ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
Потеря Галилеи, а также и Яффы, военно-морской базы Иудеи, вызвало раздоры в рядах повстанцев, которые обвиняли в провале военных операций центральное руководство народа. Кровавые столкновения зимой 68-69гг. в Иерушалаиме, куда стекались самые отчаянные, закончились уничтожением умеренно настроенных руководителей восстания: власть в городе захватили лидеры радикального направления, зелотов, наиболее крайним из которых был Иоханан Гисхальский. Их политика была политикой террора и зачастую сопровождалась убийствами и прочими жестокостями. Иосиф Флавий рассказывает о систематическом уничтожении сторонников умеренной линии в ходе инсценированных показательных судов и казней ("Иудейская война, 4:5:2).
Тем временем росла напряженность между различными фракциями внутри самого радикального лагеря. По неясной причине произошел конфликт между Иохананом Гисхальским и его галилейскими сторонниками и другими зелотами. Спустя некоторое время идумеи при поддержке немногочисленных выживших сторонников умеренного лагеря приняли решение пригласить в Иерушалаим Симона, сына Гиоры (Шимон бар Гиора), который до этого действовал в основном в Идумее. Шимон бар Гиора возглавлял группы мятежников еще в начале восстания. Он отличился в боях против Цестия Галла. После этого он сражался в Акрабском районе в Самарии, однако был из-гнан оттуда по приказу Ханана. В течение некоторого времени он находился в Масаде и сотруд-ничал с сикариями. После свержения умеренного правительства он начал действовать на юге страны и овладел Идумеей. Шимон был известен своими крайними революционными социаль-ными воззрениями, выступал против богатых и объявил об освобождении рабов. ("Иудейская война, 2:22:2).
По словам Иосифа Флавия лица, пригласившие Шимона Бар-Гиору, надеялись, что он прекратит террористическое правление Иоханана Гисхальского и его сторонников. Однако этим надеждам не суждено было сбыться, и эти люди лишь ухудшили свое собственное положение.
Чтобы ниспровергнуть Иоанна, они решили принять в город Симона и, покорно смирясь, ввести другого тира-на. Они послали первосвященника Матфею, который от их имени должен был просить столь страшного для них прежде Симона прийти в город. К их просьбам присоединились также и те, кто бежал из Иерушалаима от зелотов и надеялся теперь получить обратно свои дома и имущест-во. Симон высокомерно предоставил им милость сделать-ся их господином и вступил в город, делая вид, что собирается освободить их от зелотов. Народ приветствовал его как спасителя и покровителя. Но войдя в город со своим войском, он все усилия направил на то, чтобы упрочить верховную власть и одинаково враж-дебно начал относиться как к тем, которые его приглашали, так и к другим, против которых он был призван.
Иудейская война, 5:9:11.
Шимон Бар-Гиора находился в Масаде во главе большого отряда, пока не пришло время переброситься в Иерушалаим и бороться там за верхов-ную власть с Иохананом Гисхальским, для которого главной целью Великого восстания была победа над Римом. Эта двойственность цели восстания, различие в стремлениях зелотов и сикариев — и привели к поражению. Так неизбежно должно было произойти, несмотря на то, что и сикарии, и ессеи были готовы на любую жертву ради идеи освобождения. Иосиф Фла-вий, крайний ненавистник сикариев, характеризует и их:
"Они были непоколебимы в своих взглядах, не поддавались никакому насилию, как будто их тела бы-ли бесчувственны к пыткам и к жару огня; души их даже радовались этому. Но больше всего всех поража-ли маленькие дети: ни одного из них нельзя было за-ставить назвать императора "господином" — настолько их душевная доблесть поборола физическую слабость".
Все это делает их заслуживающими почета и уважения, но их крайность в борьбе против привилегирован-ных классов отталкивала от них лучших людей народа. Образовалась брешь в боевом единстве повстанцев, и разгорелась гражданская война между зелотами секты Иоханана Гисхальского и сикариями секты Шимона Бар-Гиоры, которая неизбежно завершилась ослабле-нием сопротивления внешнему врагу и невозможно-стью спасти в последний момент то, что еще можно бы-ло спасти (как это было в войне римлян с другими народами, среди которых не было таких крайних общественных течений). Результатом было такое разру-шение и такой крах, подобного которому не знает мировая история!
Шимон вступил в Иерушалаим весной 69 года и быстро овладел большей частью города. Иоханан Гисхальский и его сторонники закрепились на Храмовой горе, а ее верхней частью правили Элеазар, сын Шимона, и другие зелоты. Власть Шимона не привела к установлению в городе мира. Иосиф Флавий описывает жестокие бои между тремя враждующими партиями: сторонниками Элеазара, сына Шимона; Иоанна Гисхальского и Шимона Бар-Гиоры.
Таким образом, внутренние враги города были разъеди-нены на три враждебных лагеря: Элеазар и его привер-женцы... неистовствовали против Иоанна, а шайка по-следнего грабила жителей и стояла против Симона. Но и Симона для поддержки против другого лагеря мятежни-ков город должен был снабжать провиантом. Иоанн, подвергаясь нападению с двух сторон, выстраивал своих людей двумя противоположными фронтами и в то время, когда с галерей обстреливал противников, вторгшихся из города, он посредством машин защищался против копье-метателей, сражавшихся с Храма. Как только, нападавшие давали ему вздохнуть свободно, что случалось часто, когда те напивались или были утомлены, он во главе многочисленного войска предпринимал смелые вылазки против Симона и по мере того, как отбивал его назад в глубь города, сожигал все пространства здания, напол-ненные зерном и разного рода припасами. Когда отсту-пал, Иоанн тоже самое делал Симон, точно они нарочно, в угоду римлянам, хотели уничтожить все, что город приготовил для осады ... Последствием было то, что все вокруг Храма было сожжено, что в самом городе образо-валось пустое место, вполне пригодное для поля битвы между воюющими партиями, и что весь хлеб, которого хватило бы для осажденных на многие годы, за неболь-шим исключением был истреблен огнем.
"Иудейская война, 5:1:4.
Римский историк Тацит также сообщает о разделе Иерушалаима между тремя фракциями:
Три полководца со своими армиями были в городе. Его внешнюю, самую большую часть удерживал Симон; среднюю часть - Иоанн; Храм - Элеазар. Сила Иоанна и Симона заключалась в численности их армий и в их оружии, сила же Элеазара была в его местоположении. Они воевали друг с другом и поджигали также зерно. Затем Иоанн захватил Храм после того, как под пред-логом жертвоприношения послал туда своих людей убить Элеазара и его сторонников. После этого город разделил-ся между двумя партиями до тех пор, пока приход римлян не заставил их объединится против чужеземцев.
Тацит, "Анналы", 5:12.
Гражданская война, сопровождавшаяся взаимным уничтожением имуще-ства и провианта, продолжалась вплоть до 70 г. Лишь после этого враждовавшие группировки объединились и начали совместно готовиться к защите города, хотя время, силы и материальные ресурсы были безвозвратно утрачены.