КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВС. М. Дубнов |
Глава 6
Евреи в Польше и Руси (XII - XV вв.)
32. Размножение евреев в Польше. Главная масса евреев, уходивших изЗападной Европы от средневековых преследований, находила приют в Польше иЛитве, на берегах Вислы и Немана. Переселение евреев из немецких земель вПольшу приняло обширные размеры во время крестовых походов. Особенно многопереселенцев прибыло из соседней Богемии, или Чехии, куда проникли первыешайки крестоносцев (1098 г.). Польские князья охотно допускали в свою странуевреев и немцев, благодаря которым развились торговля, промышленность иремесла. Краковский князь Мечислав Старый (1173 г.) строго запрещал всякиенасилия против евреев. Еврейские откупщики заведовали тогда чеканкой монеты вВеликой и Малой Польше. На этих монетах имена князей обозначались еврейскимибуквами. В то время польские евреи еще не имели в своей среде ученых иприглашали их из других стран (вероятно, из Германии). Эти иноземные ученыеисполняли у них обязанности раввинов, канторов в синагогах и начальныхучителей. С другой стороны, любознательные евреи из славянских стран ездили заграницу для усовершенствования в науках.
Первый правитель, упрочивший положение евреев в Польше на основанииособых законов, был князь Болеслав Калишский. В 1264 году он, с согласиявысших чинов, издал грамоту, определявшую права евреев в Великой Польше иимевшую целью защитить их от произвола христиан. Грамота Болеслава состоит из37 статей. В первой статье установлено, что в судебных делах свидетельствохристианина против еврея принимается лишь тогда, когда оно подтверждаетсяпоказанием свидетеля-еврея. Судебная власть над евреями принадлежит не общимгородским судам, а лично князю, его чиновнику (воеводе) или назначенному имособому судье. За убийство или ранение еврея виновный в том христианинотвечает перед княжеским судом. Личность и имущество еврея объявленынеприкосновенными. Похищение еврейских детей, (с целью крещения) строгонаказуется. Запрещается взводить на евреев обвинение в употреблении кровихристианской для религиозных целей, - обвинение, лживость которого ужедоказана папской буллой; если же подобное обвинение возникнет, то оно должнобыть подтверждено шестью свидетелями - тремя из христиан и тремя из евреев;если оно таким путем подтвердится, виновный еврей лишается жизни; в противавмслучае такая же кара постигает доносчика-христианина. Все эти права ипреимущества далжны, по словам грамоты Болеслава, сохранить силу "на вечныевремена".
Покровительство, оказываемое польскими князьями евреям, не нравилоськатолическому духовенству, которое получало из Рима предписания - повсюдуугнетать и унижать еврейское племя. Собор церковных чинов в Бреславле (1266г.) объявил, что соседство евреев особенно опасно для христиаи. в Польше, гденарод лишь недавно обратися в католическую веру. Вследствие этога соборпостановил: чтобы евреи жили в городах отдельно от христиан, в особыхкварталах, отгороженных стеной или рвом. Далее предписывалось: чтобы евреи вовремя следований церковных процессий по улицам запирались в своих домах, чтобыони в каждом городе не имели больше одной синагоги, чтобы они, "для отличия отхристиан", носили особого покроя шапку с роговидным колпаком, а кто из нихпокажется на улице без этого убора подлежит наказанию по обычаям страны.Христианам запрещалось есть и пить с евреями, плясать и веселиться с ними насвадьбах или иных торжествах. Христиане не должны покупать у евреев мясо илииные съестные припасы, дабы продавцы коварным образом не отравили их. Затемповторяются старые соборные постановления, чтобы евреи не держали слуг, нянекили кормилиц из христиан, не допускались к сбору таможенных пошлин и ко всякимдругим общественным должностям и т. п. Если бы все эти жестокие церковныезаконы исполнялись на деле, то жизнь польских евреев превратилась бы в такойже ад, как жизнь их соплеменников в Германии. Но, к счастью, тогдашниепольские правители и большая часть народа не обращали внимания на внушенияфанатического духовенства, и евреи в Польше продолжали жить спокойно и в мирес христианским населением.
