ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА
|
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
В небольшом городе Лоде, где в свое время рабби Акива организовал свою школу, теперь тайно собирались раввины, чтобы решить, в каком объеме евреи должны соблюдать заповеди Торы в создавшейся ситуации. При этом надо было избежать как физического, так и духовного уничтожения еврейского народа. После долгих обсуждений они утвердили решения, принятые после разрушения Второго Храма; евреи могли не соблюдать большинство заповедей, все же неукоснительно соблюдать три важнейших принципа:
не поклоняться идолам;
не проливать невинной крови;
соблюдать чистоту и святость еврейской семьи.
За соблюдение этих принципов евреи должны быть готовы в случае необходимости принять мученическую смерть. Подтверждено было и правило о том, что
во время массовых гонений на еврейскую религию евреям запрещалось отходить и от самых малых заповедей, даже если подобные действия повлекут за собой смерть. Так в сознании евреев укреплялся символ "Кидуш Гашем".
ЗАДАНИЯ:
-Подумай, почему именно эти три принципа были положены в основу веры еврейского народа в те мрачные времена ?
-Было ли решение в Лоде актуально для евреев в последующие времена? Приведи примеры.
Евреи пытались сопротивляться законодательству Адриана. Согласно преданию, десять мудрецов погибли из-за неповиновения римским властям. Среди них был, возможно, и рабби Акива. Последним из бесстрашных мучеников был рабби Иехуда бен Бава. Он продолжал нарушать законы Адриана до тех пор, пока его не заточили в темницу - посвящал учеников в раввины, продолжал их обучение, уговаривал прятаться или покинуть страну. Многие из молодых раввинов действительно долго скрывались в пещерах или в горах, а часть из них ушли в Вавилонию, где была основана новая академия в городе Нехардеа.
Третья война с Римом привела евреев на грань экономической и социальной катастрофы. К началу второго века большинство их было изгнано из своей родины. Они расселились по всем уголкам римского мира, от Индии до Атлантики, по трем континентам, и были вынуждены жить среди десятков чужих народов. К этому времени евреи уже имели двухтысячелетнюю историю. По законам логики и истории им давно было положено утратить свое этническое единство и исчезнуть с лица земли. Но они не исчезли. И теперь, чтобы выстоять, они изобрели очередную формулу спасения - "диаспорный иудаизм", ("диаспора" - греческое слово, означающее "рассеивание" или "рассеяние").
Часто смешивают понятие "диаспора" с понятием "изгнание". На самом деле диаспора начинается лишь тогда, когда евреям было разрешено вернуться на родину. В случае с Вавилонией это относится к приходу персов, которые разрешили евреям отправиться в Эрец-Исраэль. См. Указ Кира). Пребывание евреев в Вавилонии было изгнанием до прихода персов к власти, оно было вынужденным. После же указа Кира их пребывание становилось добровольным. Существует еще одна очень важная проблема. Народ в изгнании, которому запрещено вернуться на родину, либо постепенно исчезает, смешиваясь с местным населением, либо деградирует. Такова была судьба всех изгнанников.
Евреи стали единственным исключением из этого правила. Диаспора породила новые еврейские культуры, но их внутреннее ядро всегда оставалось иудейским. Евреи научились сосуществовать с тем народом, с которым их сводила судьба. Они всегда становились значительной частью окружающей их культуры, но при этом они всегда были отличаемой частью.
Во времена господства греков возникло два новых центра еврейской культуры - в Иерушалаиме и в Александрии. С 200 г.до н.э. по 100 г.н.э. интеллектуальное первенство принадлежало общине Александрии. Затем эта община стала постепенно приходить в упадок и к IV веку последний огонек ее культурной жизни окончательно угас. Во II и III веках первенство удерживала вавилонская община. Но когда в это время евреи были поставлены на грань национальной катастрофы, истинный свет воссиял из крохотного городка Явне, на окраине разоренной Иудеи. Стремление спасти основные идеи иудаизма от угрозы полного растворения в диаспоре руководили Иохананом бен Заккай, когда он удалялся от пылающего Иерушалаима. Что нужно было предпринять для предотвращения исчезновения целого народа, который утратил родину, рассыпался по всему миру. Какими средствами заставить народ следовать по пути сохранения национального лица, когда у вас в распоряжении нет ни политической власти, ни армии, ни полиции - этих основных орудий принуждения?
