=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=
ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ |
КНИГИ САМУИЛА.
В древнееврейских собраниях книги Самуила составляли единое целое. В Септуагинте они были разделены на четыре книги и получили название книги Царств. В Вульгате две из них носят имя Самуила, а остальные — книги Царей. В XVI в. это деление было заимствовано и еврейской Библией.
Самуил — герой, а не автор книг. Книги были созданы на основе различных источников, современная их форма сложилась перед вавилонским пленом или же во время плена.
В Первой книге Царств (или Первой книге Самуила) герой предстает как последний и наиболее выдающийся судья, победоносный полководец племенного союза, выступающий также как первосвященник и чрезвычайный посланник Яхве — пророк.
Будучи судьей, он борется против филистимлян, в роли первосвященника восстанавливает культ Яхве, в качестве пророка дает народу царя.
Мать Самуила Анна долго не имела детей. Ежегодно семья совершала паломничество в Силом, к алтарю Яхве, которому молилась Анна; однажды она пробыла в храме долго, «говорила в сердце своем» и дала обет Яхве, что если родит сына, то посвятит его богу, сделает его назореем, не будет стричь ему волосы.
Господь услышал ее молитву, и Анна родила сына, которого назвали Самуилом. Когда ребенок подрос, Анна отвела его в Силом и оставила служить богу. Отрок Самуил находился при священнике Илии.
Однажды ночью Самуил услышал голоса и вбежал к Илию, думая, что тот зовет его. Это повторилось трижды, и Илий понял, что Яхве хочет что-то сказать отроку. Он посоветовал Самуилу, когда тот услышит голос, ответить:
«Говори, Яхве, ибо слышит раб твой». Господь действительно появился перед отроком, сделал его своим пророком и рассказал о своих планах в отношении Израиля, о деле, о котором кто услышит, «у того зазвенит в обоих ушах».
Скиния союза племен находилась в Силоме, но это место не выполняло своего назначения — быть общим культовым центром. Первосвященник силомской скинии Илий имел двух сыновей — Офни и Финееса, которые, вместо того чтобы служить Яхве, старались присвоить себе как можно больше приношений, забирали лучшую часть жертв, принадлежавших богу. Разумеется, они были за это жестоко наказаны: в битве с филистимлянами при Афеке сыновья Илия были убиты. Ковчег завета, который израильтяне взяли с собой, чтобы присутствие Яхве придавало им силы, захватили филистимляне. Когда Илий узнал о случившемся, то «упал с седалища... у ворот, сломал себе хребет и умер».
Филистимляне отвезли ковчег завета в храм Дагона (побежденные боги должны были служить богам-победителям), но поскольку их сразу же начали преследовать всевозможные беды, то они решили вернуть ковчег евреям и отправили его в сопровождении богатых даров.
Судьей и первосвященником Израиля стал Самуил. Прежде всего он выступил против иноземных богов, насаждая культ Яхве. Религиозные реформы Самуила нашли поддержку среди пророков, которые в это время жили обособленно.
Самуил собрал воинов Израиля и повел их на битву с филистимлянами. Вначале они принесли жертвы всесожжения, чтобы заполучить помощь Яхве. Пока Самуил занимался жертвоприношением, филистимляне начали наступление против сынов Израиля. Но бог разразился страшным громом, повергшим в ужас филистимлян. Они были разбиты и обращены в бегство. Во времена Самуила филистимляне так и не смогли оправиться от поражения:
постепенно израильтяне овладели землями, ранее завоеванными филистимлянами.