=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=
ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ |
СКАЗАНИЕ ОБ ИОСИФЕ.
Сказание об Иосифе (Быт. 37:2—50:26) представляет собой одну из прекраснейших новелл в мировой литературе. Оно во многих отношениях отличается от вышеупомянутых повествований. Если последние складывались на основе различных традиций множества племен и лишь после редактирования стали представлять нечто целостное, то пространный рассказ об Иосифе отличается не только своей формой, но и тем, что первоначальная запись его неоднократно перерабатывалась и дополнялась.
Иосиф был любимцем своего отца Иакова, чему завидовали и за что ненавидели его братья. Их неприязнь росла и росла по мере того, как Иосиф рассказывал им свои сны: то он видел, как снопы братьев поклонились его снопу, когда они вязали их в поле, то как солнце, луна и одиннадцать звезд поклонялись ему. «И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? Неужели будешь владеть нами?» (Быт. 37:8).
Однажды отец послал Иосифа к братьям, которые отправились пасти скот, чтобы узнать, здоровы ли они. Братья сказали друг другу: «Вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его... и увидим, что будет из его снов» (Быт. 37:19—20). Но по совету Рувима, который хотел спасти жизнь брата, его бросили в ров (первый вариант) или же по совету Иуды продали купцам (второй вариант). А отцу они сказали, что на Иосифа напали дикие звери и съели его. В качестве доказательства они представили Иакову одежду Иосифа, выпачканную кровью заколотого козленка.
Купцы отвезли Иосифа в Египет, где продали его одному из царедворцев фараона — Потифару. Жене Потифара приглянулся пригожий Иосиф, который, однако, остался верен своему господину, не ответив на ее притязания и тем самым вызвав гнев жены Потифара. Ей удалось отомстить Иосифу, обвинив его перед мужем в посягательстве на свою честь. Потифар бросил Иосифа в темницу (этот эпизод из жизни Иосифа повторяет ситуацию из египетского мифа, в котором рассказывается о безупречном Бате и кокетливой жене его брата Анупу).
В темнице Иосиф разгадал сны виночерпия и хлебодаря фараона: одному сон обещал освобождение, а другому — смертную казнь. Так оно и случилось. Однажды приснился сон и самому фараону, который не смогли разгадать все волхвы и мудрецы Египта. Фараон по совету виночерпия призвал Иосифа и рассказал ему свой сон. Сначала из Нила вышли семь хороших и тучных коров, затем семь худых и тощих коров, тощие коровы съели тучных. В другом сне фараон видел, как семь хороших и тучных колосьев были поглощены семью тощими и иссушенными колосьями. Иосиф сказал фараону, что семь тучных коров и семь тучных колосьев означают семь лет изобилия в Египте, а семь тощих коров и семь тощих колосьев — семь лет голода. Иосиф предложил фараону наполнить закрома в течение семи лет изобилия, чтобы пережить семь лет голода.
Фараону понравилось толкование снов, он наградил Иосифа, дал ему высокие полномочия и поручил собирать часть урожая и хранить в закромах. Когда наступил голод, Иосиф открыл закрома и смог продавать пшеницу даже жителям соседних стран. Люди платили за хлеб серебряной монетой, продавали свои земли и скот, а потом и самих себя. «И досталась земля фараону. И народ сделал он (Иосиф) рабами от одного конца Египта до другого» (Быт. 47:20—21).
Жители Ханаана также страдали от голода. Иаков отправил своих сыновей в Египет за пшеницей, оставив дома лишь самого младшего — Вениамина. Прибыв в Египет, братья поклонились до земли Иосифу, так как не узнали его. Иосиф же узнал своих братьев, но не подал вида, весьма сурово разговаривал с ними, расспросил о семье и земле, а затем обвинил их в соглядатайстве и бросил в темницу, где продержал три дня. Затем он оставил Симеона в качестве заложника, а остальных отпустил домой, с тем чтобы они привели с собой младшего брата Вениамина, о котором они упомянули, чтобы убедиться в их честности и невиновности. Братья, не подозревая, что Иосиф понимает их, говорили о своем грехе, о том, как жестоко они обошлись с братом. Иосиф был так тронут, что пролил слезу.
Братья вернулись домой и рассказали отцу о случившемся, Иаков ни за что не хотел отпускать Вениамина в Египет. Он повторял: «Не пойдет сын мой с вами, потому что брат его умер, и он один остался: если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб» (Быт. 42:38). Но голод вынудил Иакова вновь послать сыновей в Египет, а вместе с ними ушел и Вениамин, за сохранность которого поручился