ИУДЕЯ В
ЭЛЛИНИСТИЧЕКУЮ
ЭПОХУ |
=Главная =Изранет =ШОА =История =Ирушалаим =Новости =Традиции =Музей =
До наших дней дошли лишь немногие письменные источники ранней эллинистической эпохи, содержащие описание Иерушалаима. Наиболее подробным является сочинение под названием “Послание Аристея”, рассказывающее о переводе Торы на греческий язык. Рассказ написан в виде послания вымышленного персонажа, грека по имени Аристей, поклонника иудаизма, который, якобы, был придворным Птолемея II. В этом произведении автор “описывает” путешествие своего героя в Иерушалаим и приводит описание города и Храма:
83. Однако прежде всего я расскажу о положении всей этой страны. Когда подъехали мы к этим местам, то увидели город, расположенный в центре страны евреев, - стоял он на высокой горе.
84. В городе выстроен замечательный Храм и три стены высотой более семидесяти ам, толщиной и длиной подходящие размерам здания Храма. Все эти сооружения выглядят чрезвычайно красивыми и величественными.
85. Можно видеть, что, начиная с ворот и кончая мезузами и косяками дверей, не жалели денег на их постройку.
86. А занавесь в Храме двигалась при дуновении ветра в ее складках от нижнего ее конца и до верхнего. Столь приятно было это зрелище, что нелегко было оторвать взгляд от него.
87. И здание жертвенника под стать этому месту и жертвам, которые съедает там огонь, и паломникам, приходящим туда. Под стать красоте этого места и священнослужители, которые закутаны с ног до головы в одежды из виссона.
88. Дом сей обращен на восток, а задний его фасад - на запад. Вся земля вокруг него вымощена камнями, и сделаны там в нескольких местах стоки для воды, которая смывает кровь жертв, так как много десятков тысяч животных приводят сюда для жертвоприношений в дни праздников.
89. И количество воды нс уменьшается, потому что внутри [Храма] течет естественный полноводный источник. И рассказывали мне, что под землей есть и другие водоемы, поразительные и не поддающиеся описанию, которые располагаются на расстоянии пяти стадий вокруг оснований Храма. И от каждого из них отходит бесчисленное количество труб для накачивания воды.
90. Их (водоемов) днища и стены покрыты оловом, а поверх него - толстым слоем извести-штукатурки; и сделано все очень прочно. А у основания [жертвенника] есть множество отверстий, которые видны лишь служителям Храма. В них очищается кровь многочисленных жертв будто [одним] движением и очень быстро.;
91. Теперь я разъясню вам, каким образом стало мне известно о водоемах. Меня отвели на расстояние около четырех стадий от города и в одном из мест сказали мне нагнуться и прислушаться к шуму, возникающему из слияния вод. Так и узнал я о величине водоемов, о которых рассказывал я выше...
100. По общей просьбе мы поднялись к крепости, которая располагается вблизи города, и осмотрели ее. Она находится на самом высоком месте и укреплена многими башнями, которые построены из огромных строительных камней, доходящих до самого верха этих башен. Как нам стало известно, крепость предназначается для защиты мест, располагающихся вблизи Храма.
101. И если случится восстание, бунт или нападение врагов, то они не смогут прорваться к стенам, окружающим Храм. На стенах крепости стоят лучники и различные боевые машины, а сами стены крепости выше храмовых стен.
102. Башни охраняют преданные люди, которые многократно засвидетельствовали [свою преданность] родине. Они не имеют права покидать крепость, лишь по праздникам, да и то, не все вместе. И нет у них разрешения приводить туда гостей.
103. Большую настороженность проявят они даже в отношении того, кому сам главноначальствующий разрешил прийти и осмотреть это место. Так было и с нами: лишь с большим трудом и, разоружив нас, разрешили нам обоим пройти туда и понаблюдать за принесением жертв.
104. Они сказали, что дали клятву; и в самом деле, все они, и их пятьсот [человек], поклялись не приводить в крепость более чем пять человек одновременно. И так ведут они все, потому что поклялись Б-жьей клятвой. Ведь крепость защищает святые места, и ее основатель таким образом укрепил безопасность упомянутых [мест].
105. Величина города около сорока стадий по периметру, насколько можно предположить. Положение башен в нем напоминает форму театров, и видны строение вверху и внизу, а между ними - выходы.
106. Места эти находятся на склонах, так как город выстроен был на горе. Среди строений есть такие, которые стоят наверху, над дорогой, а другие - внизу, на значительном расстоянии от дороги, так чтобы живущие в чистоте не трогали чего-либо оскверненного."
"Послание Аристея", 83-91,100-106.
Некоторые исследователи полагают, что описания Иерушалаима в "Послании Аристея" основываются на личном свидетельстве автора. Они считают, что автор книги, будучи глубоко религиозным евреем, посетил Иерушалаим в качестве паломника. Другие специалисты, напротив, полагают, что описание Иерушалаима в "Послании" носит утопический характер. Автор стремится представить идеальную картину общественно- политического режима в Земле Израиля. Его фантазия явно находится под влиянием книг греческих путешественников и библейской литературы. Местоположение Храма приводится в соответствии с текстом Книги Исайи (2:2) и Книги Михея (Михи; 4:1). Пророк Иезекииль также сообщает об источнике пресной воды на Храмовой горе. Описание первосвященника во всем его великолепии основывается на словах Книги Исхода (главы 28 и 39), а не на реальных свидетельствах периода Второго Храма.
Таким образом, в ответ на вопрос о достоверности описания Иерушалаима эллинистической эпохи в "Послании Аристея" следует ответить, что хотя можно принять некоторые детали представляемой автором картины, однако в целом это сочинение не может служить источником достоверной информации по данному периоду. Автор "Послания Аристея" не предполагал предоставить нам подобную информацию. Он хотел возвеличить святой город, пробудить у читателей восхищение Храмом и укрепить их связь с ценностями иудаизма. В этом отношении данное повествование можно поставить в один ряд с уже знакомыми нам текстами как, например, описание визита Александра Македонского в Иерушалаим или рассказ о попытке Птолемея Ш войти в святилище.
Иерушалаим в веках, ч. 2, с. 105-108.