Новый царь Иудеи из Хасмонейской династии и первосвященник в
103-76 гг. до н.э., третий сын Иоханана Гиркана, Александр Янай, менее
всего ожидал такого поворота событий. Отец и братья относились к нему с
пренебрежением. В ранней юности Александр не пользовался
расположением своего отца, который, не желая видеть сына при дворе,
отправил его на обучение в Галилею. Там юноша получил хорошую
военную подготовку, но не то гражданское и духовное воспитание, которое
требовалось для будущего правителя и первосвященника. После прихода к
власти старшего брата Аристобула 1 в 104-103 гг., Александр был
заключен в тюрьму. Когда Аристобул умер, его вдова Саломея Александра
(Шломцион) освободила Александра и, согласно еврейскому обычаю, стала
его женой.
Никто и не предполагал в нем возможного претендента на царский
престол. Смерть отца и двух братьев неожиданно поставила Яная во главе
государства. Новый царь, напоминающий по своим наклонностям больше
эллина, чем еврея, знал только одну цель в жизни: распространить власть
Иудеи на всю Палестину. Попытка захватить Птолемаиду (см.
Приложение: "Акко") привела к нашествию египтян, которые давно
собирались вернуть Иудею под свою власть. Янаю удалось захватить
несколько городов на берегу моря и по течению Иордана.
Политическую историю Иудеи во время правления Александра
можно разделить на три периода. В первый период, со 103 по 95 год,
Александру удалось полностью овладеть приморскими территориями от
горы Кармел на севере до границы с Египтом на юге. Другим важным
достижением в этот период явилось овладение крепостью Гадара в
Заиорданье, осада которой продолжалась 10 месяцев. Эта победа
позволила полностью подчинить всю Палестину.
Второй период, с 95 по 83 год, характеризуется глубоким
внутренним раздором и волнениями, сотрясавшими всю Иудею.
Влиятельная в стране партия фарисеев не уважала его ни как царя, ни как
первосвященника. Ему не могли простить дружбы с аристократами и
саддукеями. Широкие слои еврейского населения под руководством своих
духовных вождей-фарисеев противились не только военным
мероприятиям царя, но и все усиливающейся неограниченной власти
монарха, все возрастающему влиянию саддукеев, поддерживаемых царем-
первосвященником.
В один из праздников Суккот первосвященник совершал
богослужение в Храме. Ему подали воду в серебряной чаше для возлияния
на жертвенник, согласно принятому фарисеями народному обычаю. Но
царь, в угоду саддукеям, не признававшим этот обычай, вылил воду на
землю. Собравшаяся в Храме толпа возмутилась этим поступком и начала
бросать в царя этрогами. Царь приказал своим наемным солдатам-
язычникам усмирить народ. 6000 иудеев было убито во дворе Храма! После
этого народ откровенно возненавидел Яная. Когда вскоре царь вернулся из
неудачного похода против арабов, в Иерушалаиме вспыхнуло восстание.
Шесть лет длилась борьба народа со своим царем, 94-88 гг. до н.э.
Александр сражался с восставшими при помощи наемных войск, не
останавливаясь ни перед какими жестокостями. Враждебно настроенные к
Александру Янаю евреи пригласили Деметрия III из Сирии, который
напал на Иудею и нанес Янаю поражение в Шхеме в 89 году. Янай
вынужден был бежать и скрываться в горах. Но вскоре царю удалось
завоевать крепость, где находилось множество фарисеев, и он жестоко
отомстил им. 800 фарисеев были казнены на крестах. Мера наказания,
применявшаяся обычно для антигосударственных преступников Рима.
Многим пришлось бежать в Сирию и Египет. Народ прозвал Яная
“фракийцем”, т.е. “дикарем”.
Во время этой гражданской войны погибло около 50 000 евреев.
Когда царь устал сражаться с собственным народом и предложил фарисеям
перемирие, те ответили:
“Только смерть твоя примирит нас с тобою.”
Последний период правления Александра Яная, с 83 по 76 год,
явился вершиной территориальной экспансии Хасмонеев. Александру
удалось стабилизировать внутреннее положение и установить границу с
Египтом. Однако здоровье царя все ухудшалось. Чувствуя приближение
смерти Янай раскаивался в своих жестокостях. Он передал управление
государством своей жене, Саломее Александре (Шломцион) и посоветовал
ей примириться с фарисеями:
“Не бойся ни фарисеев, ни саддукеев, бойся только
крашеных, которые делают все дурное и выдают себя за
праведников”.
На 27 году своего царствования, в 76 г. до н.э., Александр Янай
умер во время осады крепости Регев, расположенной к востоку от реки
Иордан, оставив вдову и двух сыновей, Гиркана II и Аристобула .