=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=
Греческие и римские авторы о евреях и иудаизмепо материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002 |
1 в древние времена случилась повальная болезнь: В отличие от поздних греко-египетских авторов Гекатей не дает точной хронологии описываемых им событий. На основании выражения то na\aiov и упоминания Кадма и Даная мы можем лишь заключить, что, по его мнению, изгнание чужеземцев из Египта имело место в мифическом прошлом. Манефон (Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 228 sqq., ниже, №21) и Херемон (ibid,, I, 288; ниже, № 178) относят эти события ко временам Аменофиса и Рамсеса. Птолемей Мендесский (№ 157) датирует те же события царствованием Амосиса, тогда как Лисимах (Иосиф Флавий, Против Апиона , I, 305 sqq.; ниже, № 158) и Тацит (История, V, 3; ниже, № 281) связывают их с царствованием Бокхориса. Подобные эпидемии обычно рассматривались как кара богов за грехи. О выражении см., напр., Полибий, VI, 5, 5. Такую кару часто сопровождали [голод, неурожай, бесплодие].
народ приписал… божественному гневу: О том, что люди спрашивали оракул о причине мора см., напр., Филарх в изд. Jacoby, F. Gr. Hist. , II, А 81 F 69; Диодор, III, 59, 7.
это привело к упадку завещанного от предков поклонения богам: Ср. Геродот, I, 172.
2 И тогда исконные жители этой страны рассудили ...: Здесь Гекатей опирается на египетскую традицию, ибо египетские пророчества часто содержали описание нашествий чужеземцев на Египет, которые приводят к упразднению культов, разорению храмов и распространению мора и голода по всей стране — до тех нор, пока не явится царь-спаситель, который изгонит чужеземцев и восстановит прежний порядок вещей. В Гекатеевой версии эпидемия есть проявление гнева богов, как это было и в сновидении из Истории Египта Херемона (Иосиф Флавий. Против Апиона, I, 288-292 (№ 178)); и в описании Лисимахом неурожая в Египте (Иосиф Флавий, Против Апиона. I, 304-311 (№ 158)).
Кадм: Сын Агенора, обычно считается выходцем из Финикии и основателем Фив. Однако, как мы видим уже у Диодора, I, 23, 4: [Кадм, родом из египетских Фив, породил среди прочих чад и Семелу], существовала также традиция, которая связывала Кадма с Египтом. Возможно, эта традиция проистекает из того обстоятельства, что было два города, называвшихся Фивами, — в Египте и в Беотии.
совершенно безлюдную: Это утверждение противоречит библейской традиции, однако в данном случае прекрасно согласуется с заключением, которое сделал известный современный ученый Alt и его последователи. Они утверждают, что расселение колен Израиля ограничивалось, в основном, нагорными и еще необжитыми районами страны; см. Alt, I, pp. 89 sqq.; ср. также Иудифь, 5, 19: [и поселились в нагорной стране, так как она была пуста]. Гекатей, конечно же, ничего не знал о древней истории Ханаана, и это его утверждение следует объяснить параллельными примерами из этнографической литературы. Он применяет хорошо известный и типичный для античной этнографии мотив, используемый при описании заселения новых земель в мифические времена; сравни, например, рассказ Геродота о заселении скифами пустынной страны (IV, 11, 4), историю заселения Италии энотриями у Дионисия Галикарнасского (I, 12, 1; 13, 3) и заселение Сицилии в подаче того же автора (I, 22, 2). См. также Страбон, География, XVI, 2, 36, р. 761 (№ 115) о переселении евреев в Иудею. Страбон поясняет, что это было возможно потому, что эта страна была бедной и необитаемой.
3 Мосес, далеко превосходивший других как мудростью, так и мужеством: Отношение Гекатея к Моисею близко к восхищению; сравни: Диодор Сицилийский, V, 71, 1: [Бог отличил его среди всех мужеством, умом, правосудностью и всеми прочими добродетелями]. Bidez и Cumont в ряду достоинств Моисея пропустили [благочестие].
и самый знаменитый ныне, называемый Гиеросолимы: Это, конечно, не согласуется с основной еврейской традицией, согласно которой Иерусалим был иевусейским городом, захваченным царем Давидом.
Он разделил весь народ на двенадцать колен, поскольку число это считалось самым совершенным ...: Сравни: Филон Александрийский, О бегстве и нахождении, 184 sq.: [Число двенадцать совершенно. Свидетельством тому — зодиакальный круг на небе ... И Моисес очень высоко ставит это число, когда записывает свой народ в двенадцать колен]. См. также Аристотель, F 385 (Rose): [дабы все стало двенадцатичастно, подобно месяцам в году]; ср. также Геродот, I, 145; 149; Платон, Законы, V, 745 В-С.