33. Казимир Великий и Витовт Литовский. Бедствия германских евреев в XIVвеке, особенно же во время "черной смерти", снова загнали огромную массупереселенцев в Польшу. Польша тогда достигла вершины своего могущества примудром короле Казимире Великом (1333-1370 гг.). Этот король ревность заботилсяо том, чтобы поднять в государстве уровень гражданской жизни и улучшитьположение всех сословий, не исключая и крестьян. Его называли "королемкрестьян" и говорили, что "он застал Польшу деревянной и оставил ее каменной"(т. е. наполнил ее богатыми каменными домами, вместо деревянных). Такойсправедливый государь не мог не относиться хорошо к евреям, которые развили встране торговлю и промышленность. Во второй год своего царствования Казимирподтвердил в Кракове льготную грамоту, данную евреям Болеславом Калитским, ираспространил ее действие на все области польского государства. ВпоследствииКазимир дополнил устав Болеслава новыми законоположениями, имевшими цельюустановить отношения евреев к прочим сословиям на началах справедливости иобоюдной пользы. Евреям предоставлялись: право жительства во всех городах иселах, право владеть землей и брать в аренду имения шляхтичей. Казимирзаботился и о внутреннем благоустройстве еврейских общин. Местному судьепредписывалось разбирать еврейские дела только при участии раввинов и старшинобщины. Роль судебного пристава часто играл "школьный" или синагогальныйнадзиратель. То был зародыш будущего кагального самоуправления. К тому времениотносится возникновение еврейской общины во Львове, столице Червонной Руси,или Галиции, присоединенной Казимиром к Польше. В 1356 г. Казимир предоставилжившим во Львове евреям право "судиться по собственным своим законам" наравнес русинами, армянами и татарами.
Предание, сохранившееся в польских летописях, рассказывает, будтопричиной благоволения Казимира Великого к евреям была его любовь к однойкрасавице-еврейке, Эстерке. Эта красавица, дочь еврейского портного из Опочно,всецело овладела сердцем короля, который поселил ее в своем дворце, близКракова. От нее король имел двух дочерей, которых мать воспитывала виудействе, и двух сыновей, Пелку и Немира, которые исповедовали христианскуюверу и стали родоначальниками нескольких знатных польских фамилий. Эстеркабыла убита во время гонения, воздвигнутого на евреев преемником Казимира,Людовиком Венгерским (1370-1382 гг.). В царствование этого короля, питомцакатолического Запада, хотели отнять у польских евреев дарованные им права;Людовик даже грозил изгнанием тем из евреев, которые не примут христианства.Но он царствовал недолго. Дочь Людовика, наследница польского престола Ядвига,вступила в брак с литовским князем Ягелло, который сделался королемсоединенных Польши и Литвы (1386 г.).
В XIV веке Литва переходила от язычества к христианству. Евреи издавнапроникли туда. В конце XIV века в Литве существовали уже пять еврейских общин:в Бресте, Гродно, Троках, Луцке и Владимире. Им покровительствовал великийкнязь Витовт, управлявший Литвой то самостоятельно, то как наместник своегодвоюродного брата, польского короля Ягелло. В 1388 г. Витовт издал длябрестских и других литовских евреев грамоту, сходную с грамотами БолеславаКалишского и Казимира Великого. По законам, изданным Витовтом, евреисоставляли в Литве класс свободных жителей, находящихся под непосредственнымпокровительством великого князя и местных высших властей. Жили онисамостоятельными общинами, пользуясь самоуправлением в своих внутренних делах.Евреи в Литве, в отличие от своих западных братьев, занимались не толькоторговлей и ремеслами, но и земледелием. Зажиточные люди брали у великогокнязя на откуп таможенные и питейные пошлины и владели поместьями на правахсобственности или аренды.
34. Евреи при Ягеллонах (XV век). Основатель Ягеллонской династии, корольВладислав Ягелло всецело поддался влиянию католического духовенства, котороетогда усилилось в Польше и враждебно относилось к евреям. В царствование этогокороля в Польше впервые распространились суеверные обвинения против евреев. ВПознани евреев обвинили в том, будто они уговорили бедную христианку похититьиз доминиканской церкви три причастия, прокололи их и бросили в яму; изпричастий потекла кровь, и над ними стали совершаться разные чудеса.Познанский епископ, узнав о мнимом святотатстве, привлек евреев кответственности. Были осуждены на смерть христианка, познанский раввин и 13старшин еврейской общины: их всех привязали к столбам и сожгли на медленномогне (1399 г.).
Отношения к евреям улучшилось при короле Казимире IV Ягеллоне (1447-1492гг.). Когда новый король гостил в Познани, после своей коронации, этот городбыл опустошен пожаром. В пожаре сгорел и старинный подлинник грамоты, даннойевреям Казимиром Великим. Тогда еврейская депутация обратилась к Казимиру IV спросьбой восстановить и подтвердить права евреев на основании уцелевших копийсгоревшей грамоты. Король охотно исполнил просьбу депутатов. "Мы желаем, -объявил он в своей грамоте, - чтобы евреи, которых мы особенно охраняем радиинтересов наших и государственной казны, почувствовали себя утешенными в нашецарствование". Он подтвердил все прежние права и вольности евреев - свободужительства и торговли, автономию общинную и судебную, неприкосновенностьличности и имущества, защиту против ложных обвинений и нападений. Эта грамотаКазимира сильно раздражила церковную партию. Краковский архиепископ Олесницкийрешительно потребовал от короля отмены еврейских привилегий. После долгойборьбы Казимир принужден был уступить настоянию духовенства. В 1454 году былиотменены многие права евреев, как "противные праву божескому (т. е.церковному) и земским уставам".
