=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=
ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ |
СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
В Библии дважды рассказывается о сотворении человека. Первый вариант входит в рамки повествования о шестидневном творении мира, причем бог создает человека на шестой день (Быт. 1:26—31). Второй вариант следует за первым, в нем также рассказывается о сотворении мира, упоминаются небо и земля, но в основном он повествует о сотворении человека и началах его истории (Быт. 2: 4 - 25).
Акт сотворения человека сопровождает определенная торжественность, бог (Элохим) объявляет о своем намерении приближенным: «...сотворим человека по образу нашему, и по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26).
Не вызывает сомнения, что за этим повествованием скрывается какой-то миф. Элохим ведет беседу не с самим собой, предваряет акт творения не монологом, а своеобразным «совещанием". Боги более низкого ранга и полубоги узнают о том, что Элохим намерен создать человека по своему подобию и сделать его повелителем на земле. Автор этой части, стремясь исключить заимствования из древних мифов, сохранил множественное число, чтобы с помощью столь величественного жеста сделать акт творения еще более торжественным, подчеркнув особое назначение человека.
Согласно тексту, Элохим создает человека по своему подобию. Вопрос лишь в том, в чем выражается это подобие? Вероятно, не в духовности, о чем позаботились толкователи Библии в более позднее время. Автор видит
божественность человека в том, что он станет владыкой на земле, а бог - во всей вселенной.
Само повествование служит подтверждением того, что бог создал мир для человека, подобия бога, который становится владыкой на земле и, таким образом, «венцом творения».
При более тщательном рассмотрении выступает еще один, отдаленный фон. Некоторые исследователи предполагают, что за множественным числом в слове "Элохим» скрывается супружеская пара древнесимитского культа (Эл и Ашера). Бог вместе со своей супругой представляющие созидательное начало, обсуждают план «сотворения человека. И, творя его по своему божественному подобию создают мужчину и женщину, ибо именно в этой двуполости проявляется божественное подобие (Эл и Ашера). "И сотворил бог человека по образу своему, по образу божию сотворил его; мужчиной и женщиной сотворил их" (Быт. 1:27). А затем по тому же принципу подобия люди должны были плодиться и размножаться:
ведь Эл и Ашера дали жизнь семидесяти различным богам и стали владыками неба. Так и человеку пришлось породить потомков, чтобы заселить землю и стать ее владыкой.
Второе повествование о сотворении человека вводит нас в совершенно иную атмосферу. Здесь человек не венец созданного совершенным мира, а слуга весьма пустынной и сухой земли, ибо бог «не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5). Бог (имя которого Яхве, Элохим) создал, человека—из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, чтобы он начал возделывать землю. Правда, он насадил для него Эдем, в котором произрастали различные деревья, орошаемые четырьмя реками, но в Эдем человек попал исключительно для того, чтобы возделывать и хранить его. Позднее бог создал и животных, которые должны были стать помощником человека. Когда же человек (мужчина) не нашел помощника, подобного ему, то бог усыпил его, взял одно из его ребер и создал из него жену (женщину).
Второе повествование обосновывает первоначальное назначение человек - обрабатывать землю. Человек должен быть там, где нужен его труд, чтобы земля приносила свои полезные плоды. В этом повествовании отражаются общественные отношения оседлых земледельцев. Женщина в нем не может быть одного ранга с мужчиной. Хотя она и стала "плотью от плоти, костью от кости" его, все же ее роль второстепенна. Она остается лишь помощницей мужчины, сотворенной исключительно для того, чтобы мужчина не искал себе среди, животных помощника, подобного ему. Не идет ли здесь речь о мифологическом отражении патриархального земледельческого общества?
* * *
Бросающиеся в глаза различия в двух повествованиях о сотворении человека заставляют исследователей обратить особое внимание на источники Пятикнижия Моисеева, также всей древнебиблейской истории. Библейские тексты, в которых содержатся эти повествования, были созданы на основе разных источников, о чем свидетельствуют различные имена бога, называемые в них,— Яхве, Элохим или Яхве-Элохим. Авторы Библии не обращали должного внимания на разнообразие племенных традиций, они просто записывали их одни за другими, а иногда и смешивали. Однако критический анализ позволяет расчленить их почти с абсолютной точностью.