Иисус и апостолы исполняли Тору

Дэвид Фридман

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС =

Часть третья

Отношение окружающих к соблюдению Торы Йешуа и его учениками

Глава 9. Простой народ

Как уже отмечалось, в интересующее нас время простой народ в этих местах также соблюдал Тору. Конкретные методы соблюдения Торы варьировались в разных областях Израиля, что было обусловлено как географическими различиями, так и существованием нескольких школ толкователей Закона. Очевидно, если бы Йешуа не уделял внимания соблюдению Торы, он едва ли добился бы расположения своих современников из простонародья.

Каким же образом простой народ - рабочие, рыбаки, торговцы, кожевники, строители и их семьи - относились к Йешуа и его деятельности? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В Новом Завете мы находим несколько примечательных примеров такого отношения. Если бы простой народ находил недостатки в соблюдении Йешуа Торы, мы были бы вправе ожидать свидетельств об этом в Новом Завете. И наоборот, если соблюдение им Торы находило благосклонность в глазах простого народа, мы также могли бы надеяться увидеть этому свидетельства. Поэтому кратко рассмотрим сохранившиеся об этом сведения.

В 4-й гл. Евангелия от Луки мы видим реакцию на проповедь Йешуа типичных галилейских иудеев. Лука сообщает, что Йешуа учил в галилейских синагогах как равви. Лука также фиксирует реакцию народа. В 15-м стихе говорится: "Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем".

Кроме того, Лука упоминает о случае в Назарете, родном городе Йешуа. После того как в субботнем собрании Йешуа прочел отрывок из Писания, присутствующие в синагоге реагировали следующим образом: "И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его" (ст. 22).

В стт. 31-32 описано отношение к Йешуа рядовых членов синагогального собрания: "И пришел в Капернаум [Кфар Нахум ], город Галилейский, и учил их в дни субботние. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью".

Ниже в этой же главе мы снова видим, какие чувства испытывали по отношению к Йешуа простые люди: "Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них" (ст. 42).

В следующей главе Лука рисует нам сходную картину. "Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих" (5:15). После исцеления парализованного человека толпа живо реагирует на поступки и поучения Йешуа. "И ужас объял всех, и славили Бога [возносили браху ] и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне" (ст. 26).

В 6-й гл. Евангелия от Луки мы наблюдаем сочувствие к Йешуа толпы иудеев, собравшихся из разных частей страны. Здесь сказано: "Множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих" (ст. 17-18).

Изображение чувств, которые проявляет толпа иудеев в галилейском городе Наине после совершения чуда, мы также находим у Луки: "И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой" (7:16).

Эти места из Евангелия от Луки свидетельствуют о сочувственном настроении толпы, следовавшей за равви Йешуа. Они верили, что Бог действует через Йешуа, дабы вдохновить их, и даже почитали его великим пророком.

Чтобы понять, насколько уважаем был при жизни тот или иной человек, в современном западном обществе нужно прийти на его похороны и выслушать похвальные слова семьи, друзей и коллег. Интересно отметить реакцию простых иудейских паломников, пришедших в Иерусалим на празднование Пасхи, которые оказываются свидетелями распятия Йешуа. Лука так описывает реакцию толпы: "И шло за Ним [по пути на Голгофу] великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем ... И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь" (23:27, 48). Биение себя кулаком в грудь в этих областях было знаком скорби и свидетельством о том, что свершается несправедливость. Примечательно, что такой была реакция народа, еврейских "простолюдинов".

Известны нам и противоположные примеры: в истории смерти Йешуа мы читаем о том, как над ним смеялись зеваки и глумились римские солдаты; люди, именуемые

<архонтес> (греч. "правители", "старейшины", компетенция которых не уточняется) поносили его (см. Лк. 23:35-38); его оскорблял даже умирающий преступник (см. ст. 39). Большинство из этих людей не были частью простого народа - нельзя же включать в его состав римских солдат, старейшин и осужденных преступников.

В тех же обстоятельствах другой умирающий преступник сочувствовал Йешуа (см. стт. 40-42), и римский офицер, на глазах которого происходило распятие, также отнесся к нему с сочувствием (см. ст. 47).

Случай, описанный в Лк. 24:13-32, снова демонстрирует сочувственное отношение к Йешуа двух иудеев, одного из которых звали Клеопой. Какое именно положение в иудейском обществе занимали эти люди, не говорится. Тем не менее, их отношение к жизни Йешуа, в передаче Луки, довольно типично: "Что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом" (24:19). Если эти люди были обычными жителями иудейской деревушки Эммаус, их реакция очень показательна.

