трех лет осаждала гиксосов в Шарухене (иногда отождествляется с Телль эль-Фара).
90 из страха перед могуществом ассирийцев: Причина для основания Иерусалима та же, что указана выше для основания Авариса.
на земле, называемой ныне Иудеей, выстроили город ... Гиеросолимы: Манефон говорит об основании Иерусалима гиксосами, но явно их с евреями не отождествляет. Однако такое отождествление, возможно, подразумевается в его рассказе, если опираться на данные Гекатея (см Диодор, XL (№ 11)), который считает Моисея и живших в его время евреев основателями Иерусалима, полностью отрицая существование города до прихода евреев; см. наше введение. Имеет ли заявленная связь между гиксосами и предками евреев какое-либо историческое основание — другой вопрос, имеющий долгую историю. Хотя в настоящее время лишь немногие склонны отождествлять гиксосов с евреями, гипотеза о том, что приход предков евреев в Египет был каким-то образом связан с передвижениями гиксосов, все еще выглядит правдоподобной. Хронология не противоречит этой теории, к тому же она до некоторой степени подкрепляется наличием имен с элементом "Иаков", например, Йаков-хар среди имен гиксосских вождей; ср J Н Breasted, A History of Egypt, London 1945, p. 220 ("евреи в Египте были просто одной из групп бедуинских союзников гиксосов"), R de Vaux, RB, LV (1968), p. 336; W F Albnght, From the Stone Age to Christianity, Baltimore 1940, p 184, Leibovitch, op. cit. (выше, с. 71), p 111.
способный вместить все эти тысячи людей: И вновь имеет смысл сравнить данные Манефона и Гекатея (см. Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 197 (№ 12)), который называет числом жителей современного ему Иерусалима сто двадцать тысяч.
91 В другой книге ...: Исходя из того, что Иосиф не называет числа книг Истории Египта, на которую он ссылается, мы можем заключить, что либо в его распоряжении не было самого сочинения Манефона и, таким образом, он был знаком с ним только через вторые руки, либо именно эти данные об этимологии слова "гиксос" не содержались в том списке сочинения Манефона, которым в основном пользовался Иосиф.
и здесь он прав: Ср Иосиф, Иудейские древности , VII, 103 [Он <т е Николай> не погрешил против истины]