ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
     Дата возникновения этого органа в Иерушалаиме неизвестна. Наиболее раннее упоминание о нем с хронологической точки зрения относится к периоду Понтия Пилата. Буле также упоминается в послании Клавдия, которое датируется 45 годом новой эры.
     В документах эллинистической эпохи не раз упоминается "герусия", то есть "совет старейшин". Можно предположить, таким образом, что при царях дина- стии Хасмонеев, а затем в дни царствования Ирода, при правителях существовал своего рода консультативный совет. В период наместников возникло буле, которое, как следует из имеющихся у нас данных, носило аристократический характер. До нас дошли имена некоторых из членов буле, однако неизвестно, каким образом они назначались на свои посты, и упоминание о них у Иосифа Флавия относятся в основном к концу Второго Храма.
     Римский историк Кассий Дион ("Римская история", 66:6,2) упоминает членов иерушалаимского буле при рассказе о разрушении Храма. В Талмуде при повествовании о разрушении Храма также упоминается “палата бульветина", то есть место заседаний буле (Иерушалаимский Талмуд, Таанийот 4, 69:71), а у Иосифа Флавия оно называется "булетерион".
     Являлся ли буле городским советом Иерушалаима или общенациональным органом руководства всех евреев Страны Израиля? В дошедших до нас источниках отсутствует полный перечень полномочий буле, однако упоминается, что в период правления Флора, последнего наместника Иудеи накануне Великого восстания, члены буле и его служащие (архонты) пытались успокоить страсти и предотвратить выступление против римлян. В целом можно сделать вывод, что буле являлось аристократическим учреждением, представлявшим интересы евреев Страны Израиля перед римскими властями. Его члены и сотрудники также принимали участие в сборе налогов в пользу римской казны. Иосиф Флавий сообщает о том, что когда в окрестностях Иерушалаима появился человек по имени Иешуа, сын Анана, который пророчествовал о гибели Храма, он был задержан "архонтами буле" и доставлен к наместнику Альбину ("Иудейская война", 6:5:3). Отсюда можно сделать вывод, что в функции буле также в какой-то мере входило поддержание общественного порядка в городе. Это же следует из требования наместника Флора о выдаче оскорбивших его демонстрантов, с которым он обратился к уважаемым гражданам Иерушалаима (там же, 2:14:8).
     Можно заключить, что если буле и не имел общенационального статуса с формальной точки зрения, то богатство и положение его членов, а также наличие среди них "первосвященников", способствовало распространению его влияния далеко за пределами города.
     Иосиф Флавий также упоминает орган под названием "десять влиятельнейих иудеев" ("дека-протой" по-гречески), который действовал во времена наместника Феста. Его члены входили в состав иерушалаимской делегации, отправившейся тогда к императору Нерону в Рим ("Иудейские древности", книга 20, 10:5). Неясно, каковы были взаимоотношения этого органа с буле, однако Иосиф Флавий упоминает также дека-протой Тивериады (Тверии), города, в котором также было буле и архонты ("Жизнь Иосифа", 69:296). Данный орган был распространен и в другкх городах античного мира (он существовал независимо от буле). На Ближнем Востоке дека-протой существовал в Герасе (ныне иорданский город Джераш), о чем свидетельствует надпись, датируемая 66 годом новой эры.
     На основании аристократического характера и греческих названий этих учреждений можно сделать вывод о том, что Иерушалаим весьма напоминал греческий полис, хотя и не обладал подобным статусом официально. Мы также отметим проблематичность термина "синедрион". Большой Синедрион, описанный в Талмуде, существовал лишь в воображении его авторов. На деле существовали различные учреждения, которые именуются этим словом в исторических источниках, относящихся к той эпохе. Следует помнить, что представление о Большом Синедрионе, заседающем в каменной палате на Храмовой горе и занятым распространением еврейских законов, свидетельствует о концепции еврейского правосудия, которой придерживались фарисеи.
     Ведущее положение в еврейском обществе того времени заняла новая иерушалаимская аристократия, сложившаяся во времена царя Ирода, и, прежде всего, семьи первосвященников и городских богачей. Из их числа назначались члены буле - иерушалаимского городского совета, который вел дела города и в определенной степени оказывал влияние на решение общенациональных вопросов. Большим влиянием пользовалась также группа мудрецов- фарисеев, которой предстояло занять ведущее место в еврейском обществе после разрушения Храма.
     В тех или иных городах провинции Иудея существовали также и местные органы власти. Мы не располагаем сведениями об их взаимоотношениях с органами руководства евреев Иерушалаима, однако можно предположить, что видные граждане этих городов поддерживали взаимоотношения с представителями иерушалаимской знати. Об этом свидетельствует Иосиф Флавий, описывая связи между Иоанном Гисхальским и Симоном, сыном Гамлиеля, который являлся одним из руководителей умеренного правительства Иудеи на первом этапе Великого восстания.
     Иерушалаим в веках, ч. 3, с. 61- 78.