=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=
ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ |
КНИГИ МОИСЕЯ.
Первая часть Ветхого завета состоит из пяти книг, связанных с именем Моисея. Традиционно еврейская и христианская религии, за некоторым исключением, считали автором этих книг Моисея, поэтому их называют книгами Моисеевыми или Пятикнижием Моисеевым.
Еврейское наименование Пятикнижия — Тора, то есть учение, которое дано богом, но преподносится священником. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Яхве Саваофа» (Мал. 2:7).
Центральное место в этих книгах отводиться законам и правилам, в Септуагинте они называются одним словом Номос, то есть Закон.
До II в. до нашей эры книги Моисея рассматривались как одна книга. .Потом, вероятно по техническим причинам, её разделили на пять частей (содержание книги не умещалось на одном свитке). Пять частей книги Моисея назвали Пятикнижием (пять книг, пять свитков).
Евреи обозначали книги по начальным словам (Берешит, Веэлле Шемот, Вайикра, Бемидбар, Элле Хадебарим). Греческие переводчики Ветхого завета дали названия, исходя из их содержания: Генесис. (Бытие — рассказ о сотворении мира и рождении человечества и сынов Израилевых), Эксодос (Исход — об исходе израильтян из Египта), Левитикан (Левит — о призвании колена Левитов), Арифмон (Числа—начало переписи населения), Девтерономион (Второзаконие—повторение Закона).
Вульгата дала этим книгам свои названия, которые есть не что иное, как кальки с греческого: Генесис (Ген), Эксодус (Экс), Левитикус (Лев), Нумери (Нум), Девтерономиум (Девт).
Греческие и латинские названия указывают на то, что эти книги содержат не только учения и законы, но и исторические предания. Они повествуют об избранном народе, показывают, как бог избрал на службу себе один народ из великой семьи человечества, чтобы сделать его своим народом и заботиться о его будущем благополучии (спасении). И хотя рассказ начинается с момента сотворения мира и человека, постепенно он сводится к истории одного народа — израильтян, начиная с его мифического прошлого.
По традиции автором Пятикнижия, как уже говорилось, считается Моисеи. Хотя в самом Пятикнижии имя автора не называется, в нем есть части, якобы принадлежащие перу Моисея. «И сказал Яхве Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что я совершенно изглажу память амалекитян из поднебесной» (Исх. 17:
14). Указание на авторство Моисея есть и в других книгах Ветхого завета: «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб мой... Да не отходит сия книга закона от уст твоих» (Нав. 1:7—8). Новый завет исходит из того, что Закон писан Моисеем: «А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями» (Откр. 7: 5).
пока еврейский философ Ибн Эзра (1092—1167 гг.) не высказал мысль о том, что не все книги Ветхого завета написаны Моисеем. В XVI в. эти сомнения средневекового иудейского мыслителя вновь возродились: появилось мнение, что лишь некоторые книги Пятикнижия написаны самим Моисеем. Английский философ Томас Гоббс (1588— 1679 гг.) полагал, что Моисей является автором лишь некоторых глав Второзакония. Барух Спиноза (1632— 1677 гг.) считал авторство Моисея «необоснованным и абсурдным». По его мнению, автором Пятикнижия был Ездра, составитель иудейской Библии А названы эти первые книги Моисеевыми, поскольку в них рассказывается о деяниях Моисея.
В XVII в. француз Жан Астрюк обратил внимание на то, что в одних частях Пятикнижия фигурирует имя бога Яхве, а в других — Элохим. Он пришел к выводу, что книги созданы из двух основных источников (и десяти побочных, где имя бога не упоминается).