4 Статуи богов он не сооружал вовсе: Первыми из известных грекам народов, отвергавших идолопоклонство, были персы; см. Геродот, I, 131. Геродот, испытывая определенные трудности при описании абстрактного божества, считал, что персы поклоняются небу. Гекатей объясняет иудейскую религию тем же способом; ср. Страбон, География, XVI, 2, 35, р. 761 (№ 115).
и владыка мира: Сравни: Диодор Сицилийский, III, 61, 4.
Жертвоприношения ...он сделал отличными ...: Гекатей, по-видимому, больше рассказал об иудейских жертвоприношениях, однако при сокращении Диодор опустил эти сведения. Феофраст также отмечает отличие иудейских обычаев жертвоприношения от тех, что приняты у других народов; см. Порфирий, О воздержании от мясного, II, 26 (№4). Возможно, Гекатей был осведомлен об этих различиях. [Топос жертвоприношения] был непременной составляющей этнографической литературы. У Геродота в рассказе о персах (I, 132) обсуждение жертвоприношений следует за описанием почитаемого персами божества. В том, как Гекатей описывает особенности иудейской религиозной системы, не следует видеть проявления антисемитских настроений, скорее, это влияние этнографической литературы.
ведь будучи сам изгнанником, он узаконил нелюдимый и замкнутый образ жизни: Эта фраза является ярким примером этиологического толкования, характерного для античной этнографии. В своем описании разных народов греческие писатели подробно останавливались на их отношениях с чужеземцами; см., напр., Аристотель, F 611, 15 (Rose); Диодор Сицилийский, III, 56, 2; V, 34; Эратосфен у Страбона, XVII, 1, 19, р. 802. [изгнание чужеземцев] считалось обычаем, общим для всех варваров; см. Эратосфен, lос. cit.: [Эратосфен утверждает, что обычай изгнания чужеземцев свойствен вообще всем варварам].
Выбрав ...он назначил их священниками: В рассказе Дионисия Галикарнасского (II, 21) о Ромуле перед нами параллель к истории назначения священников Моисеем. Гекатей не вникает здесь в проблему передачи священства, хотя, может быть, он сделал это в отрывке, который Диодор опускает.
им он вменил в обязанность ...: Об обязанностях священников согласно Торе смотри Втор., 19, 17; 21, 5.
5 Их же он назначил и судьями ...: Сравни: с верховенством священников в еврейской общине, как оно описано Гекатеем, описание утопической страны Панхеи (Диодор Сицилийский, V, 45, 4): [<Именно священники> были предводителями всего народа, вынося решения по спорным вопросам и выступая начальниками во всех прочих государственных делах].
Сравни также Элиан, Пестрые рассказы, XIV, 34: [Судьями у египтян в древности были жрецы]; Цезарь, Записки о Галльской войне, VI, 13, 5: [Ибо они выносят решения по всем спорным вопросам, как государственным, так и частным, и, если совершен какой-либо проступок ... они его разбирают и присуждают награду или наказание]. О сосредоточении, по Законам Моисея, судебной власти в руках священников смотри Втор., 18, 8 sqq.
Boт почему у иудеев никогда не было царя...: Гекатею ничего не известно о династическом периоде в истории Израиля и Иудеи; вместо этого он отражает реальное положение дел в эллинистической Иудее, которое при отсутствии царской власти соответствовало исконному Моисееву Закону. Следует помнить, что, за исключением Николая, который упоминает царя Давида (№ 84), Помпея Трога, который рассказывает о древних иудейских царях (№ 137), и некоторых писателей, которые упоминают Соломона (№№35-37), в греческой и римской литературе эллинистического и раннеримского периодов нет ни одного упоминания о библейских царях Иудеи. В самом деле, Филон и Иосиф также стараются обходить молчанием монархию в своих общих обзорах государственного устройства евреев. Именно иерократия считалась спецификой формы правления у евреев, [исконное государственное устройство] евреев, как сказано, например, в Иудейских древностях, XIV, 41, и у Диодора, XL, 2 (№ 64).