О такого рода сочувственном отношении не могло бы идти и речи, если бы Йешуа пренебрегал соблюдением Торы. Если бы он учил вопреки Торе или вел себя пренебрежительно по отношению к ней, простые люди из Галилеи и Иудеи отвернулись бы от него, от его учения и творимых им чудес. Они могли следовать только за соблюдающим Тору раввином, который учит и исцеляет больных. Именно так и описывается Йешуа - перед нами весьма уважаемый раввин, учитель и целитель, а также великий пророк и Мессия (см. Лк. 22:66слл).

Евангелие от Матфея содержит похожие примеры отношения народа к Йешуа. "И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана" (4:25). Матфей дважды сообщает, что за Йешуа во время его проповеди в Галилее следуют большие толпы (см. Мф. 8:1, 18). Другие стихи подтверждают, что в Галилее Йешуа неизменно окружает толпа слушателей. "Видя толпы народа, Он сжалился над ними" (9:36). "И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех" (12:15) "И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу" (13:2). "И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их" (14:4). "И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих..." (15:30).

Мы уже говорили о реакции народа на дела Йешуа: "...народ дивился ... и прославлял [возносил благодарственные брахот ] Бога Израилева" (15:31). Толпы слушателей были обычным сопровождением Йешуа и во время его пребывания в местах к востоку от реки Йарден (Иордан). "[Йешуа] пришел в пределы Иудейские, за Иорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там" (19:1-2).

Матфей свидетельствует, что многие иудеи, жившие в Галилее и долине Иордана, были глубоко поражены проповедью и делами Йешуа. Такая реакция была бы невозможна, если бы Йешуа не соблюдал Тору.

Иоанн, родственник Варнавы, он же евангелист Марк, также писал о жизни Йешуа. Он описывает толпы слушателей во многом так же, как Матфей, и даже более красноречив в изображении того воодушевления, с которым толпа смотрит на Йешуа и слушает его слово. В Мк. 1:37 мы видим, как после серии исцелений, совершенных Йешуа в Галилее, Шимон говорит ему: "Все ищут тебя". Матфей также отмечает, что "Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду" (1:45).

В Мк. 3:7-8 сказано, что "Иисус с учениками Своими удалился к морю [Галилейскому]; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона ... шли к Нему в великом множестве". Мк. 3:20 дает нам картину чрезвычайной популярности Йешуа у жителей Галилеи: "Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть". Описание у Марка обстоятельств Нагорной проповеди еще более усиливает эту картину: "Собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря" (4:1).

Другие стихи в повествовании Евангелия от Марка рассказывают нам, что толпы сопровождали Йешуа, куда бы он ни шел (см. 5:21; 6:34, 44, 54-56; 8:1, 9; 9:14; 10:1, 46; 12:37). Такого рода реакция народа опять же могла иметь место, только если Йешуа соблюдал Тору.

Мы уже обсуждали, как изображает Йешуа Йоханан бен Завдай. В своем рассказе он также подчеркивает положительный отклик простого народа на жизнь и проповедь Йешуа. Мы видим, что Йешуа и его учеников приглашают на свадьбу (см. Ин. 2:2). Мы наблюдаем за большой толпой, следующей за ним (6:2, 5). Эти люди провозглашают Йешуа пророком (6:14), что отсылает нас к Втор. 18:18: "Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты [Моисей], и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему". Йешуа произвел на это множество людей настолько сильное впечатление, что они хотели провозгласить его царем (см. Ин. 6:15). Иоанн также пишет о желании народа следовать за Йешуа (хотя сам Йешуа и сомневался в искренности подобных намерений): "Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса" (6:24).

Иоанн, в частности, сообщает, что Йешуа был популярен в Галилее. Он упоминает о том, что отношение к нему народа в Иудее было более сложным (см. 7:10-12). Но очевидно, что и в Иудее его проповедь и учение воспринимались сочувственно.

Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос [Мессия], неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? (Ин. 7:31).

Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос [Мессия] (Ин. 7:40-41).

Прочие места в повествовании Иоанна, которые говорят о сочувственном отношении народа к Йешуа - 8:30; 9:16 (где положительно реагируют даже некоторые фарисеи) и 10:41-42. Иоанн свидетельствует о неоднозначной реакции на Йешуа некоторых религиозных вождей Иудеи (саддукеев, сторонников первосвященника и сочувствовавших его политическому курсу из числа фарисеев), рассказывая о многочисленных спорах между ними и Йешуа. Однако отношение к Йешуа в Галилее было, главным образом, положительным. В Иудее отношение к Йешуа варьировалось от заинтересованности до сочувствия среди народа, а в среде религиозных вождей было неоднозначным.

Подводя итог изысканиям на основе четырех повествований о жизни Йешуа, мы обнаруживаем, что его изображают как популярного - особенно в Галилее - учителя, раввина и целителя. Лишь соблюдающий Тору раввин мог пользоваться таким успехом у простого народа.



= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОР