=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ=
Греческие и римские авторы о евреях и иудаизмепо материалам трехтомника М.Штерна, Москва-Иерусалим, 1997-2002 |
372 - 288/7 до н.э.
Феофраст, ученик Аристотеля, дает описание евреев в одном из фрагментов своего
сочинения О благочестии. Он рассказывает о развитии практики жертвоприношений
и выражает свое отрицательное отношение к принесению в жертву живых существ,
что, по его мнению, проникло в богопочитание не сразу, но лишь постепенно. Иудейский
культ рассматривается в качестве подходящего примера. Жертвоприношения животных
приняты и у евреев, но способ, которым они их совершают, очень сильно отличается
от способа греков. Они не съедают мясо жертвенного животного - жертва подвергается
всесожжению. Обряд совершается быстро, исключительно в ночное время и сопровождается
обильными возлияниями меда и вина. Тем не менее, фактически именно евреи были
первыми, кто стал приносить в жертву живые существа, хотя они и делали это столь
неохотно.
Феофраст делает особое ударение на нежелании евреев способствовать установлению
подобной традиции. Это отвечает тону всего пассажа, где выражено расположение
к евреям и где о них говорится как о философах, которые во время жертвоприношений
беседуют о Боге и наблюдают звезды. Последнее является очень важным элементом
философской религии в школах Платона и Аристотеля. Уважение, которое Феофраст
питает к евреям, согласуется с его преклонением и перед египтянами. Мнение Bernays'a,
которое разделяет и Reinach, что Феофраст был первым греческим автором, специально
интересовавшимся евреями, до сих пор, видимо, остается в силе, несмотря на возражения
Jaeger'a. Jaeger считает, что, поскольку Феофраст (как следует из его труда
О камнях), был, по-видимому, знаком с сочинением Гекатея о Египте, его описание
евреев в сочинении О благочестии основано на сообщениях Гекатея, и, соответственно,
О благочестии следует относить к сочинениям, написанным Феофрастом в поздние
годы. Таким образом, первым греческим автором, писавшим о евреях, оказался бы
Гекатей.
Аргументация Jaeger'a едва ли убедительна:
(а) Даже если бы мы имели полную уверенность в том, что источником сочинения О камнях является упомянутое сочинение Гекатея, мы не должны были бы автоматически заключать, что и в сочинении О благочестии использован материал того же автора. Конечный вывод о заимствованиях из Гекатея в сочинении О камнях выглядит тем менее основательным, что Jaeger датирует это сочинение временем после 300 г. до н. э.
(б) Описания евреев у Гекатея и Феофраста не имеют никаких специфических совпадений, по крайней мере, в том виде, в каком они известны нам.
(в) Традиционно О благочестии относят к ранним сочинениям Феофраста, что исключает всякую возможность зависимости от Гекатея. (Potscher, op. cit.,p. 125 Potscher предлагает датировать это сочинение 314 или315 г. дон. a Regenbogen также полагает, что О благочестии относится к раннему периоду творчества Феофраста и что материал Гекатея в нем не использовался.)
(г) Феофраст мог получить свои весьма неточные знания о еврейских обычаях из многих источников и помимо Гекатея: он располагал обширными сведениями о южных странах, что видно из его сочинений по ботанике. Он мог даже встречаться с евреями, например, в Египте, где он, как предполагают, побывал сам. У Феофраста нет упоминаний Иудеи, Иерусалима или хотя бы Палестины. Однако он сообщает о луке из Аскалона. Он также дает очень подробное описание иудейского бальзама, но о месте его произрастания говорит неопределенно - "в долине Сирии" (N° 9]. Столь же неточны и его сведения о пальме (№ 6).