тому из священников, кто, по общему мнению, превосходил прочих мудростью и добродетелью: Гекатей, видимо, не знает, что в период Второго Храма первосвященство обычно переходило от отца непосредственно к старшему сыну, и что после Плена вплоть до времени самого Гекатея все первосвященники принадлежали дому Цадокитов и были потомками Иегошуа бен Иегоцадака. Однако, что касается этого рода, то в нем было несколько исключений из правила прямого наследования. Видимо, существовало убеждение, что и другие члены этого дома, а не только старший сын умершего первосвященника, также имели право претендовать на первосвященство. Так, например, согласно Иудейским древностям, XII, 44, после смерти Первосвященника Симона Первого (Шимон) его место занял его брат Эльазар. Иосиф поясняет, что это случилось потому, что сын Симона — Ония был несовершеннолетним. Надо, однако, заметить, что Эльазару наследовал его дядя Манассия (Менаше), и только после смерти последнего Ония стал первосвященником; ср. G. Alon, Studies in Jewish History, I, Tel Aviv 1957, p. 72 (на иврите). Alon утверждает, что порядок преемства первосвященников в эллинистический период не был полностью фиксирован. Ср. Послание Аристея, 98: 6: [тот, кого сочтут достойным этого в богослужении].
считают вестником божественных повелений: Сравни: Диодор, V, 75, 2; ср. также F. R. Walton, HTR, XLVIII (1955), pp. 255 sqq. На характеристику первосвященника как полномочного истолкователя божественных повелений до некоторой степени, возможно, повлиял обряд Дня Искупления, когда первосвященник входит в Святая Святых. О том, что пророческим даром обладал, например, Йоханан Гиркан, см. Талмуд Палестинский. Coma, IX, 24b; Талмуд Вавилонский. Coma, За; см. также Derenbourg, pp. 73 sq.
6 настолько доверяют ему ...: Легковерие евреев стало расхожей темой в античной литературе, начиная с Гекатея. В глазах греков это являлось характерной чертой варваров вообще; см. Геродот, I, 60, 3.
что ... падают наземь ...: О пышном великолепии, которым обставлялось появление первосвященника среди народа см., прежде всего, Сир., 50; см. также Иосиф, Против Апиона, II, 193 sq.
А к законам в конце приписано: Сравни: Лев., 26, 46; 27, 34; Числ., 36, 13. Греки весьма активно обсуждали происхождение законов, а именно: внушены ли они богами или являются лишь творением человеческого разума; см., напр., Платон, Законы, 624 А; см. также Bidez & Cumont, I, p. 241.
Законодатель проявил также большую заботу о военном деле: Мы можем сравнить этот отрывок с описанием спартанского законодательства у Полибия, VI, 48, 3sq.: [трудные и опасные упражнения, в свою очередь, должны были сделать граждан более крепкими и мужественными. Когда в душе одного человека или в пределах целого государства соединяются вместе такие два качества, как мужество и здравомыслие, то нелегко там прорасти пороку]. О возможном посещении Гекатеем Спарты см. F. Jacoby, PW, VII, р. 2752. Jaeger полагает, что Гекатей в своем описании еврейского воспитания находится под влиянием Государства Платона и тех черт, которыми наделяются представители военной касты — [стражи].
7 снарядил военные походы: Согласно библейскому рассказу, завоевания Моисея ограничились Иорданом и предшествовали завоеванию коленами Израиля местности к западу от Иордана. Завоеванные территории были распределены между коленами Рувима (Реувена), Гада и половиной колена Манассии (Менаше). Гекатей тем не менее повествует о захвате Моисеем неприятельских земель как о событии, которое имело место после основания Иерусалима. Он, похоже, даже проводит различие между заселением израильтянами области близ Иерусалима, которая была пустынна, и последующим завоеванием населенных земель. В изложении Гекатея Моисей предстает вождем и законодателем, действовавшим в Иудее. Знание иудейской традиции у Гекатея весьма расплывчатое, и пользуется он этим знанием естественным для грека образом. Коль скоро Гекатей знает, что Моисей был иудейским законодателем, он совершенно естественно предполагает, что Моисей привел свой народ в его страну. Поэтому он относит законодательство Моисея ко времени после основания столицы и завоевания земель.
