ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
      К концу эпохи Второго Храма монотеизм становится незыблемой основой еврейского общества. Тора определяет теперь повседневную жизнь каждого еврея. Верность Торе становится делом первостепенной важности в истории еврейского народа. Со времен эпохи Антиоха Эпифана самопожертвование во имя веры становится отличительным признаком иудаизма.
  &nb sp  Обучение Торе начиналось с самого раннего возраста. Флавий сообщает, что все еврейские дети обучались чтению и изучали историю и религиозные законы, так, что “...еврею легче ответить на вопрос о предписаниях Торы, чем назвать свое имя.” Постепенно забота о воспитании детей сосредотачивалась в руках общества.
     Помимо канонизированного Письменного Закона - Торы - развивается и Устный Закон, основанный на многовековой традиции толкования спорных мест Письменного Закона. Устный Закон превратил Тору в универсальное учение, способное сохранять возможность приспособления к постоянно меняющимся условиям жизни. Главными носителями Устного Закона были фарисеи, который пользовались наибольшим влиянием в народе. Саддукеи не признавали Устный Закон и ориентировались исключительно на Тору и традиции Храмовой службы.
     До восстания Хасмонеев толкование Торы было делом сословия священников, но позже религиозное творчество переходит к мудреам, "хахамим", которые могли происходить из разных слоев не только Эрец Исраэль, но и диаспоры.
     Влияние хахамим все возрастало, постепенно они превратились в духовных наставников и руководителей общества. Мудрецы не получали платы за свою деятельность и добывали средства существования ремеслом, торговлей или другими занятиями. Наиболее авторитетные из них становились духовными лидерами, влияние которых на общество превосходило влияние первосвященников и правителей.
     Наиболее известным мудрецом хасмонейской эпохи был Шимон бен Шетах, который вел упорную борьбу с саддукеями в Синедрионе. В царствование Саломеи- Александры он приобрел значительное влияние при дворе. Многие его предложения в области законодательства были направлены на улучшение правового положения женщины и расширение системы школьного образования.
     Духовным вождем еврейского народа в последний период Второго Храма был Гиллель, переселившийся из Вавилонии в Иерушалаим во времена правления Ирода.