ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
Тем временем наместник Сирии Цестий Галл готовился вмешаться в про-исходящие события и подавить восстание. После карательной экспедиции в Галилее и центральных районах страны он прибыл со своими войсками в Иерушалаим. В расположенном к северу от Иерушалаима городе Гаваоне (Гивоне) мятежни-ки атаковали его силы, нанесли им тяжелые потери и отступили в Иерушалаим. Другой еврейский отряд напал на римский обоз вблизи Ветхорона (Бейт-Хорон) к западу от Иерушалаима ("Иудейская война", 2:19:2). Тем не менее римская армия продолжила наступление, обосновалась на горе Цофим, (Скопус), и начала атаку на город. Однако эта атака не увенчалась успехом, и Цестий Галл отступил из Иерушалаима (там же, 2:19:4-6). Недалеко от Ветхорона мятежники напали на отступавших римлян из засады, нанесли им тяжелые потери и захватили многочисленные тро-феи. Соображения, по которым Цестий Галл отступил из Иерушалаима, не ясны, Иосиф Флавий приводит две причины этого. Одна из них заключается в наме-ренно неправильном совете, который дали Галлу его офицеры, подкупленные Флором, не желавшим быстрого окончания войны. Другая - в отсутствии регулярной связи с проримскими кругами в Иерушалаиме, которые хотели сдать город наместнику. Иосиф Флавий также приводит общее "теологическое" объяс-нение, состоящее в том, что Б-г отвернулся от своего города из-за жестокости мятежников, которые овладели им, и решил, что война будет длительной и за-вершится разрушением Иерушалаима и Храма (там же, 2:19:5). Это объяснение соответствует общему направлению Иосифа Флавия, который возлагает вину за восстание, с одной стороны, на подлого Флора, а с другой - на радикальное меньшинство среди евреев, а не на весь еврейский народ. Именно это меньшинство, по мнению историка, вело дело к войне и, тем самым, пробудило Б-жий гнев.
Одновременно с этим в городах со смешанным населением начались кровопролитные столкновения: там, где эллинистическое население преобладало (Кесария, Скитополис - Бет Шеан), было вырезано все еврейское население; в городах, где численно преобладали евреи, уничтожалось эллинистическое население.
Поражение Цестия Галла имело решающее значение для дальнейшего развития событий. Евреи расценили свою победу как признак того, что сам Господь помогает им в их борьбе, и что продолжение восстания может ускорить избавле-ние. Эта победа вызвала прилив энтузиазма во всем народе, вселила надежду на возможное избавление от римской власти. Представители умеренных кругов поняли, что им не удастся предотвратить всеобщее восстание и бежали из города. Многие колеблющиеся были увлечены неожиданной победой и перешли на сторону радикалов.
Национально-освободительная война евреев против Рима сопровождалась и социальным протестом. Народ выступил против своей элиты, которая долгое время поддерживала Рим. Уже в начале восстания мятежники сожгли иерушалаимский городской архив, в котором находились долговые обязательства, и стали угрожать жизни видных представителей правящих кругов, которые вначале прохладно относились к восстанию и даже пытались противодействовать ему.
Блестящая победа повстанцев над наместником Сирии была встречена с энтузиазмом и в высших кругах. Они занялись организацией обороны Иерушалаима и других территорий Эрец Исраэль.