а священникам — большие: Согласно Числ., 35, 1 sqq., и Иесус Навин, 21, левиты и священники получили во владение ряд городов, однако не были наделены землей, о чем говорится в других местах Торы: смотри Втор., 10, 9; 12, 12; 18, 1; Числ., 18, 24. На это обращает внимание и Филон Александрийский в сочинении Об особых законах. I, 131: [Священникам этот закон не предоставлял земельных наделов]. См. также Сир., 45, 22. То, что Гекатей говорит о священниках в Иудее, имеет свои параллели, с одной стороны, в египетской действительности, с другой — в греческих утопиях. О положении жрецов в Египте см. Диодор, I, 73, 2; см. также Артапан в изд. F. Gr. Hist., III, С 726, F 3, p. 682. Замечания Евгемера, в утопии которого жрецы получают двойной надел (Диодор, V, 45, 5), в этом смысле на многое проливают свет. Однако вполне возможно, что в этом отношении сообщение Гекатея отражает действительное положение дел в экономике, преобладавшее в Иудее в эллинистический период, когда священники составляли правящий класс и пользовались материальными преимуществами. В самом деле, мы находим ряд примеров того, что священники являлись землевладельцами уже в период Первого Храма, например, Авиафар, первосвященник во времена Давида, владевший землей в Анафоре (1 Цар., 2, 26), Амасия, священник Вефильский (Ам., 7, 17); см. также Alt, III, pp. 359 sq. To же оказывается справедливым и для римского периода, о чем свидетельствует Иосиф Флавий, Жизнеописание, 422: [поля, которыми они владели в Гиеросолимах] и талмудические источники; см., напр., традицию, касающуюся легендарного богатства священника Эльазара, сына Харсома (Талмуд Палестинский. Таанит, IV, 69а; Талмуд Вавилонский. Иома, 35b).
Продавать же свои наделы гражданам не было позволено: Согласно Торе, всякая продажа земли была временной, и данный участок должен был вновь отойти к прежнему владельцу в юбилейный год (Лев., 25, 13) . Знал ли Гекатей этот закон? Нет никаких доказательств того, что закон о юбилейном годе по-прежнему соблюдался в период Второго Храма, однако у Tcherikover'a имелись некоторые основания предположить (р. 122), что в Иудее был провозглашен некий закон, направленный на предотвращение концентрации земли в руках крупных землевладельцев. Из Неем., 5, мы узнаем о правиле, требующем возврата должникам заложенных ими земель. Гекатей проявляет живой интерес к этой проблеме, которая стояла не менее остро и в греческом мире и вызывала жаркие споры среди политиков и мыслителей. [Неравенство] в сфере землевладения мыслилось одним из главных источников социальных бедствий и причиной [малочисленности, вымирания населения], так как многие граждане были лишены минимума условий, необходимых, чтобы растить детей. См. Аристотель, Политика, II, 1266 А, о Фалее из Халкедона, который хотел, чтобы земельные владения граждан были равными; и 1266 В 19 sq., о законе локров, запрещавшем продавать землю.
8 он обязал ... растить детей: Религиозный долг евреев вскармливать всех своих детей и их представление о том, что оставление новорожденных равносильно убийству, резко контрастируют с греческим обычаем детоубийства, так называемого [оставления], который был неизменной чертой жизни греков, что нашло свое отражение в греческой литературе (особенно, в комедии) и засвидетельствовано документально; см. Rostovtzeff, SEHHW, II, р. 623. Хорошо известны сетования Полибия о сокращении населения Греции; Полибий, XXXVI, 17, 5 sqq.; ср. W. W. Tarn, Hellenistic Civilization, London 1952, pp. 100 sqq. С другой стороны, мы можем проследить и абсолютно противоположную этой тенденцию; см. М. P. Nilsson, Geschichte der griechischen Religion, II , Munich 1961, p. 291; см. также F. Sokolowski, LoissacreesdelAsiemineure, Paris 1955, № 20, строки 20 sq. [из малазийской Филадельфии: (ни убийства детей, ни истребления плода, и ничего другого, подобного этому, не совершать самим, и другим не советовать, и не быть соучастником в этом)]; № 84, строки 2 sq.; p. 188, прим. 1. Тем не менее, поскольку приведенные последними взгляды не имели решающего значения для развития греческого общества, и греческие, и римские авторы были поражены тем контрастом, который они обнаруживали у евреев; см. - в целом по этому вопросу R. Tolles, "Untersuchungen zur Kindesaussetzungbei den Griechen", Ph. D. Thesis, Breslau 1941 ; и наш комментарий к Тациту, История, V, 5 (№ 281). Еврейский взгляд на это достаточно красноречиво выражен Иосифом Флавием, Против Апиона, II, 202: [Он <т. е. Моисей> повелел воспитывать всех своих детей, а женщинам запретил истреблять или вытравлять плод, а если бы такая объявилась, то почиталась бы детоубийцей, губящей жизнь и сокращающей <человеческий> род]. См. также Филон Александрийский, Об особых законах, III, 110: [что еще более порицается — оставление детей]; О добродетелях, 131 sq.; Сивиллины оракулы, III, 765; Дидахе, II, 2: [да не истребишь плод, и появившееся на свет дитя да не умертвишь]; G. Alon, Studies in Jewish History, I, Tel Aviv 1957, pp. 279 sq. (на иврите). Согласно Дионисию Галикарнасскому, II, 15, 2, Ромул тоже ограничил практику убиения новорожденных детей, однако оговорка, сделанная римским законодателем [детей младше трех лет не умерщвлять, кроме как при врожденном уродстве], обнаруживает колоссальный разрыв между иудейским законом, касающимся детоубийства, и тем, что провозгласил основатель Рима. Сравни у Диодора Сицилийского, I, 77, 7, упоминание о том, что египетские родители, умертвившие своих детей, подвергались определенному наказанию.