Теория Астрюка была подхвачена и развита, но лишь результаты Ю. Вельхаузена (1844—1918 гг.) выдержали испытание временем. Он считал, что книги Моисея имеют четыре источника, а следовательно, и четырех авторов. Первый автор последовательно упоминает имя Яхве
(условно его текст называют Яхвист (Jahwist — J), относя к IX в. до нашей эры Второй автор называет бога Элохим (Элохист— Elohistb — E), повествование его датируется VIII в. до нашей эры Третий автор создал Второзаконие (Deuteronomium — D) в VI в. до нашей эры После плена в 500—450 гг. до нашей эры к трем книгам был добавлен жреческий кодекс (Priesterkodex — Р). Объединение разных источников происходило постепенно. Теория Ю. Вельхаузена продолжает жить, ее до сих пор придерживается большинство критиков Библии, хотя и вносят в нее некоторые изменения.
Текст Яхвиста, записанный в середине IX в. до нашей эры в южных районах страны, характеризуется простотой и наглядностью. Его интерес универсален: вся вселенная, проблемы всего рода человеческого. Яхве приданы человеческие черты. Различаются слои раннего Яхвиста (J 1) и позднего (J 2). Поскольку ранний Яхвист обращает мало внимания на культовые предписания, эту традицию называют светской (L).
Текст Элохиста родился в северных районах страны и был записан вскоре после появления текста Яхвиста. Повествование ведется в поучительном тоне, бог принимает непосредственное участие в управлении страной. Для этого текста характерны чудеса и видения.
Объединение двух частей произошло еще до падения северной части Палестины—Израиля (721 г. до нашей эры) (JE).
Во Второзаконии основное внимание уделяется культу Яхве и Закону. Автор выступает против поклонения чужим богам, требует беспрекословного выполнения Закона. Эта традиция возникла в южной части Палестины — Иудее и тесно связана с культовыми реформами царя Иосии (622 г. до нашей эры). На основе реформ и Второзакония в вавилонском плену были переработаны ранние источники (JED).
В вавилонском плену родился жреческий кодекс (Р), который после плена обогатился новыми элементами. Для него характерен торжественный стиль, интерес к теологическим темам и регулированию культовых действий.
Сочетание всех традиций (R — окончательная редакция) произошло после возвращения евреев на родину из вавилонского плена.
Если рассматривать книги Моисеевы как единое целое, то их можно разделить на три части.
Первая часть Первая книга Моисея (Быт. гл. 1—50) содержит мифическую трактовку древней истории:
1. Описание сотворения мира, его древнейшая история (1:1—2:3).
2. Повествование о древнейшей истории человека, сотворении, грехопадении и его последствиях. Всемирный потоп как кара человечеству, затем возрождение жизни на земле (2:4—11:32).
3. Подробное повествование о древней истории избранного народа, о праотцах иудеев (12:1—50:26):
а) история Авраама (12:1—25:18),
б) история Исаака и Иакова (25:19—37:1),
в) история Иосифа и его братьев (гл. 37—50). Вторая часть (вторая книга Моисея 1:1—четвертая книга Моисея 36:13) содержит историю Моисея, начиная с исхода из Египта и кончая достижением евреями Ханаана:
1. Рассказ о рабстве израильтян в Египте, о миссии Моисея (Исх. 1:1—7:7).
2. Описание египетских казней и история исхода (Исх. 7:8—15:21).
3. Путь евреев к горе Синай (Исх. 15:22—18:27).
4. Пересказ истории союза-завета (Исх. гл. 19—24). В этой части находятся десять заповедей и Книга завета.
5. Описание законов (Исх. гл. 25—40; Лев. гл. 1—27;
Чис. гл. 1—8), здесь же находится закон общения с богом (Лев. гл. 17—25).
6. Рассказ о странствовании в пустыне. Перечень
новых законов. Четвертая книга Моисея (Чис.
гл. 9—36). Третья часть — пятая книга Моисея. Второзаконие:
Т. Вступительные речи (гл. 1—I)
2. Повторение десяти заповедей (Закона) (гл.12—26).
3. Последние указания Моисея (26:16—30:20).
4. Смерть Моисея и назначения Иисуса (гл. 31—34).