ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
     
      Уже при Цезаре евреи составляли значительную часть населения Рима. Некоторые из них появились здесь не позднее 140 года до н.э.; многие были привезены в Рим как военнопленные после похода Помпея 63 г. до н.э. Они быстро вышли на волю отчасти благодаря своему трудолюбию и бережливости, отчасти потому, что неукоснительное соблюдение ими ритуальных предписаний своей религии доставляло немало неудобств хозяевам. К 59 г.до н.э.в народных собраниях можно было встретить так много граждан-иудеев, что Цицерон считал политическим безрассудством противодействие их интересам. В целом республиканская партия была настроена к ним враждебно, популяры и императоры — дружественно. 0ни последовательно поддерживали начинания Цезаря, который, в свою очередь, защищал их. Август пошел по его стопам, однако Тиберий, враждебный ко всем чужеземным верованиям, завербовал 4000 евреев в заведомо губительную военную экспедицию на Сардинию, а остальных изгнал из Рима (19 г.) Двенадцать лет спустя, убедившись, что в этом деле он был введен в заблуждение Сеяном, Тиберий отменил свой указ и постановил, что евреям не должно чиниться никаких препятствий в отправлении их культа и следовании установленным у них обычаям. Калигула покровительствовал им в Риме и преследовал за пределами города. Клавдий изгнал некоторых из них за участие в беспорядках, однако в указе общего характера в 42 году подтвердил, что евреи, живущие в Империи, имеют право жить по своим законам. В 94 г. Домициан изгнал евреев из Рима в долину Эгерии. В 96 году Нерва вернул их назад, восстановил их гражданские права и даровал им несколько десятилетий покоя.
     К концу первого столетия в столице их насчитывалось около 20 000. Они селились преимущественно на западном берегу Тибра, где время от времени разливы реки наносили им существенный урон. Они работали в расположенных неподалеку доках, занимались ремеслами и розничной торговлей, разнося товары по всему городу. Некоторые из них были довольно богаты, однако из их среды вышло совсем немного крупных дельцов; международная торговля полностью контролировалась сирийцами и греками. В Риме имелись многочисленные синагоги, при каждой из которых находилась школа, каждая располагала штатом писцов управлялась своей герусией, или советом старейшин. Иудейский сепаратизм, презрительное отношение иудеев к политеизму и почитанию рукотворных образов, строгость нравственных предписаний, отказ посещать театры и игры, странные обычаи и обряды, бедность и — как следствие — неопрятность, стали причиной устойчивой расовой неприязни. Ювенал возмущался их плодовитостью, Тацит - монотеизмом, Аммиан Марцеллин - пристрастием к чесноку.
     Дюрант, с. 400- 401.