... не требовало больших затрат: Ту же причину приводит Диодор для объяснения [многочисленности населения] Египта; ср. Диодор Сицилийский, I, 80, 3; см. также I, 73, 8.
иудейский род всегда оставался многолюдным: Густонаселенность Иудеи в эллинистический период подтверждается и другими источниками. Число евреев, возвратившихся из Вавилонского пленения, не превышало 42360, не считая более семи тысяч рабов (Ездр., 2, 64-65). К этому следует прибавить население Иудеи, остававшееся там во времена Плена. В период владычества персов население Иудеи, по-видимому, возросло настолько, что страна едва могла прокормить всех жителей. Многие из них переселялись в другие области Палестины или отправлялись в другие страны. У нас нет никаких достоверных данных о числе евреев к началу эллинистического периода. В Послании Аристея (12sq.) утверждается, что в конце четвертого века до н. э. около сотни тысяч евреев были высланы из Иудеи в Египет Птолемеем Сотером, и около тридцати тысяч были там призваны на военную службу. Нам также известны цифры, отражающие людские ресурсы Иудеи во время Хасмонейского восстания, причем некоторые из них достаточно велики. Если эти сведения достоверны, они показывают, что население Иудеи и прилегающих территорий, где жили евреи, имело в то время весьма внушительную численность. В 1 Макк., 5, 20, мы читаем, что Иуда собрал войско, численностью восемь тысяч бойцов для похода в Галаадитиду, а также придал три тысячи человек своему брату Симону для военных действий в западной Галилее, оставив при этом еще одно войско в самой Иудее (1 Макк., 5, 18). Самая большая цифра, упоминаемая в связи с еврейским войском во втором веке до н. э. — сорок тысяч. Такое число солдат вел Ионатан против Трифона (1 Макк., 12, 41); ср. наш комментарий к Страбоновой географии, XVI, 2, 28, р. 759 (№114), и к Истории Тацита, V, 13 (№281).
погребения усопших: Упоминание о похоронном обряде следует в конце общего очерка о евреях. То же справедливо и для некоторых других этнографических описаний, примером здесь мог послужить Геродот; см. К. Trudinger, Studien zur Geschichte der griechisch romischen Ethnographie, Basel 1918, p. 26. Относительно [топоса похоронного обряда] см. также A. Schroeder, "De Ethnographiae Antiquae Locis Quibusdam Communibus Observationes", Ph. D. Thesis, Halle 1921, pp. 25 sqq. Весьма вероятно, что в несокращенном варианте Гекатей подробно останавливается на перенятии евреями некоторых черт похоронного обряда у египтян, при этом он, возможно, отмечает и различия в этих обычаях у двух народов; ср. Тацит, История, V, 5 (№ 281). Ритуал погребения у египтян описан Геродотом (II, 85 sqq.) и Диодором (I, 91 sq.).
рассказал все это... Гекатей Абдерский: В рукописях Фотия читается [Милетский]. Однако, начиная с Wesseling'a, ученые почти единодушно соглашаются с эмендацией Абдерский. Примечательным исключением является Dornseiff, op. cit. (выше, с. 25), но его аргументы едва ли убедительны; ср. F. Jacoby, PW, VII, р. 2752; F. Or. Hist., Ilia, pp 46 sqq W. Jaeger, JR, XVIII (1938), p. 139, прим. 37. Представляется абсолютно невозможным, чтобы древний Гекатей Милетский описал евреев так, как это сделано здесь; с другой стороны, данный текст хорошо согласуется с тем, что, как показывает первая книга Диодора Сицилийского, писал Гекатей из Абдеры.