При преемнике Казимира IV, Яне-Альбрехте, в столице Польше был отведеневреям для жительства особый квартал (гетто). В 1494 г. пожар истребил большуючасть города Кракова, и чернь, воспользовавшись суматохой, разграбилаимущество евреев. Вследствие этого король велел евреям, жившим тогдаразбросанно в различных частях города, переселиться в предместье Кракова,Казимеж, и жить там отдельно от христиан. С тех пор предместье Казимежпревратилось в замкнутый еврейский городок, который целые столетия подряд жилсвоей особой жизнью, связанный с "внешним миром" только торговыми сношениями.
В то время была сделана попытка гонений на евреев и в Литве, которой братЯна-Альбрехта, Александр, управлял на правах великого князя. В 1495 г. великийкнязь Александр вдруг издал указ об изгнании всех евреев из Литвы. Неизвестно,была ли эта жестокая мера вызвана влиянием духовенства, до которого дошлислухи о тогдашнем изгнании евреев из Испании, или князь и сановники пожелалиприсвоить себе имения и дома выселяемых. Действительно, недвижимое имуществоизгнанников (в Гродненском, Брестском, Луцком и Трокском округах) былообъявлено собственностью князя и частью роздано им христианам. Литовскиеизгнанники поселились, с разрешения короля Яна-Альбрехта, в соседних польскихгородах. Но спустя несколько лет Александр, приняв по смерти брата и польскуюкорону (1501 г.), разрешил евреям возвратиться в Литву и водвориться напрежних местах, причем были возвращены дома, поместья, синагоги и кладбища,которыми они прежде владели. К началу XVI века еврейство в Польше сделалосьуже крупной экономической и общественной силой, без которой страна не моглаобойтись. Польское правительство убедилось, что насколько государство приноситюльзу евреям, настолько же евреи полезны и необходимы государству, где онизанимали, как торговое городское сословие, среднее место междукрестьянином-земледельцем и шляхтичем-помещиком.
34а. Евреи в Московской Руси. Между тем как в Польше в средние века числоевреев все увеличивалось притоком переселенцев с запада, соседняя Русь былапочти закрыта для них. В XIII веке Русью овладели татары, и с тех пор оеврейских поселениях в этой стране долго ничего не было слышно. Только наюжных окраинах, в Черноморской области и Крыму, продолжали жить евреи икараимы, потомки давнишних поселенцев (5). Под властью татарских ханов евреи вКрыму жили свободно, соперничая в торговле с генуэзцами и греками, устроившимиздесь образцовые промышленные колонии.
Следы еврейства в Московской Руси становятся заметными лишь со второйполовины XV в., когда это государство, объединенное великим князем ИваномВасильевичем III, начинает вступать в международную семью. В это время тампоявляются отдельные еврейские выходцы из Литвы и Крыма, а иногда из ЗападнойЕвропы. С именем одного из таких выходцев связано крупное событие русскойистории. В 1470 г. - как свидетельствуют русские летописцы - прибыл из Киева вНовгород ученый еврей Схария, а вслед за ним явились из Литвы еще несколькоевреев. Схария сблизился с некоторыми представителями православногодуховенства и обратил их в иудейскую веру. В числе обращенных былиновгородские священники Денис и Алексий. Эти священники прибыли в 1480 г. вМоскву и там обратили из православия в иудейство многих русских людей.Архиепископ новгородский Геннадий обратил внимание на опасное распространение"ереси жидовствующих" и стал энергично искоренять ее в своей епархии. В Москвеборьба с ересью оказалась крайне трудной. Однако, благодаря энергии Геннадия идругих ревнителей православия, ересь и здесь была разоблачена. По решениюцерковного собора 1504 г. и по приказу великого князя Ивана III, главныевероотступники были сожжены, а прочие заточены в тюрьмах и монастырях. Послеэтого ересь иудействующих прекратилась.
С движением иудействующих в Московии совпало еще одно печальноепроисшествие.
При дворе великого князя Ивана III состоял в качестве врачаученый еврей мистер
Леон, привезенный в Москву из Венеции. В начале 1490 г.опасно заболел старший
сын великого князя. Мистер Леон начал лечить больногоприкладыванием горячих
сткляниц и разными травами. На вопрос великого князя,выздоровеет ли больной,
врач дал неосторожный ответ: "Я твоего сына непременновылечу, иначе - вели
меня казнить!". Вскоре больной умер. По окончаниисорокадневного траура
Иван Васильевич приказал отрубить еврейскому врачуголову за неудачное лечение.
Казнь совершилась публично, на Болвановке, вМоскве. Московские люди смотрели
и на ученого богослова Схарию, и на врачаЛеона, как на "чернокнижников"
или чародеев. Ересь иудействующих так напугаламосковских князей, что они потом
долго не пускали в свое государство евреев издругих стран.