Иоханан бен Заккай, а вслед за ним десятки поколений мыслителей, разрабатывали средства, которые позволили евреям выжить. На протяжении десяти веков были сформулированы законы, которые легли в основу раввинистического кодекса. Эти законы были доведены до сведения евреев с помощью удивительной, уникальной "курьерской службы", известной под названием "респонсов", которая не нуждалась ни в каких государственных средствах принуждения. К тому времени еврейский народ развил в себе такую строгую внутреннюю дисциплину, благодаря которой еврейские общины добровольно подчинялись законам, решениям и распоряжениям. Сила харизмы в еврействе последовательно переходила от Б-га к Моше, от Моше к Торе, от Торы к священнослужителям и вот теперь - к мудрецам-раввинам. Наступило время еврейских интеллектуалов.
Чтобы избежать опасности ассимиляции, законодатели сформулировали принцип, по которому
Тогда же было принято решение о том, что
Чтобы евреи не утратили свой язык, мудрецы засели за словари и превратили иврит в понимаемый всеми евреями язык, независимо от того, где они проживали.
Иврит стал языком общения евреев всего мира и языком передачи еврейской традиции от поколения к поколению. Каждый еврей без помощи словаря мог читать еврейские книги.
Чтобы не дать еврейской религии измениться в различных странах до неузнаваемости, были стандартизированы правила литургии в синагоге. Постановление Эзры и Нехемии, повелевавшие евреям дважды в неделю и по субботам читать вслух отрывки из Торы, было вновь подтверждено и дополнено нововведениями. Теперь Тору мог читать не только раввин, но и всякий достойный член общины. Было принято празднично одеваться во время посещения синагоги в знак уважения к Б-гу и Его Слову.
Но для того, чтобы дисциплинировать евреев, необходима было социальная организация. Мудрецы разработали структуру такой организации на нескольких уровнях. Было установлено, что
Сироты и другие нуждающиеся учились бесплатно. Обучение было обязательным для всех мальчиков, но если продолжить образование желала девочка, ей в этом не отказывали. В законах особенно подчеркивалось, что оплата учителей должна была быть достаточно высока, чтобы сделать их профессию привлекательной и почетной. Ни один член общины не должен был жить впроголодь. Благотворительность распространялась на всех нуждающихся. Ни один еврей не должен просить помощи государства. Для сохранения численности народа были предусмотрены суровые наказания за безбрачие и убийство младенцев. Община должна была обеспечить приданым бедных девушек. Именно евреи отказались от браков с язычниками и христианами.
Чтобы оградить общину от возможных обвинений в нарушении законов государства проживания, были сформулированы правила, уникальных в истории человечества:
1. Ни один еврей не обязан подчиняться такому еврейскому закону, который превосходил бы возможности верующего еврея.
2. Евреи обязаны подчиняться как решениям еврейского, так и нееврейского суда. Они были ответственны за произнесение любой клятвы, на любом языке.
3. Евреи обязаны повиноваться всем законам страны проживания, до тех пор, пока они не противоречат требованиям их религии, не принуждают к кровосмешению, обожествлению идолов или убийству.
Законы против иудаизма проводились со всей безжалостностью: иешива и Синедрион в Явне официально распущены; все синагоги, школы и суды закрыты; раввинов и учителей бросали в тюрьмы, подвергали пыткам, предавали мучительным казням. Но они до конца оставались верны своему учению и часто шли даже на казнь, читая молитвы и распевая псалмы.