ЕВРЕИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
Бат-Йеор, Зимми - евреи и христиане под властью ислама
Зимми никогда не будут подвергать Коран насмешкам и критике и не будут искажать его текст;
Они не будут говорить о Пророке лживые или презрительные слова;
Они не будут говорить об исламской религии непочтительно и насмешливо;
Они не притронутся к мусульманской женщине и не будут пытаться жениться на ней;
Они никогда не будут пытаться отвратить мусульманина от его веры,а также не будут посягать на его жизнь или имущество;
Они никогда не будут оказывать помощь врагу или укрывать шпионов.
Нарушение хотя бы одного из условий отменяет договор и лишает зимми защиты мусульман.
Шесть других условий являются желательными. Их нарушение карается штрафами и другими наказаниями, но не отменяет договора о защите;
Зимми должны носить гийар, отличительный знак желтого цвета для евреев и голубого цвета для христиан;
Они не будут строить более высокие дома, чем дома мусульман;
Они не будут звонить в колокола и громко читать свои книги или свои рассказы об Эзре и мессии Иисусе;
Они не будут публично пить вино и показывать свои кресты и своих свиней;
Они будут хоронить своих мертвецов в тишине, так, чтобы не было слышно их плача и траурных возгласов;
Они совсем не будут пользоваться лошадьми, как благородных кровей, так и обычными, в то же время они имеют право ездить на мулах и ослах.
К этим двенадцати требованиям, в которых пересекаются откровенное презрение и доброжелательность, столь свойственные мусульманам, следует добавить и тринадцатое, крайне важное условие - зимми должны платить налог в двух различных формах:
1 - харадж - основной налог;
2 - джизия - подушная подать, взимаемая со взрослых мужчин. Об этом налоге знаменитый правовед Маверди писал:
"что этот налог взимается с презрением, поскольку речь идет оплате, которую должны вносить зимми по причине своей неверности, но он также взимается без жестокости, поскольку речь идет о милости, которую мы им оказали."
Отдельно рассматривались и отношения к зимми.
В целом широкая терпимость к ним характеризует как теорию, так и практику. Мохаммеду даже приписывают слова:
"К тому, кто причинит зло зимми, следует относиться так, как если бы он причинил зло мне самому."
Одно из объяснений несомненно скрывается в земных причинах, побуждавших арабских завоевателей защищать жизнь и веру зимми - трудолюбивых земледельцев и ремесленников, на которых держалась экономическая жизнь халифата.
"Но я предпочитаю, - пишет Л.Поляков, - сделать акцент на другом аспекте этой проблемы, который, возможно, скрывает более глубокую истину, а именно: кроткие предписания Иешуа привели к рождению наиболее воинствующей цивилизации, наиболее непримиримой из всех известных в истории человечества, в то время как воинственное учение Мохаммеда породило гораздо более открытое и терпимое общество. Таким образом, получила еще одно подтверждение истина, что предъявлять человеку слишком большие требования означает подвергать его сильным искушениям. Когда очень хотят сделать из человека ангела, рискуют получить зверя."